Вопрос развития системы самоуправления граждан - одно из приоритетных направлений реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства Москвы. В Центральном административном округе столицы организована плановая работа по выполнению второго этапа целевой программы "Создание объединений жителей с передачей им в управление жилых домов, финансовых средств и ответственности за их эксплуатацию", утвержденной префектом ЦДО Г. ДЕГТЕВЫМ.
Здесь уже созданы порядка 450 объединений жителей различных организационно-правовых форм, включая 257 товариществ собственников жилья, число которых только в 2002 году увеличилось на 42 ТСЖ. В рамках целевой программы сформировано 52 кондоминиума.
На состоявшемся 28 февраля 2003 года окружном Координационном совете по развитию самоуправления в жилищной сфере отмечено, что в целом работа в этом направлении осуществляется в соответствии с установленными сроками. Действительно, комплексом окружной инфраструктуры за прошедший год сделано немало. Проблема формирования кондоминиумов здесь решается по принципу качества, а не количества.
Надо отметить, что специфика Центрального округа такова, что сама система развития ТСЖ рассматривается, прежде всего, с экономической точки зрения. И если создается товарищество, сформирован кондоминиум, то и "хозяйствовать" ТСЖ должно самостоятельно, не взваливая на плечи города свои заботы. При этом администрацией округа прилагаются максимальные усилия для того, чтобы новая система работала стабильно.
Так, в этом году из средств округа выделено 20 миллионов рублей на капитальный ремонт домов ТСЖ. В настоящее время совместно с ГУП "Генеральная дирекция по обеспечению объектов городской инфраструктуры" по предложениям управ районов и после проведенных объездов каждого предполагаемого объекта формируется адресный перечень домов ТСЖ для проведения в них капитального ремонта.
Кроме того, на данном этапе, в соответствии с распоряжением префекта ЦАО Г. В. Дегтева, разрабатывается Концепция создания специального окружного накопительного фонда капитального ремонта, реконструкции объектов в кондоминиумах и домах, в которых образованы объединения граждан.
Идея создания фонда такова: средства, поступающие от оплаты прав инвестирования по обустройству жилых и нежилых помещений, расположенных в кондоминиумах, направляются в окружной накопительный фонд капитального ремонта и реконструкции. Денежные средства фонда имеют строго целевое назначение и предназначены для финансирования планово-предупредительного, реконструктивно - восстановительного, текущего и капитального ремонта жилых зданий, входящих в состав кондоминиумов и домов, в которых образованы объединения граждан.
Ныне действующий порядок финансирования не предусматривает возможность перераспределения средств между различными кондоминиумами, расположенными на территории округа. Вместе с тем дома, где расположены объекты инвестирования, имеют различное техническое состояние и степень износа и, соответственно, требуют различных финансовых вложений в проведение ремонтных, мероприятий. В целях обеспечения эффективного и обоснованного расходования средств для проведения планово-предупредительного, реконструктивно - восстановительного, текущего и капитального ремонта жилых зданий, входящих в состав кондоминиумов и домов, в которых образованы объединения граждан, в префектуре ЦАО создается специальная комиссия. Подготовлен проект Положения об окружной комиссии по передаче домов в управление ТСЖ и другим объединениям жителей.
Политика префектуры ЦАО по отношению к ТСЖ определяется созданием благоприятных условий для деятельности товариществ и оказанием им всевозможной поддержки.
Для удобства работы председателей ТСЖ разработан "Временный порядок финансирования из бюджета Москвы расходов по эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении товариществ собственников жилья". В документе просто и понятно прописаны ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у руководителей ТСЖ. Кроме того, в префектуре ЦАО организуются семинары, проводятся заседания и встречи представителей ТСЖ и специалистов префектуры по самым разным вопросам самоуправления в жилищной сфере. Эти мероприятия также оказывают серьезную информационную помощь новым собственникам. Изданы два информационных сборника по вопросам формирования кондоминиумов и создания ТСЖ с методическими рекомендациями и нормативной базой.
С каждой из управ заключены договоры, согласно которым на ГУП "Цетр поддержки объединения жителей" в полном объеме возложены обязательства по техническому обеспечению подготовки документов по формированию кондоминиумов и внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Разрабатывается проект Положения о конкурсе среди товариществ собственников жилья на лучшие объекты благоустройства, освоения подвальных помещений и чердачного пространства, активное участие членов товарищества в их реализации, на лучший проект размещения рекламы на фасадах домов ТСЖ. Начата работа по созданию единой информационной базы данных домов ТСЖ и кондоминиумов округа.
Все эти мероприятия, на первый взгляд, работа рутинная. Однако именно благодаря четкой координации действий всех структур, задействованных в создании и развитии системы самоуправления граждан в жилищной сфере, именно в Центральном округе самый большой показатель в городе по количеству объединений жителей различных организационно-правовых форм.
Еженедельно в один из домов ТСЖ округа приезжают представители ЦАО (префект, заместители префекта, глава управы, и др.). Причем такие "выезды в ТСЖ" осуществляются совместно с представителями различных подразделений и служб. Благодаря этому отпадает необходимость письменных обращений: все возникающие вопросы решаются на месте.
Каждый дом в центре имеет свою изюминку, при этом каждый из них может и должен приносить доход. Вместе с тем нельзя ставить во главу угла в качестве источника финансирования на содержание и развитие ТСЖ только использование нежилых помещений. Существует возможность размещения рекламы на домах ТСЖ, обустройства чердачного пространства с направлением полученных средств от продажи прав инвестирования на развитие ТСЖ.
Анализ проведенной инвентаризации действующих на территории ЦАО объединений жителей и еженедельных выездов руководителей округа и районов для ознакомления с практикой их функционирования показал, что на местах пока еще не сложились условия, позволяющие объединениям собственников полноценно реализовать свои права по управлению кондоминиумом. Нужно еще оформить право на земельный участок и получить государственную регистрацию. С этой целью в округе проведены рабочие встречи с юридическими службами Территориального объединения земельного комитета ЦАО и Мосрегистрации, на которых определены имеющиеся вопросы по составу пакета необходимых документов для оформления земельных отношений и внесения сведений о кондоминиумах в Единый государственный реестр. В частности, по форме и срокам договоров для оформления земельных отношений, по регистрации прав города на нежилые помещения в формируемых кондоминиумах и др.
Между тем в большинстве домов квартиры и нежилые помещения находятся как в частной, так и в государственной собственности, причем доля города в них остается весьма значительной. Соответственно возникает вопрос о контроле над использованием и содержанием этой собственности.
Пока интересы города по жилым помещениям представляет Департамент жилищной политики, а нежилых - Департамент имущества. Хотя на деле их роль по контролю заканчивается тогда, когда проведено собрание и товарищество создано, зарегистрировано, получило свидетельство, а представители городских властей расписались в протоколе собрания. Департамент имущества не контролирует своих арендаторов, которые занимают помещения в здании. И часто получается парадоксальная вещь: если дом переходит в управление ТСЖ, значит, товарищество практически принимает дом на баланс, следовательно, и оплата за коммунальные услуги должна поступать на его счет. В кондоминиумах, где доля городской собственности составляет 30 и более процентов, отсутствует контроль со стороны города за деятельностью ТСЖ. В составе правления нет его представителей, хотя такое право законодательно предоставлено. Практика показала, что нередко нежилые помещения в доме ТСЖ, сданные в свое время в аренду Департаментом имущества, никак не используются. Товарищества вынуждены содержать эти помещения за свой счет, а помещения бесконтрольно простаивают, не принося никаких доходов.
В настоящее время решение проблемы, кажется, найдено. В Центральном административном округе постановлением правительства Москвы создано и действует ГУП "Центр поддержки объединения жителей". В соответствии с уставом ГУП может заниматься управлением общей долевой собственностью, технической эксплуатацией, содержанием жилых домов и инженерных систем, внешним благоустройством в кондоминиумах, то есть теми же функциями, что и товарищества собственников жилья. В настоящее время готовится проведение эксперимента, в рамках которого предприятию были бы делегированы полномочия по представлению интересов города в кондоминиумах Центрального административного округа. Причем контроль над городской собственностью будет безусловным. Учитывая, что в этих домах доли городской собственности 30 и более процентов, представители ГУП должны войти в состав правлений созданных или создаваемых ТСЖ.
Кроме того, практика показала, что ТСЖ нуждаются в юридической поддержке. В процессе общения с помощью ГУП они могли бы решать большое количество рабочих проблем значительно проще и быстрее.
Эта инициатива получила поддержку мэра столицы Ю. Лужкова. Сейчас префектурой ЦАО разрабатывается проект соответствующего городского распорядительного документа. Словом, работа по развитию системы самоуправления граждан в жилищной сфере в Центральном округе идет полным ходом. В этом году планируется сформировать еще 41 кондоминиум, и главная задача на 2003 год в Центральном округе в первую очередь - решение экономических проблем функционирования товариществ собственников жилья.
Наталия ПокровскаяМосковская правда