Ожидания инвесторов, вкладывающих сейчас средства в строительство торговых и торгово-развлекательных центров, могут не сбыться. Москва за 2002 год удвоила объем площадей высококачественных торговых центров, а темпы их возведения не снижаются. В результате уже в этом году ставки аренды в менее продуманных или неудачно расположенных комплексах, скорее всего, начнут идти вниз, хотя спрос на торговые площади, особенно в центре столицы, пока еще превышает предложение. И если в этом году эта тенденция будет малозаметной, то в будущем она проявится в полном объеме.
Несмотря на ударные темпы строительства новых торговых комплексов и предупреждения риэлторов и аналитиков, ритейлоры активности не снижают. В январе вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил в СМИ, что инвестиционные предложения различных фирм по строительству в Москве торговых центров составляют $3,5 млрд. По его словам, городское правительство получило заявки на строительство 100 магазинов сети "Пятерочка", 20 супермаркетов "Седьмой континент", торговых центров Metro и других магазинов.
"Нам приходится признать, что, к сожалению, не все застройщики обращают внимание на то, что происходит на рынке", - говорит директор по маркетингу департамента коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила . Он отметил, что сейчас закладывается много строительных площадок под формат гипермаркетов (от 60 000 до 110 000 кв. м) : например, в районе Ленинского пр. , в Замоскворечье и в районе Садового кольца будут построены крупные торговые центры площадью около 100 000 кв. м каждый. Не останавливается строительство более мелких торговых центров (по 10 000 - 15 000 кв. м).
В результате, говорит Могила, прирост новых площадей составит в течение 1,5 - 2 лет около 800 000 - 900 000 кв. м, что примерно втрое больше результатов минувшего 2002 г. Такой переизбыток неизбежно скажется уже к концу 2004 г. , что приведет к снижению ставок, к простаиванию части неликвидных площадей, к изменению концепций неудачных объектов. Возможно также, что торговые сети будут занимать большие площади, но не смогут быстро и полностью их освоить. Это, в свою очередь, может сказаться непосредственно на их бизнесе, выражаясь в недостатке ассортимента, потере стандартов обслуживания и даже в пересмотре политики и стратегии работы некоторых сетевиков, полагает менеджер Penny Lane.
По мнению специалистов Colliers International , можно говорить об уже начавшемся снижении ставок в ряде комплексов. В частности, на летний период некоторые ввели практику сезонных скидок в размере 10 - 15%. А специалисты управляющей компании "Ермак" прогнозируют, что в некоторых комплексах в ближайшие 3 - 4 месяца продолжится понижение арендных ставок еще примерно на 20 - 30% , что не остановит отток арендаторов.
По данным компании Colliers International, в общей сложности в 2002 г. в столице было введено в эксплуатацию около 600 000 кв. м в современных торговых центрах. Объем собственно торговых площадей в них аналитики Stiles & Riabokobylko оценивают в 345 000 кв. м. Всего, по их подсчетам, в 54 торговых центрах расположено 783 000 кв. м высококачественных торговых площадей. Таким образом, на 1000 москвичей приходится по 42 кв. м магазинов международного класса. Для сравнения: среднеевропейский показатель - 198 кв. м на 1000 чел. Если же принимать в расчет мелкие магазины, киоски и рынки, то на 1000 москвичей приходится 940 кв. м (по данным Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы).
Основной спрос на протяжении 2002 г. , по данным Colliers International, формировался в сегменте уличной торговли и торговых центров. Из 30 основных торговых улиц наибольшее внимание торговцев, помимо главных магистралей (см. табл. ) , привлекали "бутиковые улицы": Третьяковский проезд, Столешников и Камергерский пер. , Кузнецкий Мост, Петровка. Наибольшим спросом пользовались помещения до 50 кв. м в торговых центрах и от 200 кв. м в отдельно стоящих зданиях. Самая большая доля торговых площадей сконцентрирована на Садовом кольце (22% ) и на Ленинском проспекте (21% ). Начальник отдела коммерческой недвижимости агентства МИАН Роман Плюхин объясняет это большой протяженностью и высокой плотностью транспортных потоков этих трасс. За ними, по подсчетам МИАНа, следуют проспекты Ленинградский (12% ) и Мира (10% ), Тверская улица (10% ), Новый Арбат (9% ) и Кутузовский проспект (8% ).
Риэлторы отмечают еще одну тенденцию: если в 2002 г. вводились торговые центры в районе МКАД, то в ближайшие два года будет активно осваиваться район Третьего транспортного кольца. Кроме того, аналитики обращают внимание на ликвидацию рынков (уже закрыты "Лужники", "ЦСКА", "Динамо"). В то же время в Москве ощущается большая потребность в цивилизованных площадках, рассчитанных на массового потребителя со средним достатком и ниже (типа "Горбушкин двор"). Эта ниша пока не заполнена и является востребованной и перспективной. Например, ТЦ "Москва" в Люблине уже ощутил усиление потока арендаторов.
Торговцы активно осваивают и новые районы. Например, на въезде в Куркино, на пересечении МКАД и ул. Свободы, строится торговый комплекс, рассчитанный в первую очередь на обитателей "московской Лозанны". Общая площадь двухэтажного комплекса - 10 000 кв. м, в нем планируется разместить супермаркет, магазины бытовой техники, товаров народного потребления, кафе, фаст-фуд. Владелец - фирма "Аланис" - оценивает объем инвестиций в него в $11 млн.
Сергей ЖарковВедомости