Начальник отдела музейно-выставочной работы Комитета по культуре Москвы Юрий Степанович Егоров рассказал нашему корреспонденту о Городской комплексной целевой программе "Культура Москвы (2002-2004 гг.)".
При слове «музей» в представлении встает сумрак и тишина залов, экспонаты, покрытые пылью веков, экскурсы в далекие исторические эпохи. Между тем дело это живое и востребованное – достаточно сказать о растущей популярности ежегодно проводимых в Москве 18 апреля и 18 мая Дней исторического и культурного наследия. Сфера эта постоянно развивается и требует неусыпной заботы, о чем свидетельствует Городская комплексная целевая программа "Культура Москвы (2002-2004 гг.)". С просьбой рассказать о ее реализации в разделе музеев и выставочных залов мы обратились к начальнику отдела музейно-выставочной работы Комитета по культуре г. Москвы Юрию Степановичу Егорову.
Что предусмотрено Программой "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" для развития музейного дела?
Суть этой части Программы в том, чтобы с учетом достигнутого уровня и имеющегося потенциала в музейном деле столицы решить ряд назревших задач. В частности, необходимо внедрение современных форм и методов организации деятельности музейных учреждений, сохранение, пополнение, изучение и представление музейных фондов Москвы, разработка и внедрение новых информационных технологий, современных технологических систем охраны и сохранения музейно-выставочного фонда.
В условиях дефицита площадей музеев приходится осуществлять и реализацию таких крупных проектов, как перевод в новое помещение Музея истории г. Москвы, реконструкция Московского Дома фотографии, создание Мультимедийного комплекса актуальных искусств, Центра российской культуры на базе музея-заповедника «Коломенское» и другие. В целях обогащения палитры художественной жизни Москвы, апробации новых выставочных технологий Программа включает осуществление ряд крупномасштабных городских проектов совместно с Московским Союзом художников и другими творческими организациями.
Подчеркиваю, речь идет о музеях муниципального подчинения. Таких сегодня в столице насчитывается 33. С их 11 филиалами общее число музейных объектов составляет 44. Программа предусматривает увеличение этого списка еще на 8 объектов. Перечислю их: Музейно-выставочный комплекс «Институт философского и психологического искусства Михаила Шемякина», Музей подарков г. Москвы, Музей истории ГУЛАГ, Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Музей художников-ветеранов Великой Отечественной войны, Музей народной графики, Музей детского кино, Выставочный зал в Южном Бутово.
Над какими проектами работаете сейчас?
Ведем работу совместно с префектурой CАО и бывшей Киностудией детских и юношеских фильмов имени Горького. Проект предусматривает создание новой экспозиции с рабочим названием - Музей детского и юношеского кинематографа. Его экспонатами станут старые кинокамеры и другая кинематографическая техника, личные вещи известных деятелей кино, реквизиты знаменитых фильмов, снятых на этой прославленной студии. Киностудия предает их городу - в Государственный музейный фонд. И сама же предоставляет помещение под музей – он расположится в здании, которое находится на балансе киностудии. Проблема только в том, что помещение будущего музея находится в федеральной собственности, поэтому предстоит решить ряд имущественных вопросов.
Недавно на базе частных коллекций создали Музей наивного искусства. Его экспонаты – это живописные работы художников-самоучек. Музей муниципального подчинения стал пользоваться популярность не только у москвичей, но и у жителей России. Даже привез приз из Парижа, где участвовал в международном фестивале музеев наивного творчества.
Предложения о передаче частных коллекций под государственную опеку наверное нередки. Кто это решает: стать ли частному собранию достоянием города?
У каждой такой коллекции своя специфика. Для нас важна подлинность документов, мемориальных вещей, художественная ценность произведений искусства. Заявку вправе подать каждый коллекционер. А заключение о ценности для города предлагаемых экспонатов выносит действующая при Министерстве культуры РФ экспертная комиссия. Ее члены, в свою очередь, руководствуются нашим главным законом – «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», а также специальным положением «О музейном фонде».
Какова дальнейшая судьба новых музеев?
Переводим их на баланс города, назначаем директора музея, утверждаем штатное расписание, финансирование. Со временем у музеев появляются свои посетители, свои поклонники, своя история.
Выделение каких сумм предусмотрено Программой "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" на эти цели?
В этот период государственная поддержка основной деятельности музеев муниципального подчинения составит 4 млн. 47 тыс. рублей, на развитие музейной сети и выставочных залов предусмотрено выделение 5,3 млн. рублей, на музейно-выставочный комплекс – 13, 7 млн. рублей, на международные фотофестивали и конкурсы 33,6 млн. рублей. Эти деньги поступят из городского бюджета.
Какие результаты ожидаются от реализации Программы?
Если говорить о вверенной нам сфере, то мы надеемся, что реализация программных мероприятий позволит поддержать культурную и научную деятельность музейной сети Москвы в целом. Помимо создания новых музейных объектов, мы рассчитываем развить перспективные направления деятельности конкретных музеев, приблизить музейную систему к современным запросам населения, главным образом – молодежи, создавать новые формы музейного продукта. Видимые результаты работы Комитета культуры в этом направлении за последнее десятилетие можно назвать уже сегодня. Например, в 1992 году в системе города было 18 музейных объектов, включая все их филиалы. Сегодня, как я уже сказал, их число составляет 44. Как видите, музейное, как и в целом культурное пространство Москвы, ощутимо выросло. Хочу особо отметить - все это произошло при Ю.М.Лужкове.
Информационного Центра Правительства Москвы