Московская городская Дума приняла за основу в первом чтении проект Закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы "О составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы" от 10.12.1997г. № 53.
Вносимые изменения и дополнения связаны с необходимостью установления строгих временных рамок для согласования проекта Генерального плана развития города Москвы с правительством Российской Федерации. Предлагается считать Генплан Москвы согласованным, если в течение шести месяцев после его внесения в правительство РФ со стороны правительства не поступит возражений и замечаний. В случае возникновения у правительства каких-либо замечаний, будут проводиться согласительные процедуры. При превышении же предельного срока согласования в один год МГД вправе утвердить Генеральный план развития города Москвы законом города Москвы.
По мнению редактора законопроекта, депутата Михаила Москвина-Тарханова, такой порядок, с одной стороны, предоставляет правительству Российской Федерации все необходимые возможности внести предложения по Генеральному плану развития Москвы в части выполнения ею - столичных функций, а с другой - защищает права Москвы при принятии градостроительных решений.
Необходимость разработки законопроекта была вызвана следующими причинами. Во-первых, до сегодняшнего дня Московская городская Дума не получила заключения правительства РФ на внесенный в 2001 году проект Генерального плана развития города Москвы на период до 2020 года. Недопустимо затянувшееся ожидание не дает городу утвердить Генплан и приступить к его реализации. Вторая причина - недавнее заявление первого заместителя председателя Госстроя РФ Николая Маслова о целесообразности регулирования федеральной властью градостроительной деятельности в центральной части столицы, где предполагается создать "федеральные зоны".
Как считают депутаты МГД, такое заявление противоречит, прежде всего, Конституции РФ: согласно статье 73, законодательство об архитектуре и градостроительстве относится к предметам ведения субъектов Российской федерации, и субъекты Федерации вправе осуществлять собственное законодательное регулирование в этих отраслях (статья 76). В случае противоречия между Федеральным законом и законом субъекта Федерации в этой сфере будут действовать нормы закона субъекта Федерации (статья 76).
Согласно принятому в апреле 1993 года Закону РФ "О статусе столицы Российской Федерации", Генеральный план развития Москвы подлежит согласованию с правительством РФ в части выполнения городом столичных функций. Несмотря на то, что принятая позднее Конституция РФ предоставила Москве, как субъекту Федерации, возможности для преодоления этой устаревшей нормы федерального законодательства, данное положение до сих пор никогда не оспаривалось московскими властями и было без изменений перенесено из упомянутого закона РФ в Устав города Москвы.
Иными словами, Мосгордума действовала строго в соответствии с действующими законами. Московские законодатели направили в правительство Российской Федерации Генеральный план развития города, но, понадеявшись на добрую волю правительства, не установили порядок его согласования в части временных рамок. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация показала, что такие рамки необходимо законодательно закрепить.
Приняв законопроект в первом чтении, депутаты приняли решение отвести месяц на внесение в него поправок.
Галина Юдкевич Московская правда