Каждый год в Москве проходит пять крупных выставок по недвижимости: две (осенью и весной) "ДОМЭКСПО" в Гостином дворе, также две "Недвижимости" в Центральном Доме художника на Крымском валу и REALTEX в Манеже. На первый взгляд мероприятия схожие. Но на самом деле каждое из них уже обрело собственное лицо, и у каждого есть свой круг участников и посетителей.
Начнем с REALTEX - очередная, восьмая выставка прошла совсем недавно, 21-24 мая. Мероприятие это, по отзывам специалистов, во многом статусное - в число его организаторов входят правительства Москвы и Московской области, Госстрой России, и поэтому многие крупные игроки рынка расценивают свое участие в выставке как своего рода гвоздику в петлице.
Татьяна Разумова, пресс-секретарь Департамента инвестиционных программ строительства (ДИПС) правительства Москвы, отмечает, что REALTEX является "наиболее крупным и статусным" мероприятием, призванным показать возможности развития, тенденции рынка, возможности участников (например, выставка может дать деловое партнерство). В церемонии открытия выставки принимает участие мэр Москвы, но "конкретная отдача - в виде заключенных договоров, проданных квартир - тут не такая большая. Хотя она есть - мы распространяем купоны со скидкой, и число посетителей Единого центра продаж увеличивается".
Приблизительно то же самое довелось услышать от компании "Домострой". Ирина Огурцова, руководитель отдела PR и спецпроектов, считает REALTEX "менее интересной", что, по ее мнению, "видно и по составу участников, и по количеству посетителей выставки, которое сокращается с каждым годом". "Возникает ощущение, - говорит она, - что выставка организована для "внутреннего пользования". Кажется, организаторам надо задуматься о том, как вернуть своей выставке былую привлекательность".
Впрочем, организаторам есть что возразить. По мнению Натальи Старых, специалиста компании-организатора MSI, в этом году на REALTEX предлагалось множество инвестиционных проектов, и значительная их часть заинтересовала иностранных инвесторов. Так что если считать итогами мероприятия не просто проданные квартиры, а подобного рода контакты, то последнюю REALTEX можно считать весьма успешной.
Что касается такого простого и понятного всем показателя эффективности рекламной акции (которой в сущности является любая выставка), как количество посетителей, то здесь все неоднозначно. По предварительным данным, общее количество пришедших на REATEX - около 20 тыс. человек. Это намного выше показателей и "ДОМЭКСПО", и "Недвижимости" в ЦДХ. Но дело в том, что в последний день выставки, пришедшийся на субботу, посещение было бесплатным - и огромный поток любопытствующих существенно подправил цифры. Кроме того, из-за официального статуса мероприятия в нем участвовали округа и районы Москвы, и многие посетители приходили за ответом на вопрос, что будет с парком у них под окнами и когда снесут их пятиэтажку. Рассортировать же поток посетителей на категории, понять, кто из них действительно интересуется недвижимостью, а кто "заглянул на огонек", вряд ли возможно.
Выставке "ДОМЭКСПО" в минувшем сезоне выпало тяжелое испытание - переезд. Отказавшись от привычной площадки в 69-м павильоне ВВЦ (по слухам, хозяева площади стали требовать непомерную плату и вообще заняли довольно жесткую позицию), организаторы перенесли ее в Гостиный двор. Сначала на новом месте отмечались "болезни роста" - и участников, и посетителей на 7-й выставке, состоявшейся 9-12 октября, было меньше, чем раньше на ВВЦ. Объяснялось это не только логичными сомнениями в эффективности нового, "неприкормленного" места, но и соображениями прагматического свойства. Гостиный двор - площадка более дорогая, а организаторы отказались повышать цены на входные билеты (20 руб., как и на ВВЦ), полностью переложив удорожание на плечи участников.
Однако уже на осенней выставке многим стало ясно, что новое место удобнее прежнего. Т. Разумова считает, что "ДОМЭКСПО" в большей степени носит прикладной характер, чем REALTEX, и там заключаются реальные сделки. Как говорит Наталья Завалишина, руководитель отдела корпоративных и креативных проектов компании "МИЭЛЬ-Недвижимость", "помещения более просторные и презентабельные... Не было характерных для ВВЦ сторонних лиц, приходили именно те, кому выставка предназначалась. Кроме того, рядом с Гостиным двором находится множество государственных учреждений, крупные магазины, что также определило уровень посетителей".
Следующая "ДОМЭКСПО", проходившая 27 февраля - 2 марта, оказалась более успешной, чему немало способствовала активная рекламная кампания, организованная устроителями выставки. В осенней "ДОМЭКСПО" приняли участие 148 компаний - из России и еще из 12 стран. В первую очередь из наших традиционных "средиземноморских здравниц" - Испании и Кипра. Выставку (по количеству билетов, а также на основании показателей счетчиков на металлодетекторах, установленных на входах) посетили более 12 тыс. человек. Сегодня организаторы с полным правом говорят о "ДОМЭКСПО" как о "самой большой выставке недвижимости в России, ориентированной на конечного потребителя".
Впрочем, об ориентированности на потребителя заявляют и организаторы третьей выставки - "Недвижимость" в ЦДХ. В число ее организаторов кроме столичного правительства входят Ассоциация инвесторов Москвы и Домостроительный комбинат № 1. Присутствие крупнейшего из столичных ДСК предопределило направленность "Недвижимости" - это в основном выставка новостроек.
По субъективным ощущениям, на "Недвижимости" заметно многолюднее, чем на "ДОМЭКСПО". Официальные цифры этого не подтверждают: как сообщил нам Олег Львов, начальник отдела рекламы и PR "ДСК-1 и Компания", выставку в сентябре 2002 года посетили 12 тыс. человек, а мартовскую этого года - более 13 тыс. Вероятно, ощущение большого наплыва посетителей создают теснота и явная нехватка выставочных площадей. Это подтверждается и тем общеизвестным в профессиональных кругах фактом, что за лучшие места в ЦДХ идет жесткая конкурентная борьба. С другой стороны, эта выставочная площадка прекрасно "раскручена", да и исторически известна москвичам - а посему сомнительно, что в ближайшее время "Недвижимость" переедет куда-нибудь еще.
Другой характерный признак "Недвижимости" - ориентированность на недорогой сектор жилья, прежде всего панельные новостройки. Это предопределяет и состав участников, и тематику предлагаемых им семинаров (общеизвестно, что небогатые покупатели экономят на всем, в том числе и на услугах риэлторов, и поэтому любят лекции с названиями типа "Как самостоятельно купить квартиру?"). Эта же ориентированность заставляет некоторых застройщиков отказаться от участия. ДИПС, например, считает, что "аудитория там не наша".
И наконец, о самом интересном - о деньгах. Выяснить стоимость участия в выставках не проблема - расценки висят в интернете. Сложив их, можно понять, что суммарные затраты начинаются от $500-700 (скромный стенд небольшой фирмы) и потенциально могут достигать нескольких тысяч. Стенды же "монстров" рынка и завсегдатаев выставок могут "зашкаливать" за $50 тыс. Явно такие затраты не покроешь результатами от сделок. Поэтому интересно понять: сколько фирмы зарабатывают на выставке, какое количество договоров там заключается? Но именно на этом вопросе наших собеседников поражала странная глухота - они его упорно не слышали.
Только Светлана Попова, начальник отдела маркетинга и рекламы компании "Жилстройиндустрия", решилась утверждать, что участие в выставках приносит "ощутимую отдачу". Конкретных цифр заключенных договоров нет - это не то чтобы секретная информация, "просто мы так не систематизируем цифры".
Из сказанного участниками рынка можно заключить, что стимулом для участия в выставке для них является не количество заключенных там сделок. Скорее это, как и членство в профессиональных объединениях, некая заявка о своем статусе на рынке, коммуникативное средство и способ презентации себя перед потребителем. Но это настолько важно, может быть, в силу того, что другие презентационные средства на рынке недвижимости "не в ходу", что выставки еще долгое время будут пользоваться большой популярностью.
Владимир АбгафоровКвадратный метр