Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / В Доме на Брестской открылся пятый фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

В Доме на Брестской открылся пятый фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

Архитектурная жизнь в столице кипит, обгоняя собственно архитектуру. Архитектурных журналов не меньше полусотни. В МАрхИ конкурс - 18 человек на место. Иностранные звезды валом валят (хотя пока все больше примериваются, нежели работают). Архитектурные конкурсы даже застройщики объявляют (как, например, на жилой комплекс в Измайлове). Строительных и мебельных магазинов больше, чем булочных. Выставки и фестивали - каждые две недели.

Но особенно расплодились премии. Одни прилагаются к фестивалям, как "Хрустальный Дедал" к "Зодчеству", а "Золотое сечение" - к одноименному внутримосковскому смотру. Другие - к журналам, как интерьерный "Архип" к Salon. Третьи - к выставочным залам, такова Клиентская предпочтительная премия десятилетия. Четвертые - просто премии, как совсем новая Премия инновационного дизайна.

Процесс распределения премиальных увлекателен и захватывающ. Жюри заседают по нескольку часов, словно решают судьбы мира. Эксперты гоняются за архитекторами, прося не давать лакомое "им", а дать "нам". Архитекторы наконец-то чувствуют себя производителями стоящего товара, хотя на самом деле просто не успевают наработать такого количества продукции, чтобы удовлетворить всех. Впрочем, у них есть чудная возможность, не получив ничего в одном конкурсе, тут же перевешивать подрамник на следующий, благо ограничений, как для кинофестивалей класса А, в этой сфере еще не завели.

В этой суете международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома" стоит особняком. Он вроде как самый официозный (учредитель - Москомархитектура) , а чиновникам негоже гоняться за художниками, пытаясь всучить им денег. Поэтому какой-то специальной селекционной работы его организаторы не ведут: что принесут, то и выставят. Над выставочным дизайном тоже лукаво не мудрствуют. Но в конкурентной борьбе (а тут еще Гостиный двор завел аналогичную выставку, сделав подозрительно похожий дизайн) надо как-то выживать. Поэтому организаторы (Мосархинформ и клуб "ДАК-Декор") зовут в жюри западных звезд: в прошлом году был Карим Рашид, в этом почти залучили Заху Хадид, но сорвалось, и вместо нее - два знатных итальянских дизайнера: Франческо Луккезе и Матео Тун. Издают толстый каталог, собирают довольно много публики, а главным своим козырем почитают стабильность. Которая складывается из регулярности (нынешний фест уже пятый) , респектабельного покровительства, хорошего места (Дом на Брестской) , стойкой пропорции хорошего и халтурного (примерно один к трем) и того, что в журналистике называется "постоянный круг авторов". Внутри которого - одни и те же фавориты, циркуляция коих по призовому пьедесталу и составляет главную интригу фестиваля.

Среди них есть и совсем большие художники (Михаил Филиппов, Алексей Козырь) , и умелые новаторы (Иван Шалмин, Алексей Левчук и Алексей Романчук) , и крепкие профессионалы (Борис Уборевич-Боровский, Юрий Коник). Их участие - фирменный знак фестиваля, и совсем не важно, насколько засвеченные вещи они выставят. Хотя и филипповский проект реконструкции Русского музея уже был на "Зодчестве", и козыревский "дом-магнитофон" совершил триумфальное шествие по всем журналам. А загородный дом Вадима Грекова не только номинировался на "Архипа", но даже и получил его. Ну что тут скажешь? Автор молодой, а славы много не бывает.

Этических проблем перед жюри встает немало. Вот, скажем, симпатичный интерьер "Клуба на Брестской" (Михаил Хазанов). Располагается он в том же здании, где и проходит фестиваль. Вещь хорошая, но ублажать хозяев - это все равно что самому себе приз выписывать. Странно и то, что конкурс не разводит проекты и реализации. Потому что, например, проект магазина Cool Air (АБ "Рождественка") - штука интересная, эдакий модерн в хай-теке. Но вот висит рядом реализованный проект того же бюро (магазин "Татьянин мост") , и ты понимаешь, что если это будет выполнено так же, то можно смело тушить свет. А что делать с виртуальным интерьером передачи "Гордон" (Сергей Шанович) - он вообще на каком поле воин? А с миланской штаб-квартирой Dolce & Gabbana (бюро + ARCH) - единственным (по крайней мере, на день открытия) зарубежным участником? Как не порадеть чужому человечку?

Или вот самый яркий арт-проект фестиваля - "Бар на один вечер" петербуржцев Алексея Левчука и Алексея Романчука. Взяли первый этаж недостроенного питерского дома и обложили его изнутри пластиковыми контейнерами. В одних контейнерах было красное вино, в других - лед. Собрали тусовку, славно погуляли, вино наутро подарили строителям, а лед растаял. Но эта классная шутка вся вышла из ледяного бара Александра Бродского на льду Пироговского водохранилища, который функционировал позапрошлой зимой и к весне себя, понятно, избыл.

Филиппов, конечно, вне конкуренции. Даже как-то слишком "вне", как слон в посудной лавке. И объект грандиозный, и решение эффектное (в один двор-колодец автор заводит панорамный лифт, в другом создает амфитеатр-раковину, а подчердачное пространство превращает в полноценно музейное эффектными стропилами) , и репутация Филиппова беспрекословна. То есть и не отдать ему победу странно, но и его постоянное бесспорное главенство лишает конкурс интриги. Мебельный салон Ивана Шалмина, конечно, очень стильный, но эта стильность ровно та же, с которой он победил в прошлом году (только там был интерьер банка).

Поэтому самое приятное - когда у такого стабильного во всем фестиваля появляются новые герои и новые темы. Холл делового центра "Моховая" (архитектор Олег Попов) - это как раз такой типологический прорыв. Под зданием Управления делами президента (угол Моховой и Воздвиженки) вырыто подземелье, которое отдано городу, что уже само по себе приятно. Спешащий по Моховой человек получает осмысленную паузу, каковой на этой трассе не было отродясь. Но оно еще и спланировано как очень интересное пространство - разветвляющееся, лабиринтничающее, оплетающее некий загадочный кокон в своем центре (там небольшой киноконцертный зал). Кроме того, оно оригинально раскрашено и обставлено эффектными загогулинами из модного кориана (это стойки бара и авиакасс). По сути своей - подземный переход (ценный пешеходу срезаемым углом) , но сделано как модный салон. Это, наверное, и есть "инновация", которую так мучительно выискивают конкуренты.


Александра ЭбельВедомости

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru