Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Номер с удобствами на улице

Номер с удобствами на улице

По уровню фонда и сервису наша "индустрия гостеприимства" все еще отстает от Запада.

Гостиничный бизнес является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей, приносящих многомиллионные прибыли. Во всем мире он рассматривается как часть туриндустрии.

Россия располагает огромным туристическим потенциалом, у нас есть замечательные памятники истории и культуры, почти не затронутые цивилизацией уникальные природные объекты. Развитие туризма сдерживается только слабой инфраструктурой, и в частности, отсутствием достаточного количества отелей, рассчитанных на разные кошельки.

Отечественные аналитики объясняют это "тяжелым советским наследием". "Железный занавес", "противостояние" и прочие прелести режима не способствовали развитию туризма. После развала СССР гостиничный бизнес и вовсе пришел в запустение. Потребовалось немало усилий, чтобы сдвинуть отрасль с мертвой точки. Впрочем, до мирового уровня нам и сейчас далековато.

Санкт-Петербург, например, где гостиничная база считается одной из самых развитых в стране, имеет всего 1900 номеров туристического класса, тогда как для такого города нужно минимум еще 30 тысяч. В большинстве же российских городов около 30 процентов гостиничного фонда не имеет удобств, необходимых для приема туристов.

В последнее время в Москве и Петербурге построено немало пятизвездочных отелей международного класса. В то же время в стране катастрофически не хватает гостиниц туристического класса - двух- и трехзвездочных.

В 2000 году Россия располагала всего пятью тысячами гостиниц, которые обслуживали 100 тысяч человек. Свыше 80 процентов гостиниц тогда еще не были приватизированы. К тому же производительность труда в российском секторе гостиничных услуг составляла в том же 2000 году 18 процентов от уровня США. Даже в гостиницах, относящихся к мировым цепям, этот показатель не превышал 60 процентов от того же американского уровня.

Кстати, в зависимости особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать так называемые цепи. Так, 70 процентов всех гостиниц в США принадлежит к той или иной цепи, и только 15-20 процентов является независимыми субъектами. В то же время в Великобритании гостиничные цепи обладают 20 процентами фонда, в Германии - 10 процентами, а в России 15 процентами. В Европе 60-70 процентов приходится на независимые гостиницы.

Между тем специалисты отмечают, что консолидация - достаточно выгодное дело, поскольку она приводит к увеличению продаж и созданию постоянной клиентуры. Не важно, в каком городе и на каком континенте расположена гостиница, принадлежащая выбранной клиентом цепи, ему будет заранее предоставлен известный набо услуг, качество которых отвечает определенным стандартам.

В последние два года несколько крупных компаний, надеясь на увеличение числа туристов, объявили о планах масштабной реконструкции принадлежащих им гостиниц на территории России. На столичном рынке сейчас царит непривычное оживление. В первую очередь интерес вызывают гостиницы, построенные еще в советские времена. Инвесторов даже не пугает стоимость реконструкции таких отелей. Хотя деньги на это требуются немалые.

По оценкам экспертов, средняя стоимость реконструкции оценивается в 40-50 миллионов долларов, а отдельные проекты доходят и до 100 миллионов долларов. Такой факт является весьма весомым показателем того, что гостиничный бизнес становится в достаточной степени привлекательным.

Что касается уровня звездочности наших гостиниц, то подавляющее их большинство уже соответствует числу звезд. Однако, как считает заместитель министра Минэкономразвития Владимир Стржалковский, у нас еще не отлажена система определения категории гостиниц. Дело в том, что в соответствии с разными системами оценки отель может иметь и три, и четыре, и пять звезд.

Между тем в Москве и Санкт-Петербурге сложилась парадоксальная ситуация - незаполненной оказалась средняя ниша гостиниц, которая активно осваивается за рубежом. Отметим, что в Москве, по данным исследований, проведенных в 2001 году, загрузка трехзвездочных гостиниц достигла 80 процентов. Причем в Москве насчитывается 47 таких гостиниц, вместимость которых составляет 10 тысяч номеров. Этого явно недостаточно. А ведь именно за счет притока среднеобеспеченных граждан развивается въездной туризм во всем мире.

В Москве принята программа строительства трехзвездочных отелей. Строительство первой в данном классе гостиницы обойдется городу в 10 миллионов долларов. При этом планируется, что цена за одноместный номер улучшенной планировки не превысит 90 долларов в сутки, за 2-местный номер - 120 долларов в сутки. И, что еще примечательно, иностранные управляющие и сетевые компании к проекту привлекаться не будут. По мнению Департамента инвестиционных программ, иностранный менеджмент забирает слишком высокую долю прибыли.

За последние годы число туристов, посещающих Санкт-Петербург, увеличилось в 1,5 раза и достигло к 2002 году четырех миллионов (3 миллиона иностранцев). По решению местных властей город станет экспериментальной площадкой для претворения в жизнь идеи объединения малых отелей в единую цепь.

Все это, конечно, хорошо, но в целом проблему не решает. По мнению специалистов, только комплексная программа развития туризма в России, подкрепленная солидными инвестициями, в первую очередь частными - как иностранными, так и отечественными, может решить проблему. Но даже если удасться привлечь на строительство новых и реконструкцию старых отелей достаточные средства, понадобится как минимум десять лет, чтобы приблизить наш гостиничный бизнес к мировому уровню.


Людмила МорозоваРоссийская газета

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru