Параллельно с проходкой тоннеля глубокого заложения в Лефортово строится трасса тоннельно-эстакадного варианта, которая является внутренней стороной участка, замыкающего Третье транспортное кольцо. После многочисленных вариантов замыкания трассы Правительство Москвы остановилось именно на тоннельно-эстакадном, который не затрагивает зону историко-архитектурных памятников: Лефортовский дворец. Щербаковские палаты, церковь Петра и Павла, Екатерининский дворец. Лефортовский парк, Алексеевские казармы.
Трасса смела на своем пути только несколько ветхих жилых домов, устаревшие постройки Академии РХБЗ - детский садик, требовавший капитального ремонта и др. Жители расселены в новые благоустроенные жилища. В МГТУ имени Н. Э. Баумана уже введены в эксплуатацию 20 тыс. квадратных метров площадей учебно-лабораторного комплекса, который с 90-х годов стоял недостроенным и явно не украшал собой этот старинный уголок Москвы.
Над будущим тоннелем будут разбиты сады и скверы, а рядом с ним построят целый ряд современных зданий: поликлинику, детский сад, которые дополнят возрождающийся исторический центр - Немецкую слободу.
Авторство проекта принадлежит двум организациям: НИиПИ Генплана г. Москвы и НПО "Космос". Первоначальная идея решения появилась у члена Совета директоров НПО "Космос". Первоначальная идея решения появилась у члена Совета директоров НПО "Космос" Ивана Захаровича Резниченко, которому в эти дни исполнилось бы 75 лет. К сожалению, он ушел из жизни осенью прошлого года, но его решающая роль в реализации тоннельно-эстакадного варианта трассы неоспорима.
Вся жизнь этого необыкновенного человека была посвящена служению делу. После окончания Днепропетровского химико-технологического института в 1950 году Иван Захарович работал инженером, начальником цеха, главным механиком, главным технологом, директором Иркутского химического комбината, начальником управления проектирования и капитального строительства, заместителем министра химической промышленности СССР, а затем заместителем министра по производству минеральных удобрений СССР.
В течение нескольких последних лет И. 3. Резниченко активно работал по внедрению новых градостроительных технологий и современных подходов в городском хозяйстве. При его непосредственном участии были успешно решены проблемы очистки питьевой воды, перевода дорожного хозяйства на новые антигололедные химикаты. Он принимал деятельное участие в работе Московской ассоциации химиков.
С 1994 г. до последнего времени И. 3. Резниченко работал членом Совета директоров НПО "Космос". Под его руководством осуществлены научные разработки в области производства антикоррозионных составов для железобетона, металла, природного камня, а также организовано производство гидрофобизирующих жидкостей и кремний-органических лакокрасочных материалов, проведено их широкое испытание и внедрение.
Иван Захарович постоянно настаивал на прикладной направленности работы научно-исследовательского центра, и сегодня это стало основным преимуществом НПО.
Он принимал активное участие в реконструкции Данковского химзавода, благодаря чему комбинат стал надежным поставщиком многих видов химической продукции: защитные покрытия, предотвращающие коррозию сооружений из бетона, железобетона и камня; специализированные добавки к цементам; полимер-модифицированные битумы для асфальтобетонных покрытий; герметизирующие материалы, как "холодные", так и на битумной основе, применяемые при строительстве и ремонте бетонных и асфальтобетонных покрытий, и широкий спектр лакокрасочной продукции.
И. 3. Резниченко внес огромный вклад в работы, проводимые на МКАД, под его непосредственным руководством был разработан ряд проектов по строительству Третьего транспортного кольца г. Москвы. В результате НПО приобрело более чем десятилетний опыт работы на МКАД и Третьем транспортном кольце. Выполненные НПО работы базируются на использовании собственных материалов, производимых предприятиями концерна, расположенными в г. Москве, Московской области и за ее пределами. Так, весь верхний слой асфальтобетонного дорожного покрытия МКАД выполнен на базе производимого в НПО полимерно-битумного вяжущего. Его было выпущено с общей сложности более 60 тыс. тонн, что в десятки раз превышает выпуск за тот же период высококачественных дорожных битумных материалов по всей России. Специальными составами было защищено более 1 млн. квадратных метров металлических и бетонных поверхностей дорожных конструкций с гарантией длительной эксплуатации в сложных условиях московских автомобильных дорог.
В ходе строительства трассы необходимо уложить более 180 тыс. кубометров высококачественного конструкционного бетона. Темпы укладки в настоящее время достигли уровня 20- 25 тыс. кубометров в месяц. Около трети объемов бетонирования НПО выполняет собственными силами.
За заслуги перед Отечеством И. 3. Резниченко награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, а за долголетнюю работу и большой личный вклад в развитие капитального строительства химической промышленности Ивану Захаровичу присвоены звания Заслуженный строитель РСФСР и Почетный химик.
Даже простое перечисление этих сухих фактов говорит о неординарности и таланте этого непростого человека. Инженер по призванию, он всегда вникал в проблему до самых мелочей, невзирая на то, был ли он начальником цеха или заместителем министра. Главное было понять проблему, поставить цель и реализовать задуманное. В этом была его жизнь. И хотя называли его иногда Иваном Грозным, однако за поддержкой, советом, помощью шли именно к нему. Пожалуй, именно благодаря таким людям и развивается наша цивилизация. Они не ждут пассивно нового витка исторической спирали, они сами делают историю.
А история, в первую очередь, состоит из того, что остается потомкам. В области строительства сооружений, интересных для будущего, Иван Захарович последние годы шел вместе с НПО "Космос", который стал генеральным подрядчиком по строительству тоннельно-эстакадного варианта. В качестве субподрядчиков можно назвать Мостоотряд 90, СМУ-15, БСК-77, Космос-тоннель, Космос-мост, Космос-Урал, Дормост, Ингеоком, Тоннельный отряд-44, на самом деле, организаций более 50. Проектный срок окончания работ - декабрь 2003 года.
Вариант, разработанный НПО "Космос", основывается на строительстве тоннелей мелкого заложения и нового моста через Яузу в обход зоны историко-архитектурных памятников. Он получил одобрение Экспертно-консультационного совета при Главном архитекторе Москвы (ЭКОС) и общественного совета по градостроительству при мэре Москвы.
Для города это жизненно важная трасса, поскольку позволяет разгрузить центр города и Садовое кольцо и дает возможность водителям выехать практически в любом нужном районе. А шоссе Энтузиастов относится к одному из самых перегруженных в столице.
Так что же представляет из себя тоннельно-эстакадный вариант?
После долгих обсуждений на этапе предпроектных предложений пришли к изящному решению, которое позволяло благополучно миновать все памятники и охранные зоны. Причем, как оказалось, трассу можно построить быстро и дешево, при этом обеспечив четырех полосное движение. Кроме того, в случае, если в глубоком тоннеле возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация, этот тоннель можно использовать как резервный. Это увеличивает его функциональность.
Трасса начинается на Спартаковской площади, проходит под улицами: Бакунинской, Фридриха Энгельса, Малой Почтовой, Госпитальному переулку и выходит на поверхность в районе центрального входа в МГТУ им. Баумана на набережной реки Яуза. Далее движение будет проходить по существующей набережной, под улицей Радио и по новому мосту через Яузу переходит в Юго-восточный округ города, где проходит под Краснокварменной площадью, вдоль Танкового проезда, под Золоторожским валом и далее идет по территории завода "Серп и Молот". По ходу движения запланированы три выезда и три въезда с Третьего транспортного кольца на районную дорожную сеть.
Протяженность тоннеля от Спартаковской площади до Лефортовской набережной - около полутора километров с учетом рамповых участков. Путепровод под улицей Радио уже построен, строится новый, кстати, самый крупный мост через Яузу, переходящий в километровый тоннель почти до шоссе Энтузиастов.
С целью обеспечения безопасной и удобной эксплуатации тоннели по длине условно подразделяются на противопожарные отсеки. Каждому отсеку приданы свои вентиляционные камеры, которые проветривают в нормальном режиме и принудительно вытягивают дым при пожаре. На случай пожара, аварий и прочих чрезвычайных ситуаций в тоннелях через каждые 100 метров предусмотрены эвакуационные выходы на поверхность.
За счет чего этот проект реализуется высокими темпами?
Благодаря использованию новых технологий строительства.
Сочетание традиционного метода струйной цементации с оригинальными конструкциями грунтоцементных ограждений позволило перенести его в новые условия строительства в исторической, плотно застроенной части Москвы, в непосредственной близости от Яузы, при высоком (4-5 метров от поверхности земли) уровне грунтовых вод.
Этой технологией в России в таких масштабах и на таком технологическом уровне кроме НПО "Космос" практически никто не владеет, хотя используется она уже достаточно давно. Строительство проходит быстрее и дешевле, чем другими методами. Выглядит впечатляюще: глубокий котлован, на самом краю котлована здание. При использовании привычной технологии всегда есть риск осадок грунта в период строительства. Результат: просадка фундамента, трещины по стенам и другие неприятности. При использовании струйной технологии для укрепления слабых грунтов этого не происходит.
Принцип струйной цементации, или джет, прост, как все гениальное. Забуривается до необходимой глубины скважина, глубина может быть и 20, и 30 метров, причем используется бур диаметром всего до 15 см, и при обратном движении вверх из сопел на головке бура под давлением до 400 атмосфер подается соответствующий цементный раствор. Он разрывает почву, смешивается с ней и образует грунтоцементную сваю диаметром до 1,5 метров и более. Это не ударный метод, он не производит шума, что тоже немаловажно для городского строительства. Надо сказать, что, несмотря на низкий уровень шума, НПО все же установило шумозащитные временные экраны на тех участках, которые проходят вблизи жилых домов. Потом эти конструкции демонтируются.
В итоге получается удобная, быстровозводимая и надежная, с точки зрения предотвращения проникновения в котлован воды с частицами грунта, конструкция котлована, так как джет-сваи также успешно работают в качестве противофильтрационной завесы, по прочности сопоставимой с бетоном благодаря системе специальных добавок, разработанной учеными НПО. Ведь одной из серьезных проблем при строительстве тоннеля является проникновение в котлован воды с песком, результатом чего являются те же просадки, трещины и т.д. Такая завеса препятствует выносу грунтовых вод и часто дает возможность отказаться от водопонижения, а почвы на территории Москвы обводненные. Длительное водопонижение, а строительство у нас обычно процесс небыстрый, часто приводило к просадкам, особенно в карстово-опасных районах.
В Европе такая технология используется давно, особенно для работы в исторических центрах городов, где ударные методы применять нельзя.
Что дает использование этого метода в условиях скопления и переплетения подземных коммуникаций города?
Если работа идет традиционными методами, то неизбежно перекладываются все коммуникации, иногда на большом протяжении. При этом надо уложиться в бюджетную стоимость, а процесс перекладки весьма недешев. Избежать большого количества перекладок инженерных коммуникаций при строительстве открытым способом можно с использованием струйной цементации.
Если же насыщенность коммуникациями на небольших участках трассы очень велика, то избежать перекладок можно, используя метод микротоннелирования - сооружение участке" тоннеля под зашитой опережающего экрана из труб, продавливаемых тоннелепроходческими комплексами малых диаметров. Такой способ НПО "Космос" использует при сооружении участка тоннеля под улицей Малая Почтовая в Лефортово.
Успешное масштабное внедрение струйной цементации и многих других проектов стало возможно благодаря особой философии построения бизнеса, привитой Иваном Захаровичем Резниченко: берешь на себя полный цикл работы - от рождения идеи, создания новых материалов и технологий, - до их производства и выполнения работ собственными силами на собственной высокопроизводительной технике.
Для работы по методу струйной цементации тоже проводились исследования, в результате технология была доработана и фактически стала универсальной. В НПО разработали и изготовили растворы и присадки для цементации, работающие по-разному в различных условиях. Если нужно, чтобы свая быстро схватилась, добавляются одни присадки, нужно работать в супеси - другие, нужна повышенная твердость - третьи. Причем реализация технологии обеспечена целым парком серьезной специальной техники.
Еще одна из сторон личности Ивана Захаровича - особое внимание и душевная теплота к реставрационным работам. Исторические памятники - не просто очередные строительные объекты, это вклад в сохранение духовного наследия России. Под его руководством были созданы бригады строителей для реставрации Елоховского собора к 850-летию Москвы. В числе последующих объектов можно назвать храм Никиты Великомученика. Тихвинский собор в Данкове и многие другие. Восстановление православных храмов процесс сложный, требующий не только высокого мастерства, но большой любви и внимания.
Иван Захарович немного не дожил до своего 75-летнего юбилея, не увидел подарков, которые готовили ему родные и близкие люди. Но свой подарок всем нам он успел сделать - он стоял у истоков тоннельно-эстакадного вари анта Третьего транспортного кольца в Лефортово, послужил основной движущей силой, вдохнувшей в него жизнь и придан шей необратимость процессу. Занимаясь этим, он еще не знал, что создает себе памятник на века.
Регина ВладимироваВечерняя Москва