Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / На пороге центробежной перестройки

На пороге центробежной перестройки

Социальную значимость риэлторского бизнеса сложно переоценить: люди нуждаются в нормальном жилье, в нормальных условиях для работы. Первейшая задача всего риэлторского бизнеса – помочь людям удовлетворить эту потребность, причем они должны быть уверены в безопасности и надежности сделок, иметь гарантии сохранения своих прав на приобретенные объекты недвижимости. Обеспечить такие гарантии могут только известные, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке риэлторские фирмы. Большинство из них входит в Российскую гильдию риэлторов (РГР) или в региональные риэлторские организации, такие как Московская ассоциация—гильдия риэлторов (МАГР).

На сегодняшний день возникла необходимость четкого разделения функций между центром и регионами. Это был один из основных вопросов, обсуждавшихся на круглом столе «Роль и задачи общественных объединений в формировании рынка недвижимости», прошедшем в рамках Восьмой международной специализированной выставки REALTEX. Среди выступавших были Президент МАГР Григорий Полторак и вице-президент РГР Андрей Гусев.

Главная задача – формирование благоприятной бизнес-среды

От периферии к центру или наоборот

История развития риэлторского общественного движения в России самобытна и скоротечна. Во многих странах мира рынки недвижимости складывались эволюционным путем — и не десятилетия, а столетия. Возникновение общественных организаций носило там совсем другой характер, чем в России. Обычно сначала формировались региональные организации, и только потом вызревала необходимость объединения в рамках общенациональной ассоциации. «В России же развитие рынка недвижимости происходило ударными темпами, на фоне уже существующего огромного международного опыта. В некотором смысле мы опередили время и быстро перешли к использованию рыночных механизмов. Это происходило при серьезной поддержке ведущих российских и международных профессиональных риэлторских организаций. 20 мая 1992 года прошел I Учредительный Съезд, на котором 36 фирм приняли решение о создании Российской гильдии риэлторов», — рассказал Президент МАГР Григорий Полторак.

Изначально большинство организаций, входящих в РГР, были из московского региона, где рынок недвижимости уже в то время был наиболее развит. И только позже, через два года, а точнее 16 апреля 1994 года, в Москве была создана региональная общественная организация — Московская ассоциация риэлторов (МАР). Изначально в нее вошли 33 компании, и организация достаточно быстро набрала силу, в нее вошли все лидеры рынка недвижимости московского региона. «При этом она сосредоточила свои усилия прежде всего на обмене опытом между компаниями, поскольку рынок очень слабо регулировался в то время и очень быстро менялось законодательство, — продолжает Г.Полторак. — МАР принимала серьезное участие в разработке актов, регулирующих профессиональную деятельность, в частности, стояла у истоков создания системы лицензирования как регулятора рынка».

В результате, на рынке недвижимости в московском регионе действовали две очень сильные профессиональные организации – РГР и МАР, которые, по существу, выполняли дублирующие друг друга функции и предоставляли своим членам схожие услуги. «Чуть позже появилась еще одна профессиональная организация регионального масштаба — это Московская гильдия риэлторов (МГР), и возникла дополнительная напряженность – появилась конкуренция между двумя организациями, действующими на рынке московского региона. Благодаря разумной взвешенной политике удалось найти компромисс и объединить усилия этих организаций», — объясняет Г.Полторак.

5 июня 1999 года МАР и МГР объединились в одну общественную организацию —Московскую ассоциацию-гильдию риэлторов (МАГР) в целях консолидации усилий, направленных на создание и развитие цивилизованных отношений на рынке недвижимости московского региона с едиными целями и задачами, объединив свою членскую базу и потенциал. И с этого момента началась серьезная работа по пересмотру функций и задач региональных и федеральных организаций. Москва стала, в значительной степени, лидером этого процесса.

Однако за время существования Российской гильдии риэлторов получилось так, что в нее напрямую вошло довольно большое число московских риэлторских компаний. «По сути, получилось дублирование членства в региональной и федеральной организации. На сегодняшний день нам удалось достичь понимания тех самых задач, которые стоят перед организациями разного уровня. Этому серьезно содействовало еще и то, что рынок меняется, заставляет нас иначе смотреть на стоящие перед организациями задачи», — заключает Г.Полторак.       

Кто за что в ответе?

 «Все, что должно быть единым для всей Российской Федерации, внешним по отношению к России и контролируемым из единого центра – должно быть в компетенции федеральной организации – Российской гильдии риэлторов. РГР должна разрабатывать документы, регламентирующие деятельность центра и выполнять регулирующую функцию, — говорит Г.Полторак. Также в миссию РГР входит продвижение профессиональных интересов риэлторского сообщества в целом. Кроме того, в задачи РГР входит установление международных связей, создание и поддержка региональных организаций. Не везде в России одинаково развит рынок. Есть такие регионы, которые нуждаются в продвижении и самой профессии риэлтора, и создании там членских организаций, и, безусловно, это есть функция Российской гильдии риэлторов».

В Москве рынок недвижимости развит наиболее сильно. И именно здесь работа по разделению полномочий самая сложная. Однако не все так тревожно. Руководители МАГР считают, что происходящее урегулирование во взаимоотношениях между центром и региональными организациями не приведут к какой-то кардинальной ломке в построении работы той или иной организации. Что касается миссии МАГР как региональной московской организации, она была сформулирована в 2000 году и записана в концепции деятельности Московской ассоциации—гильдии риэлторов.

Основная мысль документа заключается в том, что главной задачей организации является формирование благоприятной бизнес-среды на рынке недвижимости столицы. Освободив себя от необходимости дублировать решение задач федерального характера, МАГР может более интенсивно сосредоточить усилия на этой работе. Формирование бизнес-среды — это задача, очень сильно перекликающаяся с политикой правительства в области предпринимательской деятельности — всем известной программы снижения административных барьеров. Более четкое разделение функций риэлторских общественных организаций на национальном и местном уровнях, по мнению Г.Полторака, создает условия для более успешного решения этих задач в сфере операций с недвижимостью.

Сам себе регулировщик

Андрей Гусев – о роли общественной организации в гражданском обществе

Вице-президент Российской гильдии риэлторов Андрей Гусев рассказал о миссии РГР в современных условиях: «Миссия РГР, которую мы выполняем уже 10 лет, четкая и ясная – это создание цивилизованного рынка недвижимости. Когда 10 лет назад эта миссия была сформулирована, казалось, что все ясно и понятно, мы видели дикий полукооперативный рынок у нас и совсем иной, совершенный рынок в странах Запада. Мы понимали, что хотим работать так, как они. Конечно, это было трудное время – вы помните пик разгула криминала того времени, отсутствие и нестыковка региональных московских и федеральных законов. Аналогичная ситуация была во всех остальных регионах. В этих условиях выходом было государственное лицензирование, позволившее пройти этот промежуточный этап».

«Сейчас у нас уже есть нормальное сильное государство, — продолжает А.Гусев, — которое не допускает разгула криминала на рынке, когда у нас почти совершенное законодательство, почти состыкованное на федеральном и региональном уровне. В этих условиях государство изменило свою политику. В основе политики, проводимой правительством и президентом, лежит идеология создания гражданского общества, экономика которого регулируется самими профессиональными участниками, то есть саморегулируемых организаций. Создание такой организации теперь является целью Российской гильдии, и девиз «миссия по созданию цивилизованного рынка» должен превращаться в «создание саморегулируемого рынка недвижимости», ответственность за поддержание которого носит профессиональное сообщество. В законе, который сейчас готовится в Министерстве экономического развития, заложены следующие принципы саморегулируемых организаций: наличие стандарта на рынке, система обучения, контроль за соблюдением стандартов, страхование ответственности и санкции за нарушения».

В функции региональных организаций входит то, что проще делать на местах. Безусловно, трудно представить себе взаимодействие клиентов риэлторских фирм, находящихся в удаленных регионах, с Российской гильдией риэлторов, расположенной в Москве. Это легко сделать москвичам, но для потребителей, которые находятся во Владивостоке, в Мурманске, в далеких от Москвы городах, это, безусловно, трудно. Поэтому задача общения с непосредственными членами организаций, с риэлторскими компаниями, установление цивилизованных отношений с клиентами риэлторских фирм – все это задача региональных организаций.

Также в задачи региональных организаций входит взаимодействие с местной законодательной и исполнительной властью, обучение и аттестация сотрудников риэлторских компаний. Установление и поддержание необходимого качества в соответствии со стандартами, сертификация — также есть задача региональной организации. Защита интересов профессиональных организаций в случае проблем, возникающих как с правоохранительными органами, так и с иными контролирующими структурами. Методическая работа по оказанию помощи в установке технологии, обучение специалистов тонкостям ведения бухгалтерского учета – это тоже работа, которая должна проводиться при методической поддержке центрального аппарата Российской гильдии риэлторов.

В соответствии с этими принципами сейчас принято решение о том, чтобы передавать значительную часть функций тем региональным организациям, которые имеют высокий потенциал, и наделять их статусом полномочного представителя Российской гильдии риэлторов на местах. Уже выработались определенные требования, которые предъявляются к этим региональным организациям, среди них можно выделить компетентность, доступность для вступления новых членов, массовость, демократичность уставных документов, независимость от отдельных риэлторских структур и функциональную полноту – то есть региональные организации должны осуществлять такие функции, как обучение, аттестация, сертификация.


Ольга СторожкоКвартира. Дача. Офис

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru