Совершенствование и развитие объектов оптовой и розничной торговли в Московском регионе, тенденции развития российских и зарубежных торговых сетей, нормативная база по земельным и имущественным отношениям. Эти и другие темы обсудили участники конференции “Торговые объекты Москвы и Московской области: стратегия развития и ближайшие перспективы” — представители городской власти, ритейлеры, девелоперы, аналитики. Организаторами конференции выступили Московская международная бизнес-ассоциация (ММБА), Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы и Московская торгово-промышленная палата.
“Московская торговля развивается быстрыми темпами, которых еще не знала ни одна столица мира”, — считает руководитель Департамента потребительского рынка и услуг В. Малышков. Так, если десять лет назад на тысячу москвичей приходилось порядка 187 кв. м торговых площадей, то на сегодняшний день — уже 506 кв. метров.
По итогам прошлого года объем товарооборота в Москве перевалил за триллион рублей (это составляет 28,7% всего российского товарооборота). Объем инвестиций в сферу торговли и услуг вырос почти в два раза и составил более 5 млрд. долларов. “Мы понимаем, что рост не может быть беспредельным. Поэтому сейчас должны выборочно подходить к размещению торговых объектов, выбирать самые интересные и современные проекты”, — отметил в своем докладе В.Малышков.
Так же считает и М.Паскалис, директор по центральной и восточной Европе компании Jones Lang LaSalle. Он полагает, что городским властям и девелоперам действительно надо с большей осторожностью подходить к строительству объектов торговли. В частности, досконально продумывать возможность доступа к ним, представлять, что через год-два будет вокруг них построено, внимательно изучать потребительские предпочтения.
По словам М. Паскалиса, в Москве действительно наблюдается торговый бум, но уже сейчас некоторые торговые центры сталкиваются с проблемами. Они вызваны, в первую очередь, рядом просчетов: неудачным расположением торговых комплексов (имеется в виду транспортная и пешеходная доступность), плохой планировкой, ошибками с размещением арендаторов.
Директор Российского совета торговых центров О.Войцеховский полагает, что сейчас заканчивается период экстенсивного развития ритейла и наступает время реальной конкуренции. Объекты, которые не отвечают мировым стандартам и неинтересны потребителям, будут продаваться, перестраиваться, выводиться из оборота.
Помимо современных торговых центров, перспективным форматом торговли считаются небольшие магазины, расположенные в жилых массивах. В частности, целая сеть таких предприятий в скором времени появится на территории Южного административного округа Москвы. “Казалось бы, по статистике жители округа обеспечены торговыми площадями в соответствии с действующими нормативами. Однако торговля в основном сосредоточена в крупных торговых комплексах, — говорит префект ЮАО П.Бирюков . — Покупателям приходится идти до них 600-700 метров, а то и более. Кроме того, зачастую в таких комплексах отсутствуют товары первой необходимости. Поэтому префектурой была принята программа строительства магазинов “на углу”, разработана схема размещения таких предприятий. Всего их будет более двухсот.
Три компании уже получили отдельные участки в рамках реализации программы и разрабатывают исходно-разрешительную документацию. В целом, программа рассчитана на три года, двадцать магазинов будут открыты уже в этом году (первые семь — к сентябрю). В основном торгово-бытовые комплексы будут располагаться в жилых массивах.
Условно они разделены на три типа: магазины до 500 кв. м с местами для парковки примерно на 15 машин и количеством работающих до 30 человек; магазины площадью от 500 до 1000 кв. м и несколько магазинов площадью более 1000 кв. метров”. В целом, как сообщила недавно замглавы Департамента потребительского рынка и услуг Светлана Королева, правительство Москвы намерено открыть 2000 — 2500 магазинов “на углу”.
Обратили внимание на развитие сети небольших магазинов (так называемых “магазинов в шаговой доступности”) и ритейлеры. Например, “Столичные гастрономы” уже открыли несколько небольших магазинов “Де люкс” и “У дома”. Как правило, они располагаются на первых этажах зданий или пристройках.
Всего, по данным генерального директора ОАО “Столичные гастрономы” (торговая сеть “Седьмой континент”) В.Карнаухова , в Москве насчитывается около тысячи встроенных и пристроенных магазинов. Все они находятся в запущенном состоянии и неспособны ни экономически, ни технологически дальше существовать, приносить пользу. “Но если в эти предприятия вдохнуть новую технологию, новую политику, новый ассортимент, то они дают исключительно интересный результат”, — отметил он. И, вместе с тем, посетовал: ремонт и реконструкция помещений, расположенных на первых этажах зданий или пристройках, всегда связаны с массой проблем.
Казалось бы, все должно начинаться с разработки проектно-сметной документации, ее утверждения. Но если идти таким путем, то магазин можно делать год, а то и больше. “Поэтому мы не меняем конструктивно помещения, не трогаем несущие конструкции, а занимаемся ремонтом, улучшением внутренней планировки и затем на межведомственной комиссии утверждаем эти изменения”, — поделился опытом В.Карнаухов.
Земельный вопрос -следующая проблема, волнующая ритейлеров. Так, по словам председателя правления КБ “Гарант-Инвест” А.Панфилова , сегодня земельных участков в Москве под крупные торговые объекты практически нет. Считается успехом, если на первичном рынке удается получить участок в 1-2 гектара. А цена земли на вторичном рынке инвесторов не устраивает. С этой проблемой не понаслышке знаком и В. Карнаухов. “Мы не можем найти требуемое количество земельных участков под строительство сети гипермаркетов, — говорит он. — И в то же время в городе сегодня громадные земельные участки находятся на вторичном рынке. Но они либо не используются, либо за них совсем уж “неподъемные” деньги просят”.
Депутат Московской городской Думы И.Новицкий, председатель комиссии МГД и Администрации Москвы по нормативной базе земельных и имущественных отношений, сообщил участникам конференции, что столичные законодатели работают над Законом “О землепользовании и застройке”. В ближайшее время этот законопроект будет рассмотрен в третьем чтении. Это один из основополагающих законов, в котором, в частности, должны быть закреплены четкие правила предоставления земельных участков под строительство, в том числе и торговых центров.
По словам депутата, параллельно рассматривается законопроект о разрешениях на строительство. Это целый комплекс нормативных документов, определяющий как перспективы развития конкретных проектов, так и нормативы для получения разрешения на строительство крупных и небольших объектов. “Все нюансы будут четко прописаны и регламентированы в московском законодательстве. Кроме того, все это должно быть связано Генпланом. Правда, он пока не принят Мосгордумой, так как не прошел согласования в федеральных ведомствах”, — отметил депутат.
Игорь СергеевКвартира. Дача. Офис