Семь лет назад мэрия выделила под галерею Шилова часть квартала XIX века напротив Кремля - дома № 5 (строение 1) и № 7 (строения 2,3,4) по улице Знаменка. Первый из них переоборудовали под творческую мастерскую художника, картинную галерею и школу живописи. Но в обретенном доме галерея счастливо прожила всего два года. Уже в 1998 году выяснилось, что музей нужно срочно расширять - "принимая во внимание необходимость превращения галереи в центр пропаганды современного русского реалистического искусства", а также поскольку "для хранения картин, передаваемых художником в дар городу, недостает помещений". Для этого правительство Москвы выделило галерее еще пару зданий - строения 1 и 2 дома № 3. Инвестору, готовому вложиться в развитие музея (компании "Тверская Файненс Б.В.", возглавляемой бывшим вице-премьером Олегом Лобовым), разрешили на прилегающей земле построить малоэтажный элитный жилой дом с подземным гаражом и торгово-офисный центр общей площадью 26 тысяч квадратных метров. Чтобы вернуть вложенные в чистое искусство деньги. И, нет сомнений, вернуть с лихвой - земля в непосредственной близости от Кремля на вес золота.
Кстати, вначале проектировщики невзначай "прирезали" к шиловскому зданию еще несколько соток земли, принадлежащей соседнему ГМИИ изобразительных искусств имени Пушкина. Но благодаря дипломатическим ухищрениям и вмешательству мэра землю Пушкинскому вернули, инцидент признали "технической ошибкой".
Теперь появилась свежая проблема: для того чтобы построить обещанную городом коммерческую недвижимость, инвестору нужно отселить жилой дом по адресу Знаменка, 9/12. Жители упираются, выезжать из старинного дома не хотят, упрекая городские власти в нарушении их прав и разрушении архитектурного наследия. Число жалоб, разосланных в разные инстанции, перевалило за семь десятков, после чего префекту ЦАО пришлось выехать на место конфликта.
К приезду Геннадия Дегтева граждане явно подготовились: во дворе префекта встречал броский плакат "Долой бизнес-центр и строительный бандитизм!", который держали несколько школьников, мрачно глядя на высокого гостя. Префект всем видом показывал, что пришел мириться - позвал всех желающих в конференц-зал, терпеливо отвечал на вопросы. Но граждане требовали крови. Они хотели знать все. Кто и на каком основании выдал порубочные билеты на 40 деревьев в их дворе? Почему детскую площадку перегородили сеткой и поставили там строительные бытовки? С какой стати они должны переезжать из дома, непризнанного аварийным? Какое отношение к искусству имеет бизнес-центр и почему он получает закрепленную за музеем землю? И вообще, насколько все это законно?
- Инвестор выполнил перед городом свои обязательства, галерею построил, - рассказал "Известиям" представитель инвестора "Тверская Файненс Б.В." , возглавляющий строительство. - А люди не хотят понять, что дом в любой момент может обрушиться. Мы ведь никого не выселяем в Бутово, мы предлагаем на выбор лучшие места - Арбат, Тверскую, выбирайте. Но они хотят выжать из нас еще больше.
Граждане свои меркантильные интересы признавать отказались:
- Они нас "разводят", - заявил "Известиям" глава инициативной группы Виктор Ткачев. - Мы с ними про законность строительства и охрану культурного наследия говорим, а они в ответ упрекают нас в нежелании съехать из дома. Мы надеемся отстоять охранную и заповедную зону Кремля, которые безразличны московским властям. И требуем остановить строительство, на компромиссы мы не пойдем. А пойдем в суд.
Воюющие стороны расстались, договорившись создать согласительную комиссию из специалистов по наследию, жителей квартала и представителей городских властей. Видимо, именно ей предстоит конвертировать пафосные слова, прозвучавшие с обеих сторон, в компромиссы и реальные деньги, поделенные между участниками процесса.
Геннадий ДЕГТЕВ, префект ЦАО: "Это провокация".
- Вы считаете, суть этого конфликта - обычный торг?
- Однозначно. Нельзя из частного вопроса делать глобальную проблему, связанную с невозможностью развития центральной части города. Вы посмотрите на новое здание - оно нисколько не нарушает ансамбль площади Боровицких ворот. Даже украшает. Мы с архитекторами нашли интересное решение по реставрации.
- В процессе строительства уже было снесено историческое здание - дом причта церкви Николы Стрелецкого.
- Снесенный дом никогда памятником не был - ни признанным, ни вновь выявленным. Это провокация - пытаться раздуть этот случай до уровня общей темы реконструкции и реставрации ветхого фонда в Москве. Все памятники, статус которых подтвержден, будут реставрироваться.
- Почему нужно отселять жилой дом?
- Дом по Знаменке, 9/12 - ветхий, тысяча девятисотого года постройки. На протяжении 14 лет уже было отселено порядка 11 семей. У нас есть заключение от экспертов "Мособлремстройпроекта", где говорится, что деревянные перекрытия и лестничные марши представляют угрозу для жителей. Необходимо проведение реставрационных работ.
- Официально он признан аварийным?
- Распорядительного документа пока нет - нужно пройти городскую межведомственную комиссию. Есть постановление об отселении, и это вопрос согласительных процедур.
Анна ФилимоноваИзвестия