Закончилась прокладка уникального двухкилометрового тоннеля под Лефортовом.
Работы проведены на три месяца раньше срока, что приближает момент, когда Третье транспортное кольцо будет замкнуто. Это событие, как обещают городские власти, произойдет к декабрю нынешнего года.
Участок Третьего кольца от Спартаковской площади до шоссе Энтузиастов специалисты по праву считают самым сложным. Трасса проходит в пределах заповедной зоны исторического памятника в Лефортове. Такой район, как Лефортово, - головная боль любого дорожного строителя. Во-первых, парк - заповедная зона, во-вторых, историческая застройка, которую нельзя затрагивать, в-третьих, хоть и небольшая - река Яуза. Поэтому перед строителями стояла весьма трудная задача: проложить тоннель в пределах заповедной зоны, где расположен парк - один из знаменитых в Европе. Созданный в 1703 году, он по праву считается прообразом будущих парков Санкт-Петербурга. Позже, при императрице Анне Иоанновне, парк называли "Версалем на Яузе".
Решением проблемы строительства тоннеля через заповедную зону Лефортово занимался целый ряд научно-исследовательских и проектных институтов. Так, в 1994 году была выполнена работа по проектированию внутригородской кольцевой магистрали на участке через Лефортово в тоннеле. В ее разработке принимали участие НИиПИ Генплана Москвы, Московский геоцентр, Мосинжпроект.
В ноябре 1998 года правительство Москвы издало постановление № 894 "О строительстве Лефортовского тоннеля", в котором были определены заказчик строительства - 000 "Организатор", а генподрядчик - ОАО корпорация "Трансстрой". В марте 2000 года начались работы по освоению стройплощадки на территории завода "Серп и молот".
Однако из-за перераспределения дорожного фонда в пользу федерального центра проектирование и строительство Лефортовского тоннеля 5 марта 2001 года были временно приостановлены.
После разработки и рассмотрения дополнительных вариантов было проведено их обсуждение на заседании экспертного научно-технического совета Тоннельной ассоциации России с участием членов московского правительства во главе с мэром. В решении было отмечено, что замыкание Третьего транспортного кольца в районе Лефортова предусматривает организацию движения автотранспорта через один Лефортовский тоннель глубокого залегания от шоссе Энтузиастов до Спартаковской площади и устройство обходного пути для движения автотранспорта в противоположном направлении от Бакунинской улицы, вдоль реки Яузы с последующим выходом на шоссе Энтузиастов. Далее было предложено НИиПИ Генплана Москвы разработать предложения по устройству наземного обходного пути по Лефортовской набережной и Танковому проезду. Сроки начала проходки Лефортовского тоннеля были установлены с 20 октября 2001 года. Решением мэра Москвы от 2 февраля 2002 года был определен срок завершения проходки тоннеля - 1 мая 2003 года. Скорее всего, это событие произойдет 22 февраля.
Лефортовский тоннель - самый длинный в столице, его длина составляет 2150 метров, кроме того, этот тоннель самый большой по диаметру в Европе - 14 метров. Трасса тоннеля проходит в устойчивых скально-полускальных грунтах и имеет следующие параметры: в поперечном сечении ширина 12,35 метра для трех полос движения легкового и грузового автотранспорта. В поперечном сечении тоннель будет разделен как бы на три этажа. На верхнем этаже будут смонтированы устройства вентиляции, освещения, связи и сигнализации. В нижней части проложены кабели, вентиляционные каналы и дренажные устройства. Для возможных экстренных случаев через каждые 600 метров оборудованы аварийные переходы. Оценивая работы, проведенные при прорытии тоннеля, начальник отдела НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крейстмен отметил: "Пободного сооружения нет во всей стране. И дело тут не только в длине и глубине заложения. Ни в какое сравнение не идет интенсивность движения через этот тоннель. Пропускная способность подземной трехполосной дороги будет составлять 3600 автомобилей в час. Легко подсчитать, что в среднем каждую секунду из тоннеля будет выскакивать одна машина".
И в заключение следует отметить: на Бакунинской улице, где тоннель выходит наружу, вырыто два огромных котлована. Через один из них будет извлечен из-под земли проходческий щит "Херрен кнехт", с помощью которого был прорыт Лефортовский тоннель на три месяца раньше срока.
Василий ПотапченкоТверская, 13