Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / На стройках - "Вира Помалу"

На стройках - "Вира Помалу"

Первый заместитель председателя Госстроя РФ Сергей Круглик отвечает на вопросы нашего обозревателя.

- Какими видятся вам, Сергей Иванович, роль и место Госстроя в результате предполагаемого реформирования административной системы?

- В худшем случае они останутся прежними. Но не для того затевается реформа. В министерствах и ведомствах должны исчезнуть дублирующие функции, из-за которых сегодня по разным принципам и, соответственно, с разной эффективностью расходуются бюджетные средства на одни и те же цели. Примером могут быть вопросы капитального строительства, жилищной программы и т.п.

Взять государственные жилищные сертификаты для военнослужащих. И технология, и методология решения этой острейшей проблемы разработаны Госстроем. Справедливо, что теперь по новому порядку и выпуск, и погашение таких сертификатов концентрируются в одних руках - нашем Госкомитете, выражающем интересы всего федерального центра в данной области.

Другой пример. Ясно, что контролем за миграционными процессами должно заниматься МВД. Но выработка миграционной политики в части обустройства переселенцев, механизма предоставления жилья, расселение - прерогатива Госстроя. Напомню, что за период между последними переписями нашу страну избрали местом проживания более 10 миллионов человек, что и дало прирост населения на 5,5 миллиона.

Это частности. В целом же от состояния строительного комплекса зависят темпы и эффективность структурной перестройки всех отраслей российской экономики. Совершенно очевидно, роль и место Госстроя, выполняющего не свойственные другим ведомствам функции, могут усилиться.

- В регионах жалуются на отсутствие Генеральной схемы расселения и другой документации федерального уровня, что тормозит разработку территориальных схем и городских генпланов. Но ведь основные положения Генсхемы были одобрены Правительством еще в 1994 году. В чем же дело?

- К данному документу в том виде, в котором он готовился почти десятилетие назад, у нас, мягко говоря, неоднозначное отношение. Тогда в основу был положен госплановский принцип размещения производительных сил. Ситуация, согласитесь, сильно изменилась. Там, где раньше была нехватка кадров, теперь возник избыток. И наоборот. Требуется новый подход, не командно-административный, а рыночный.

Мы разделяем обеспокоенность регионов. Нельзя признать нормальным, что документацией регионального уровня для территориального развития, разработанной после 1995 года, обеспечены лишь 12 субъектов Федерации, а генпланы имеются у 16 городов - региональных центров.

Сейчас интенсивно ведется переработка, а вернее создание новой Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации с учетом миграционных и геополитических интересов нашей страны. Предстоит ввести и вести государственный кадастр недвижимости. Помощь и подсказки с мест в этой работе придутся весьма кстати.

- По какому принципу отбираются получатели госкапвложений и исполнители государственного строительного заказа?

- Право распоряжения бюджетными средствами можно получить только на конкурсной основе. Все эти процедуры обеспечены необходимой нормативной базой и, как говорится, отшлифованы. Исключение составляют чрезвычайные обстоятельства. Для ликвидации последствий стихийных бедствий организации назначаются государством. При этом требуется специальное разрешение Минэкономразвития на конкретные виды и объемы работ.

- Сохранится ли система строительных норм и правил (СНиП) как средство технического регулирования строительного бизнеса на федеральном уровне?


- Безусловно. Просто введение с 1 июля 2003 года Закона "О техническом регулировании" расширит круг разработчиков норм и правил строительства. В первую очередь речь идет о саморегулирующих организациях, наиболее полно выражающих интересы тех, кто непосредственно нуждается в такой документации.

Предстоит выстроить принципиально новую систему ... документов по всему циклу: от инженерных изысканий до реконструкции и сноса зданий. При этом, разумеется, в основе будут действующие СНиПы, большей частью уже соответствующие международным стандартам.

- Саморегулирующие организации - это нынешние корпорации?

- Нет. Речь идет об объединениях строителей по профессиональной специализации. Например, союз транспортных строителей, союз промышленных строителей, союз монтажников металлоконструкций или, скажем, газового оборудования. Таких организаций в нашей стране пока нет.

Разработанные ими нормы и правила должны быть согласованы со всеми смежниками, экспертизами и инспекциями, получить оценку Госстроя. Тогда они станут обязательными для всех независимо от принадлежности к той или иной саморегулирующей организации.

- Не пострадает ли от такой самодеятельности качество строительства?

- На мой взгляд, выиграет. Ведь мы говорим о дополнительных правилах. Скажем, появляются новые технологии, оригинальные планировочные решения, прогрессивные материалы и т.д. Тот, кто больше всех заинтересован в их внедрении, оперативнее сумеет ввести новшества в общую систему координат.

- Можно ли в современных условиях говорить о формировании или осуществлении государственной политики в строительном комплексе, который в массе своей акционирован или приватизирован?

- И можно, и нужно. Начну с самого насущного - защиты отечественного строительного рынка. Стоит только появиться на Западе новому полимеру, как начинается компрометация российских аналогов. Яркий тому пример - нападки на совершенно безобидный хризотил-асбест для производства шифера. На Урале целый город живет за счет его выпуска. Понадобилось специальное решение Правительства, чтобы зафиксировать безвредность простого и дешевого материала.

Все страны в разных формах оберегают свои стройки от засилья "варягов". Квотирование иностранной рабочей силы особенно важно именно в строительном комплексе. От этого во многом зависит не только социальный климат, но и качество строительства.

Особого внимания заслуживает активизация инвестиционно-строительной деятельности по реализации Федеральных целевых программ (ФЦП). Будет проведена инвентаризация отдельных ФЦП, чтобы выявить степень готовности строек и объектов, разработать оптимальные структуры программ и схемы финансирования, обеспечивающие максимальную концентрацию ресурсов. После определения перечня ФЦП будут перераспределены бюджетные средства, исходя из государственных приоритетов и степени готовности программ.

Необходимо сконцентрировать средства, выделяемые по программе "Жилище" на реконструкции и модернизации жилищного фонда. Мы и так немного вводим сейчас жилья, а половина этого объема в то же время сносится из-за ветхости старых домов.

Максимальный для России (РСФСР) ввод жилого фонда был в 1986 году и составил 76 миллионов квадратных метров. С 1996 года по 2000 год - всего 160 миллионов квадратных метров, т.е. в среднем по 32 миллиона в год.

В 2002 году введено в действие 33,8 миллиона квадратных метров общей площади, при этом около половины построено за счет средств индивидуальных застройщиков. Рост незначительный: 106,5 процента к уровню 2001 года, а самое главное, что такой объем ввода позволяет обеспечить жильем лишь полтора процента населения России. Такое положение дел нас не может устраивать.

Для социального благополучия нашей страны необходимо увеличить объемы ввода благоустроенного жилья в 2-3 раза, и не только за счет нового строительства, но и за счет реконструкции, ремонта, завершения строительства "замороженных" объектов.

Именно такие, можно сказать, амбициозные параметры закладываются в разрабатываемую сейчас стратегию развития строительного комплекса до 2010 года. Экспертные оценки позволяют говорить о реальности довести ввод жилья к 2005-2006 годам до 70 миллионов квадратных метров в год. Будет осуществлен массовый переход на локальное и автономное инженерное обеспечение жилой застройки, прежде всего по теплоснабжению.

Первостепенное значение имеют меры по снижению стоимости квадратного метра жилья. Анализ показывает, что на 40 процентов себестоимость строительства бывает обременена волюнтаристскими муниципальными затратами на подключение квартир к коммуникациям. Будем наводить в этом порядок.

- Стимулируется ли создание конкурентной среды, малое и среднее предпринимательство на стройках и в жилищно-коммунальном хозяйстве России?

- Мы уже говорили о доступности государственного заказа исключительно на конкурсной основе. Впоследствии по конкурсу выбираются исполнители конкретных видов работ. Например, по вентиляции, электрике, сантехнике, отделке и т.д. В регионах это как правило связано с образованием небольших фирм.

У нас принято считать малым предприятием стройфирмы численностью до 100 человек. Сейчас 90 процентов от общего количества строительных организаций и предприятий стройиндустрии приходится на малый бизнес.

С одной стороны, это неплохо. С другой - маломощная фирма далеко не всегда экономически эффективна на стройке. Начался процесс интеграции.

Создаются финансово-промышленные и финансово-строительные группы, акционерные объединения и некоммерческие ассоциации. Деятельность финансово-промышленных объединений способствует повышению инвестиционной и деловой активности, стабилизации хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности строительных организаций, развитию рынка подрядных работ в Российской Федерации.

Возрастает роль профессиональных некоммерческих ассоциаций. Это как раз и есть провозвестники тех самых саморегулирующих организаций.

Перемены в строительстве, так называемую конкурентную среду, можно увидеть воочию. Подорвана монополия типового проектирования и панельного строительства. Возникла огромная дифференциация уровня архитектуры для разных слоев населения. Заметно ослабла монополия архитектурных школ Москвы и Петербурга. Возрождаются местные архитектурные школы на юге, в Нижнем Новгороде, Казани, Вологде и других местах. Появление персональных мастерских возродило творческий потенциал архитекторов.

Тому, кто занимается или хочет заняться строительным бизнесом, могу порекомендовать обратить внимание на сельскую местность. Там, как говорится, еще конь не валялся. Непочатый край работы по благоустройству сел. На это выделены немалые ресурсы, и можно надеяться на муниципальную и региональную поддержку. Так же, как и в жилищно-коммунальном хозяйстве городов.

На мой взгляд, следовало бы подразделить ЖКХ на два разных сектора. В жилье вопросы собственности не имеют принципиального значения. Иная картина в коммунальном хозяйстве, где речь идет о жизнеобеспечении целых населенных пунктов, их безопасности. Частная собственность здесь неуместна, а вот эксплуатировать сети и другие коммуникации можно и нужно малому бизнесу.

- В свое время строительство и муниципальные работы вывели США из "великой депрессии". Что показывает наш строительный барометр?


- Поделюсь личными наблюдениями. Примерно за год - полтора до недоброй памяти августа 1998 года стала ослабевать инвестиционная активность, упали объемы подрядных работ.

Сейчас медленно, но верно и то и другое растет. Как говорят крановщикам на стройках, "Вира помалу". Подъем есть, а значит экономических катаклизмов не предвидится.


Михаил МахлинРоссийская газета

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru