Проблемы с наполнением городского бюджета вынуждают столичное правительство привлекать частные инвестиции в строительство московского метро.
На этой неделе руководство московского метрополитена предложит для обсуждения столичному правительству проект программы внебюджетного финансирования метростороения в городе. По мнению начальника московского метро Дмитрия Гаева, если московское метро не станет планомерно расти, в ближайшие годы все увеличивающийся пассажиропоток просто парализует его работу. Однако сегодня городской бюджет не в силах обеспечить даже плановое финансирование, предусмотренное в программе развития столичного метрополитена до 2015 года. По мнению специалистов, это, в первую очередь, связано с обострившимися проблемами наполнения городского бюджета. Поэтому городские власти считают, что единственный выход для продолжения строительства столичной подземки - это отдать на откуп частному капиталу ряд строящихся объектов московского метрополитена.
Сегодня в Москве заполняемость салонов подвижного состава метро в пиковые часы близка к предельной. Чтобы метро в итоге не «встало», дальнейшее расширение московского метрополитена должно осуществляться строго в соответствии с плотным графиком, который московское правительство приняло в прошлом году. Согласно ему, в ближайшие четыре года в Москве должно появиться 20 новых станций, а протяженность путей увеличится на 40 км. Для осуществления этих планов только из столичного бюджета необходимо выделить примерно 60 млрд рублей. Рассчитывать на федеральные средства московскому руководству не приходится - раньше строительство Московского метрополитена полностью финансировалось из федерального бюджета, сегодня же федералы дадут только 20%. Однако в проекте городского бюджета на 2003 год предусмотрено выделение средств на эти цели только в объеме 3,86 млрд рублей, что гораздо ниже запланированного уровня.
«Метро – это тот объект, на строительство которого Москва должна получать субвенции из федерального бюджета, – сказала RBC daily депутат московской городской Думы Ирина Рукина. – Вот уже в течение нескольких лет федеральный бюджет живых денег практически не дает, мы получаем средства только на социальную сферу. В этой ситуации трудно говорить не только о строительстве новых станций - средств не хватает даже на консервацию уже начатого строительства. Могу однозначно сказать, что единственный выход для Москвы – это привлекать частного инвестора». На сегодняшний день прорабатывается около десятка проектов участия инвесторов. Так, например, компания "Крокус" собирается участвовать в строительстве новой станции Митинской линии метро на пересечении Волоколамского шоссе и МКАД. По предварительным данным, стоимость неглубокого тоннеля может обойтись инвесторам в 400 млн руб. Интерес компании вполне понятен: строительство новой станции должно обеспечить грандиозному торговому комплексу "Крокус-сити" значительное увеличение притока покупателей. По неофициальной информации, проекты по финансированию станций метро есть и у компании "ИНГЕОКОМ", которая собирается застроить в 2004 году Триумфальную площадь и прокопать второй выход из метро "Маяковская". Предварительная оценка стоимости проекта – 7,5 млн долларов. ОАО "Сити" не прочь участвовать в программе строительства линий мини-метро от "Москва-Сити" до аэропорта "Шереметьево" с участком глубокого залегания между "Петровско-Разумовской" и железнодорожной платформой НАТИ. Обойдется этот грандиозный проект в 170 млн долларов.
«Частный инвестор столичному метро необходим, но основной вопрос, который требует обязательной детальной проработки, – это как сегодня его можно заинтересовать вкладывать деньги в заведомо долго окупаемые проекты», – говорит Ирина Рукина. Специалисты считают, что есть несколько приемлемых для города вариантов. «Например, около второго выхода метро «Маяковская» есть свободный земельный участок, – сказал RBC daily депутат Мосгордумы Михаил Вышегородцев . – Обустроить выход из метро Москва пока не в состоянии из-за отсутствия денег как у города, так и у федеральных властей. Однако фирма, участвующая в конкурсе на получение прилегающего земельного участка, может принять на себя дополнительное обременение обустроить и этот второй выход, тем самым обеспечив себе определенное преимущество при проведении конкурса. Такой способ стимулирования инвесторов вполне возможен». Что же касается каких-либо налоговых льгот для метроинвесторов, например, льгот по аренде или по земельным платежам, то всего подобный шаг вряд ли одобрят депутаты Мосгордумы. «Мы не можем решать действительно насущные проблемы метро за счет ущемления других городских программ, – говорит Михаил Вышегородцев. – Дума не поддержит предложения о предоставлении льгот по аренде или по земельным платежам этим инвесторам».
Есть и другой достаточно действенный способ заинтересовать потенциальных участников проектов. Правда, для этого руководству московского метрополитена придется несколько ограничить себя в прибыли, получаемой от весьма доходной метроторговли. «Мы готовы рассмотреть варианты инвестирования в столичное метро, если в проекте будет коммерческая составляющая, – сказал RBC daily первый заместитель генерального директора строительной компании «Объединение «ИНГЕОКОМ» Илья Маковский. – Например, будет предусмотрена возможность использования торговых площадей. Однако пока все эти идеи слишком сыры, чтобы предметно говорить о наших планах».
Такой скепсис вполне объясним – по информации, полученной от потенциальных инвесторов, практически ни один проект еще детально не проработан. Руководство московского метрополитена, судя по всему, не торопится отдавать стабильный источник доходов – контроль над торговлей в метро – частному инвестору. Нерасторопность руководителей московского метро заметили даже в правительстве города. В прошлом году мэр Юрий Лужков пригрозил отнять у метрополитена принадлежащие ему наземные участки и использовать их более рационально, в том числе и для привлечения частных инвесторов для строительства новых станций и перегонов. Однако с тех пор, как говорят заинтересованные в размещении своих денег в строительство метрополитена частные инвесторы, почти ничего не изменилось. Если столичной власти так и не удастся «убедить» руководство московского метрополитена «поделиться» торговлей с инвесторами, то, по мнению специалистов, в ближайшие годы вяло решаемые проблемы подземки грозят обернутся как социальной напряженностью в городе, так и увеличением вероятности техногенных аварий в московском метрополитене.
Лада ФедороваРБК