Промышленность Москвы - уникальный производственный комплекс, включающий в себя предприятия практически всех отраслей промышленности. За исключением разве что добывающих. Впрочем, имя "Белокаменная" столица получила не просто так - в том числе и за известняки, разрабатываемые в черте города. "Промышленная политика города Москвы. Результаты и перспективы". Этой теме была посвящена пресс-конференция руководителя Департамента науки и промышленной политики Е.А.Пантелеева.
"На сегодня в городе действует свыше 1000 крупных и средних и около 13 000 малых промышленных предприятий. Доля промышленного производства составляет четверть объема валового регионального продукта. Более 5 процентов всей российской промышленной продукции и 11 процентов всех потребительских товаров производятся в Москве. Примерно пятая часть налоговых доходов в бюджет города поступает именно от промышленности", - рассказал журналистам Евгений Александрович.
Характеризуя промышленную политику Правительства Москвы, Пантелеев сообщил, что она направлена на создание инфраструктуры промышленной деятельности - товаропроводящей сети, информационной сферы, выставочно-ярмарочной деятельности, маркетинговых услуг, а также на оказание поддержки предприятиям в доступе к финансовым ресурсам.
Под последним подразумевается дотация части процентных ставок рефинансирования. То есть Правительство Москвы оплачивает половину или четверть процентной ставки, делая финансовый ресурс дешевым. На эти цели выделяется 2 миллиарда рублей в год.
Другое направление - поддержка акций московских предприятий на рынке ценных бумаг. Поскольку их ликвидная ценность невысока, Правительство Москвы заявляет об обеспечении половины купонного дохода, что, по словам Пантелеева, способствует мгновенной продаже акций.
Одна из важных программ, которой уделяется особое внимание, - это вывод промышленных предприятий за черту города. Или хотя бы с "насиженного" места. В реализации этой программы власти столкнулись с таким явлением, как покупка предприятия с целью его закрытия. Причина тому - занимаемые промышленными объектами хорошие участки московской земли, весьма привлекательные для инвесторов.
Конечно же, руководство города не будет препятствовать закрытию устаревшего, нерентабельного, экологически вредного предприятия. Однако те производства, что сохраняют и развивают свой потенциал, ждет активная поддержка.
"Предприятия будут выводиться. Но только по взаимному согласию, не насильно, - утверждает Евгений Александрович. - Чтобы заинтересовать их в выводе, предлагается поддержка в реализации инвестиционных проектов, которые бы помогли встать на ноги, обрести "второе дыхание". Власти берут на себя также труд по изысканию земли и оказанию финансовой помощи "выводимому предприятию".
Отвечая на вопрос о судьбе ЗИЛа, руководитель Департамента сообщил, что завод останется в Москве, будет производить автомобильную технику и расширит ассортимент выпускаемой продукции. ЗИЛ сегодня занимает 300 гектаров земли в Москве, обладает уникальными современными производственными корпусами, но в то же время на его территории масса старых, плохо оснащенных и экологически неблагополучных цехов. Часть их будет реструктуризирована и перебазирована. Пантелеев опроверг распространившиеся слухи о том, что ЗИЛ переезжает на другое известное автомобильное предприятие - КАМАЗ. По его словам, распространению таких разговоров способствовал ряд обстоятельств, в частности, подписание ЗИЛом ряда договоров с КАМАЗом. Их цель - расширить маркетинговую сеть, наладить совместное производство комплектующих.
Ждет принятия конкретных решений и еще один промышленный гигант - АЗЛК. Долги этого предприятия, накопившиеся еще в бытность Советского Союза, составляют на сегодня 700 миллионов долларов. Много лет эти проблемы безуспешно пытались решить через списание долга. Сейчас намечено провести процедуру санации. Производственные мощности будут реструктуризированы, выделятся работающие производства, часть непрофильных активов продадут, чтобы частично удовлетворить претензии кредиторов. На 11 июня назначено первое слушание в арбитражном суде. Процедура санации займет 2 - 2,5 года. Именно через нее и планируется восстановить производство на АЗЛК.
Говоря о перспективах развития малых промышленных предприятий столицы, Пантелеев сообщил, что Правительство Москвы намерено полнее задействовать их потенциал. Подготовлен пакет документов, предусматривающих введение практики поощрения малого бизнеса через систему заказов. Переговоры об этом ведутся с Правительством России. Новая система предполагает, в частности, что, если крупная компания выигрывает государственный заказ, то ей ставится условие о передаче его половины малым предприятиям.
Егор ГронскийМосковская правда