Немного истории
Те, кто изучал социалистическую историю нашего государства, помнят этот вечный политический тезис, формулировавшийся как «стирание граней между городом и деревней». Однако именно телефонизация (хотя и многое другое, конечно) стала «ахиллесовой пятой» этого коммунистического протокола о намерениях. Если в городе телефон был доступен, то вплоть до конца ХХ века телефонизация пригородов протекала очень вяло. Во всяком случае, в 90-х гг. домашний телефон в подмосковных поселках и небольших городках считался роскошью, а не средством общения. Примерно половина семей, проживающих в Московской области, обходились без телефона, а за правом обладать им выстраивались огромные очереди. Тогда подмосковный монополист «Электросвязь» (в 2001 г. организация переименована в «ЦентрТелеком») был не в силах обеспечить телефонами всех желающих.
Но времена меняются. То, что не удалось коммунистам, очень быстро сделали господа бизнесмены. За определенную плату, конечно.
Операторы разных возможностей
Дело сдвинулось с мертвой точки с появлением в Подмосковье так называемых альтернативных операторов телекоммуникационных услуг городского и районного масштаба. Они оказались более расторопными в деле внедрения современных технологий и оказания широкого спектра сервисных услуг. То есть смогли предложить потребителям более дорогие (по сравнению с государственными), но качественные и разнообразные услуги связи. И сегодня на долю альтернативных операторов разного калибра приходится значительная часть телефонного рынка. Среди них есть как крупные компании, так и местные операторы, работающие в пределах одного подмосковного района или даже в одном поселке и приобретающие номерную емкость у более крупных телекоммуникационных компаний (в том числе и у того же «ЦентрТелекома»).
Впрочем, пока альтернативные операторы – нечастые гости в подмосковной глубинке. В основном они работают в крупных подмосковных городах и активно телефонизируют новые коттеджные поселки, возникающие то тут, то там, словно грибы после дождя. Застройщики понимают, что оснащение недвижимости современными телекоммуникациями, – одно из главных требований состоятельных клиентов. Потому как по нынешним торопливым временам без телефона и высокоскоростного интернета – как без рук. И доверяют телефонизацию организованных коттеджных поселков преимущественно крупным и хорошо известным телекоммуникационным компаниям. Таким, как «КОМБЕЛГА» (в активе этого оператора более полусотни поселков в ближнем Подмосковье), «МТУ-ИНФОРМ» (преимущественно элитные коттеджные поселки по Рублево-Успенскому шоссе), «КОМСТАР» («Покровские холмы», Куркино), «СОВИНТЕЛ», GOLDEN TELECOM (эта компания предоставляет застройщикам и местным операторам связи каналы связи и номерную емкость).
По всей видимости, будущее рынка операторов связи еще впереди. По мнению специалистов, пока лишь 5% Подмосковья охвачено волоконно-оптическими линиями. Понятно, что интенсивность охвата связана с близостью к Москве.
Телефон в каждый дом
По словам Игоря Ладычука, сотрудника компании Московского инвестиционного агентства недвижимости (МИАН), в большинстве строящихся коттеджных поселков предусмотрено проведение телефонной линии в каждый дом. Эта услуга может как входить в стоимость домовладения, так и оплачиваться отдельно. Обычно застройщики обращаются к оператору уже на этапе начала строительства. Но некоторые приходят уже после его завершения: если необходимо улучшить качество услуг связи либо расширить их. Прямые договоры на предоставление услуг связи, как правило, заключаются непосредственно с владельцами коттеджей.
«Сегодня никаких проблем со связью в новых коттеджных поселках нет. Все закладывается заранее, связисты и застройщики сами заинтересованы в этом. Неувязки со связью бывают разве что в отдельно стоящих коттеджах и старых поселках. И это, в первую очередь, связано с высокой стоимостью работ по обеспечению отдельно стоящих объектов. В среднем цена вопроса составляет порядка $1,5 тыс., включая выделение номера и абонентскую плату», – говорит Светлана Блинникова из риэлторской компании «ТЕРРА».
«Чем дальше от Москвы расположен поселок, тем больше размер инвестиций вследствие удорожания кабельных работ и прочих обстоятельств, связанных с удаленностью от столицы. Таких, например, как подписание новых договоров, доставка счетов, техническое обслуживание всей системы. В некоторых случаях возникают проблемы в налаживании отношений с местными операторами связи, – поясняет Сергей Щенников, представитель компании «КОМСТАР». – Многие поселки достаточно удалены от опорно-транзитных станций и их телефонизация с созданием проводных линий связи обходится слишком дорого. Поэтому чаще в них устанавливается вынос и система радиосвязи».
Система радиодоступа с использованием радио-релеек и волоконно-оптических линий – основные способы обеспечения связью жителей Подмосковья. При подключении абонентов по радиодоступу устанавливаются базовые станции с радиусом действия в несколько километров. Раньше эта схема связи широко применялась военными. Она, понятное дело, гораздо дешевле оптиковолокна, которое надо не только проложить, но и построить в поселке узел связи, установить современную цифровую АТС. Зато качество связи с помощью наземных оптиковолоконных линий (они применяются для телефонизации большинства охраняемых коттеджных поселков) на порядок выше. Цифровой стандарт обеспечивает быстроту соединения, качество сигнала, защищенность связи, независимо от расстояния. Во время разговора не приходится напрягать слух и голос или для большей ясности закрывать свободное ухо рукой. В случае же с радиорелейным доступом есть ограничения – возможно возникновение помех при неблагоприятных погодных условиях.
Компания «МТУ-Информ» одной из первых начала предоставлять услуги связи на рынке московского региона. На сегодняшний день количество ее пользователей составляет более 2000, услугами связи обеспечены поселки Внуково, Николино, Сосновый Бор, ТСЖ «Альфа» в Южном Бутово и другие. По словам директора по маркетингу «МТУ-Информ» Дмитрия Дронова, выбор поселка, где планируется телефонизация, определяется не желанием оператора, а возможностями конечных пользователей, будущих владельцев коттеджей. По опыту «МТУ-Информ» можно сказать, что плата за услуги связи, заложенная в стоимость нового жилья, – самая оптимальная схема взаимодействия оператора и потребителя, поскольку рассматриваемый вариант предполагает незначительное увеличение стоимости 1 кв.м жилья. Гораздо сложнее продать услуги связи отдельно. Многие застройщики не только оплачивают установку телефона, но вносят абонентскую плату за три года вперед. И эта тактика себя оправдывает, клиенты охотно приобретают жилье и связь в одном пакете.
Если говорить о стоимости организации связи, то диапазон цен определяется удаленностью поселка от узла компании и величиной вложений оператора. Плата за установку телефона с расширенными функциями офисной АТС при самостоятельном обращении потребителя в «МТУ-Информ» – $250–1500. Ежемесячный платеж за услуги телефонной связи – $10–15, услуги доступа в Интернет – $20–50, прием 40 спутниковых и кабельных каналов – $20.
С какими проблемами приходится сталкиваться компаниям, прокладывая волоконно-оптические каналы? На этот вопрос в «МТУ-Информ» отвечают: с организацией доступа на объекты. Препятствием могут стать уже существующие подземные инженерные коммуникации. Возможность выбора технического решения позволяет снизить конечную стоимость проекта и, соответственно, стоимость услуг для потребителя.
Сопутствующие услуги
Помимо качественной связи абоненты «альтернативщиков» также получают возможность высокоскоростного доступа в Интернет и к многоканальному кабельному телевидению. Трехсторонняя конференц-связь, переадресация вызовов на любой номер, включая номер сети мобильной связи, наложение запрета на все типы вызовов, доступ к информационно-справочным услугам и многое другое – все это входит в пакет телекоммуникационных услуг. Кстати, количество телефонных номеров на один коттедж, в принципе, не ограничено. Были бы деньги. За дополнительную плату можно также выбрать телефонный номер с понравившимися комбинациями цифр.
В советское время практиковалась дифференцированная абонентская плата за телефонную связь. Так, рабочие и служащие за право пользования телефоном платили 66 руб. в год, «лица свободных профессий, кустарей и ремесленников, не пользующиеся наемным трудом» – 90 руб. Дороже всего телефоны обходились «лицам с нетрудовыми доходами» – 120 руб. в год. Теперь же кастовый подход в прошлом. Есть средства – плати. Тарифы альтернативных операторов не регулируются МАПом, а потому ограничиваются возможностями заказчиков. В среднем, установка телефона в Подмосковье стоит от $500 до 3000 (в зависимости от сложности работ и удаленности объекта). Плюс придется еще платить от $50 до 70 в месяц в качестве абонентской платы. А потом хочешь – говори по нему, хочешь – не говори.
Мир и Дом