В сегменте торговой недвижимости продолжает происходить насыщение. Экстенсивное увеличение площадей перестает устраивать инвесторов, так как не гарантирует им уже значительных прибылей.
Первыми эту аксиому поняли иностранные участники рынка, которые начали развивать в Москве торговые форматы для разных социальных категорий. В первую очередь это относится к голландской сети SPAR, в составе которой как магазины по несколько тысяч квадратных метров, так и по несколько сотен.
Нечто подобное в ближайшее время планирует российская сеть «Седьмой континент». Дифференциация магазинов «Седьмой континент» предполагается по нескольким категориям. Среднему классу компания предложит формат «универсам», менее обеспеченным москвичам – формат convenience store (магазин у дома), который будет называться «7 шагов», а самые дорогие магазины «Седьмого континента» получат название «Пять звезд».
Некоторые эксперты усматривают в этом шаге определенный расчет: компания создает себе плацдарм для маневра на тот случай, если крупные торговые форматы, вроде гипермаркетов, полностью будут скуплены западными торговыми сетями.
Впрочем, ряд аналитиков полагает, что рынок гипермаркетов в Москве близок к насыщению. И хотя западные операторы считают, что емкость московского розничного рынка позволяет строительство 50-70 гипермаркетов, некоторые данные указывают, что эта цифра в 2-2,5 раза меньше.
Так, в настоящий момент площадь торговых центров в Москве составила уже 800-830 тыс. кв. метров. Иностранные участники оперируют такими цифрами: на каждую тысячу жителей Москвы сейчас приходится лишь 42 кв. м торговых площадей по сравнению со 198 кв. м в Европе. Однако такой однобокий подход к анализу неверен. Во-первых, покупательная способность среднестатистического европейца минимум в 4 раза выше, чем у москвича. Во-вторых, в расчет не берутся торговые метры, которые приходятся на рынки и другую неорганизованную торговлю.
Безусловно, рост рынка будет происходить и дальше, но уже не такими гигантскими темпами как ранее. Кроме того, будут заполняться неохваченные цивилизованной торговлей ниши. В первую очередь, это продуктовые магазины в центре Москвы, во вторую – узкоспециализированные центры.
Ольга КрашенниковаКвартира. Дача. Офис