Сеть супермаркетов «Алые паруса», изначально стоившихся для узкого круга жителей элитных комплексов c аналогичным названием, может закрепиться на рынке супермаркетов класса «де-люкс».
Рекламная кампания торговых комплексов «Алые паруса». Как и одноименные элитные дома на набережной, они являются проектом компании «ДОН-строй». Получившая известность на рынке дорогого жилья (в числе самых известных ее проектов жилой комплекс «Алые Паруса», «Триумф-Палас», «Воробьевы Горы»), компания, похоже, решила попробовать себя в сфере ритейла. Новые супермаркеты «ДОН-Строя», аналогично жилым комплексам, позиционируются на рынке как «магазины особого назначения» (само название компании расшифровывается как «Дома Особого Назначения»). Эксперты признают, что проект «ДОН-Строя» пришелся весьма кстати: если компания будет и дальше развивать свою сеть супермаркетов, у нее есть шанс закрепиться в еще совершенно пустой нише торговых комплексов класса «де-люкс». Возможно даже, что в будущем сетью заинтересуются крупные торговые компании, в частности «Седьмой континент», который в ближайшее время собирается запустить аналогичный проект на базе своих магазинов.
Жилые комплексы с лирическим названием «Алые паруса», благодаря стараниям рекламщиков, прочно закрепились в сознании потребителей как нечто «крутое» и «элитное». Судя по всему, компания «ДОН-Строй», один из лидеров на рынке строительства элитного жилья в столице, решила окупить вложенные в рекламную компанию средства и использовать раскрученный брэнд еще и для сети супермаркетов класса «де-люкс». Первоначально, как полагают аналитики, супермаркеты для богатых людей, расположенные рядом с жилыми комплексами «ДОН-Строя», появились по необходимости, ведь компания обещала своим клиентам не просто голые квартиры, а жилой комплекс, в который уже «все включено». «Для «ДОН-Строя» строительство торговой сети было шансом диверсифицировать свой бизнес, - сказал RBC daily эксперт аналитического департамента РБК Валентин Крохин, - кроме того, они позиционируют свои дома по принципу «все включено», а значит, им необходимо создать для жильцов возможность отовариваться недалеко от дома. Вданных магазинах они должны получать такой же уровень сервиса, что и в домах. Розничная торговля сейчас активно развивается в России, и «ДОН-Строй», видимо, просто не захотел отдавать своих потенциальных клиентов другой сети».
Сейчас сеть магазинов «Алых паруса» включает в себя три торговых комплекса: первый магазин появился в Строгино, а два других расположены в Щукино. За прошлый год оборот всех трех магазинов, по оценкам экспертов, составил 8 млн долл. «Все магазины расположены недалеко от самих жилых комплексов, - сказала RBC daily представитель компании «ДОН-Строй», - не в одном здании, но на одной улице, так, чтобы жильцы могли до них быстро добраться». Основные принципы организации таких магазинов – расширенный ассортимент товаров, большая торговая наценка по сравнению со средними супермаркетами, набор дополнительных услуг (доставка, упаковка). «Магазины, позиционирующие себя как «де-люкс», - это магазины высокой ценовой категории, ассортимент товаров состоит преимущественно из продуктов «hi-class», если говорить о продуктах питания, то это деликатесы, - сказала RBC daily эксперт компании BKG Римма Чайникова. - Второй момент – это все, что связано с самой концепцией магазина: обязательно присутствие собственного стиля, причем он может быть как классическим, так и авангардным. Важный фактор – месторасположение. Желательно, чтобы такой магазин находился в центре города либо рядом с элитными жилыми комплексами. Обслуживание и то, как персонал общается с покупателями, здесь приобретает первостепенное значение. Можно даже говорить о выстраивании долгосрочных отношений, вплоть до того, что продавцы их знают постоянных покупателей по именам».
Решение о начале рекламной компании своей торговой сети менеджеры «ДОН-Строя», по мнению аналитиков, приняли, желая расширить число потенциальных клиентов и первыми закрепиться в еще незаполненной нише элитных супермаркетов. Кроме того, у «Алых парусов» есть еще одно конкурентное преимущество – «раскрученный» брэнд. Правда, со временем, считают аналитики, если «Алые паруса» всерьез решат заняться развитием своей торговой сети, известная марка может сыграть им плохую службу. «Развивать одновременно магазины и жилые комплексы с одинаковым брэндом – это не очень хорошая идея, - говорит Римма Чайникова. - «Алые паруса» стойко ассоциируются именно с жилыми комплексами, им придется либо себя как-то перепозиционировать, либо менять название. Похожая история произошла с супермаркетами «БИН», которые стойко ассоциировались у покупателей именно с банком. Менеджерам пришлось менять название – теперь сеть именуется «Петровский»». Кроме того, в будущем, если «Алые паруса» решат расширять свою сеть, они неизбежно столкнутся с еще двумя серьезными проблемами: отсутствием земельных участков в престижных районах и жесткой конкуренцией со стороны других ритейлеров. Правда, узнать о дальнейших планах «Алых Парусов» в самой компании RBC daily не удалось. На нашу просьбу предоставить информацию о количестве магазинов и дальнейших планах компании, пресс-секретарь торговой сети «Алые Паруса» ответила вопросом: «Кто вам вообще позволяет о нас писать, почему вы не спросили у нас разрешения?» Когда же г-же пресс-секретарю было сообщено, что в России существует свободная пресса, она заметила, что компанию «Алые Паруса» «это не волнует».
Между тем похожий проект - сеть гипермаркетов «де-люкс» - развивает также «Седьмой континент». Как сказала RBC daily директор по организации торговли компании «Седьмой континент» Елена Пестрякова, «на данный момент есть девять уже построенных магазинов, которые подходят под эту категорию. Правда, эта концепция пока находится только в стадии разработки, и магазины еще окончательно не переведены в эту категорию». По словам Елены Пестряковой, «Седьмой континент» спешит запустить эту концепцию первым. Кстати, о своих потенциальных конкурентах – «Алых парусах» - компания почти ничего не знает. Зато аналитики считают, что ниша супермаркетов «де-люкс» очень узкая и, несмотря на то что сейчас в ней есть лишь единичные представители, она может очень быстро заполниться. Есть даже вероятность того, что в будущем «Алые паруса» продадут свои супермаркеты «Седьмому континенту». «В принципе, иметь сеть меньше чем из 10 магазинов нет никакого смысла, - говорит один из экспертов рынка. - Поэтому, возможно, в будущем, когда на рынке элитных супермаркетов станет уже тесно, «Алые паруса» продадутся «Седьмому континенту».
Анастасия МатвееваРБК