- В марте исполнилось три года первому магазину IKEA в России. Как чувствуете себя в роли "старожилов" на рынке?
- Мы очень многого достигли в России, но самое главное достижение - это отношение российских покупателей к IKEA. Когда я только приехал, мне говорили, что в России не существует среднего класса. Есть либо очень богатые люди, либо очень бедные. Многие думали, что богатые будут приезжать в наши магазины и покупать только дорогие вещи, поэтому IKEA в России не приживется. И поначалу я очень боялся, что на нашей стоянке будут только черные "Мерседесы". Но взгляните на парковку, и вы увидите, что наши покупатели - обычные российские семьи. Четверть покупателей магазина IKEA в Химках и более трети на Юго-Западе приезжают на бесплатных автобусах. Мы достигли цели: IKEA стала символом доступных покупок.
Мы начали говорить о вхождении на российский рынок в 1996 г., и все, о чем говорили тогда, неизменно и сейчас. Когда я приехал в Россию, передо мной стояла задача выбрать город для открытия первого магазина. Выбирать пришлось между Санкт-Петербургом и Москвой. Петербург очень близко к Швеции, и многие шведы думают, что Россия начинается в Петербурге. Одной из причин, почему мы выбрали сначала именно Москву, заключалась в ужасном состоянии транспортных развязок в Северной столице. Я знал, что московские дороги не намного лучше, но тут по крайней мере стараются что-то изменить. Когда я смотрю на карту Москвы (в отличие от Петербурга), я вижу сразу несколько мест: вот здесь и здесь хорошо бы открыть магазин. Вообще, в IKEA нет какой-то жесткой формализованной стратегии - мы гибко подходим к ситуации.
- IKEA сильно заинтересована в инвестициях в Россию?
- Если мы посмотрим на западные страны: Германию, Швецию или США, - то увидим, что люди там обновляют домашнюю обстановку больше по прихоти, нежели по необходимости. В России совсем другая ситуация. Здесь меняют старое на новое. Ингвар Кампрад хотел, чтобы IKEA была в этот момент рядом, развивалась параллельно росту сознания российских покупателей.
Основатель IKEA всегда мечтал о России. Я начал работать в IKEA в 1976 г., и уже тогда Ингвар упоминал о ней как о целевом рынке для IKEA. В 1981 г., когда руководство IKEA обсуждало начало работы в США, Ингвар говорил о приоритетности России. Но далеко не все в руководстве IKEA были заинтересованы в том, чтобы идти сюда: Россия представлялась очень закрытой и недоступной.
Ингвар Кампрад всегда хотел сделать рынок России ведущим по закупкам - чтобы товары для IKEA производили в России. Уже 60 лет IKEA демонстрирует очень быстрый рост и развитие. Обычно рост компании происходит в течение 10-15 лет, но IKEA продолжает расти с такой быстротой на протяжении всех 60 лет. У компаний, как правило, в связи с быстрым ростом появляются проблемы. Основные из них заключаются в финансировании и менеджменте. Но у IKEA в этих сферах не было серьезных проблем.
Самыми большими проблемами для IKEA всегда были производство и поставки товаров. Разработка ассортимента IKEA возложена на сотрудников IKEA of Sweden в городе Эльмхульте. Ассортимент, единый для всех стран мира, насчитывает около 10 000 артикулов. Все, что вы покупаете в наших магазинах, разработано дизайнерами IKEA. Товары IKEA должны быть одинакового качества, и покупатели не должны видеть разницы между стулом, произведенным в России, Германии или в любой другой стране. Россия для производства основной продукции IKEA - самая богатая страна в мире, потому что здесь есть практически все: древесина для производства мебели, нефть для производства пластмассовых изделий, текстиль, стекольные заводы, алюминий, металл. Все, что нужно IKEA, есть в России. И все, что есть в каталоге IKEA, может производиться в России.
- Мечты г-на Кампрада потихоньку сбываются?
- Действительно, уже сегодня товары IKEA, произведенные в России, можно купить в Америке, Гонконге и т. д. Но это не более 1,5% от всех товаров IKEA. Эта цифра может быть гораздо больше, и Россия может стать основным поставщиком для IKEA. Мы подписали соглашение с Министерством промышленности, науки и технологий РФ об инвестициях в российскую мебельную и деревообрабатывающую промышленность. Сегодня IKEA закупает в России товары на общую сумму $60 млн. Подписанное соглашение позволит IKEA к 2007 г. приобретать мебель и изделия из древесины на $400 млн в год. Общий объем закупок этой продукции, включая изделия из текстиля и пластика, в течение последующих пяти лет составит около $1 млрд. В обшей сложности IKEA планирует инвестировать в российские заводы и фабрики $140 млн. Всего два года назад общий объем экспорта мебели из России составлял $100 млн. А от наших друзей из Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России мы слышали, что по каналам IKEA экспортируется половина всего этого объема.
- Можно ли сегодня говорить о прибыльности бизнеса IKEA в России?
- Для IKEA проблема затрат - это скорее проблема времени. Конечно, любая компания, где бы она ни работала, хочет получать прибыль. По объему продаж Россия пока не входит в пятерку лидеров (Германия, Великобритания, США, Франция и Швеция). Сегодня мы знаем: чтобы выйти на уровень безубыточности и покрыть все расходы в России, компания должна открыть 4 магазина. Тогда объемы продаж IKEA в России достигнут $400 млн в год. Именно поэтому мы стремимся к большим объемам закупок.
Приведу простой пример. Пусть обычный мебельный магазин в любой точке мира за каждую продаваемую вещь просит 100 единиц. Таким образом, если будет продано 10 предметов (с наценкой 10 единиц), то объем продаж в деньгах составит 1000 единиц. IKEA работает по-другому: на каждой вещи мы зарабатываем только 1 единицу, поэтому нам необходимо продать 100 предметов, чтобы получить ту же прибыль. Второе слагаемое успеха IKEA в России - это то, что 30% объема продаваемых в российских магазинах IKEA товаров должно производиться на местном рынке.
- В ваших магазинах продаются товары, сделанные в России. Какова их доля?
- Сейчас около 13% всего продаваемого объема товаров в магазинах IKEA в России производится российскими производителями. Но мы планируем значительно увеличить эту цифру. Для этого IKEA ищет поставщиков, и то, что раньше производилось, например, в Швеции, теперь будет производиться и в России. Причина такого решения - в том числе и в высоких таможенных пошлинах в России. Поэтому к концу 2003 г. 20% товаров IKEA будут российскими, а через год мы планируем довести эту цифру до 30%. В связи с тем, что возник вопрос о повышении таможенных пошлин, мы будем еще увеличивать число российских поставщиков. Хотя сделать это мгновенно невозможно. Даже если пошлины возрастут, все равно мы не сможем переключиться на российских поставщиков в короткий промежуток времени.
- А что именно IKEA закупает у российских производителей?
- То, что продается в больших объемах, - каркасы для кухонь, гардеробов, книжные полки и то, что мы называем сателлитами, т. е. аксессуары и дополнения (текстиль, стекло и посуду). Три года назад в нашем отделе закупок здесь работало всего 10 человек, а сейчас - уже около 100. Сейчас с IKEA работают около 60 российских поставщиков, но мы постоянно ищем новых партнеров. В процессе отбора сейчас еще порядка 50 российских производителей. Работая в российских регионах, например в Нижнем Новгороде или Екатеринбурге, мы всегда встречаемся с властями, чтобы совместно с ними искать лучших местных производителей.
Ольга ГовердовскаяРусский фокус