Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Москвичи останутся без лифтов?

Москвичи останутся без лифтов?


Если качество обслуживания лифтов в жилых домах Москвы останется на прежнем уровне, в 2004 году ситуация с лифтами в столице приблизится к критической.

Вчера всемирно известная компания «ОТИС», специализирующаяся на производстве и обслуживании лифтов и эскалаторов, праздновала в Москве свое 150-летие. Более десяти лет в российской столице работает дочернее предприятие этого мирового лидера в своей области – ОАО «МОС ОТИС». В самой компании утверждают, что за время своего существования «МОС ОТИС» обеспечил безопасную и бесперебойную работу лифтов в городе.

Однако независимые эксперты говорят, что столичные лифты с каждым годом работают все хуже. По их словам, это связано с недостаточным финансированием сферы обслуживания лифтов в муниципальных домах, а также с тем, что два основных игрока на рынке обслуживания лифтов в жилых домах столицы, «МОСЛИФТ» и «МОС ОТИС», из-за отсутствия жесткой конкуренции работают спустя рукава. Как сообщили RBC daily в Инженерном центре по независимой технической экспертизе эскалаторов и лифтов (НЕТЭЭЛ), уже в 2004 году ситуация с лифтами в Москве приблизится к критической.

Основными подрядчиками столицы по техническому обслуживанию лифтов, установленных в муниципальном жилье (всего их 100 тыс. штук), являются «МОСЛИФТ» (более 55 тыс. лифтов) и «МОС ОТИС» (37 тыс. лифтов). Кроме этого, в городе зарегистрированы и работают более 150 различных компаний, предоставляющих аналогичные услуги, но их доля рынка слишком мала. До начала 90-х «МОСЛИФТ» был монополистом в сфере обслуживания лифтов в жилых домах.

Компания «МОС ОТИС» же была образована постановлением правительства Москвы от 15 сентября 1992 года «в целях создания конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию, монтажу, замене и реконструкции лифтов, а также привлечения иностранных инвестиций в сферу городского хозяйства». Учредителями предприятия выступили столичное правительство в лице Москомимущества, трудовой коллектив и мировой лидер на рынке подъемно-транспортного оборудования компания «ОТИС» (в мире она продает, производит и устанавливает более 80 тыс. лифтов и эскалаторов ежегодно, что составляет примерно 27% мирового лифтового рынка нового оборудования).

По словам опрошенных RBC daily участников рынка, «МОС ОТИС» был создан московскими властями совместно с западной компанией просто для того, чтобы формально не нарушалось антимонопольное законодательство. Но особой конкуренции между ними нет. ««МОС ОТИС» был задуман на самом деле как совместное предприятие «МОСЛИФТа» и «ОТИСа»», – сообщил RBC daily Анатолий Богданов, руководитель компании «МЭКС», занимающейся обслуживанием инженерных систем жизнеобеспечения зданий.

Осенью прошлого года компания «МОС ОТИС» отпраздновала свое десятилетие. Тогда генеральный директор компании Виталий Беллюстин объявил о более чем успешной работе компании в этот период. В частности, было заявлено, что «МОС ОТИС» обеспечил безопасную и бесперебойную работу лифтов в столице. По словам г-на Беллюстина, это было достигнуто за счет внедрения новых методов технического обслуживания и организации на прорабских участках, создания центральной диспетчерской службы, оснащения аварийных служб современными средствами связи, транспортом и оборудованием, а также за счет формирования централизованной доставки оборудования и запчастей непосредственно на объекты. По данным компании, с 1993 по 2002 годы «МОС ОТИС» модернизировал в жилых домах города более шести с половиной тысяч лифтов, что позволило продлить срок службы лифтов на новом качественном уровне. Отдельно было отмечено, что, повысив качество обслуживания лифтов, «МОС ОТИС» добился сокращения издержек на их ремонт.

Однако отсутствие конкуренции, похоже, не очень хорошо сказывается на главных игроках на рынке. «Учрежденная при участии мэрии Москвы и эксплуатирующая марку всемирно известной компании, «МОС ОТИС» уже давно поделила московский рынок лифтов. Она регулярно получает подряды города. И хотя формально они не монополисты, фактически это так. При этом лифты, установленные ОАО «МОС ОТИС» в Москве, часто не работают с самого начала. Их обслуживание также оставляет желать лучшего», – сообщил RBC daily один из участников рынка. «Когда «МОС ОТИС» поставил в нашем доме осенью прошлого года новый лифт, он ломался почти каждый день, – рассказывает знакомый журналист, проживающий в столице на Песчаной улице. – При этом ввод лифта по сравнению с первоначально предполагавшимися сроками был задержан на несколько недель. После того как я позвонил в компанию и пригрозил написать статью в одну из центральных газет, положение несколько улучшилось. Теперь лифт ломается раз в одну-две недели». Сам «МОС ОТИС» неоднократно заявлял, что компания является лидером московского рынка по качеству обслуживания. Кроме того, специалисты утверждают, что мэрия просто-напросто «экономит» на лифтах. «Городские власти при проведении конкурса на техническое обслуживание лифтов ставят на первое место стоимость, а не качество обслуживания», – сообщил RBC daily Константин Николаев, исполнительный директор ООО «Инженерный Центр по независимой технической экспертизе эскалаторов и лифтов (НЕТЭЭЛ)».

Между тем ситуация в лифтовом хозяйстве столицы крайне серьезная. По словам г-на Николаева, 60% лифтов в Москве сегодня находятся в изношенном состоянии, а 30% столичных лифтов вообще отработали свой ресурс. «Приведу простой пример. Сегодня с каждой квартиры подъезда шестнадцатиэтажного дома в качестве платы за телеантенну ежемесячно собирается по 30 рублей. То есть 1800 рублей в сумме. А на ремонт лифта из городской казны выделяется 1000 рублей, притом что обслуживание среднего московского лифта реально стоит 3000 рублей в месяц. Помимо этого, сегодня на каждого механика приходится 100–150 лифтов, в то время как приемлемым количеством является 40–50 лифтов на электромеханика», – сообщил RBC daily представитель инженерного центра. Генеральный директор компании «МОС ОТИС» Виталий Беллюстин письменно прокомментировал RBC daily положение с лифтами в столице следующим образом: «В Москве из находящихся в эксплуатации более 100 тыс. лифтов примерно 25% выработали положенный ресурс. Следует отметить, что руководство города с полной ответственностью относится к данному вопросу и ежегодно финансирует модернизацию и замену лифтов в количестве около 4 тыс. Да, этого недостаточно для ликвидации разрыва между потребным количеством и фактически заменяемым и модернизируемым (срок эксплуатации лифта, определенный Госстандартом – 25 лет)».

По словам г-на Николаева, если не предпринять срочных мер, москвичи могут столкнуться с серьезными проблемами при попытке добраться до своего этажа. «Гостехнадзор предложил увеличить расценки на работу механиков в два раза. Этот вопрос рассматривается не только в Мосгордуме, но и на государственном уровне. Если на следующий год новые расценки не будут утверждены, ситуация с лифтами в Москве приблизится к критической», – отмечает Константин Николаев. Правда, в «МОС ОТИСе» с такой постановкой вопроса не согласны. «Говорить о том, что в ближайшее время может быть остановлено большое количество лифтов, я как руководитель организации, которая призвана обеспечивать их безопасную эксплуатацию, не имею права. Даже в данных сложных экономических условиях мы совместно с заказчиками должны искать различные варианты (в том числе капитальный ремонт наиболее важных узлов), которые способны продлить жизнь лифта», – сообщил RBC daily Валерий Беллюстин.

 


Андрей СердечновРБК

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru