Проблеме вывода из Москвы предприятий, особенно вредных и неэффективных, в последнее время уделяется все больше внимания. Об этом упоминал мэр на прошлом заседании правительства, этому же была посвящена пресс-конференция, прошедшая в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города.
Ценность московской земли и возможность более рационального ее использования осознавалась и раньше. Еще при советской власти существовала программа вывода из города шестисот предприятий. Правда, осуществлялась она по-советски неспешно - вывели лишь шесть. Затем, в годы перестройки, реформ и прочей смуты, о программе забыли. Вернулись к этой проблеме в середине девяностых, когда между городом и промышленной отраслью стала назревать конфликтная ситуация. Город озаботился строительством жилья, решением транспортных проблем, экологией. Отрасль - увеличением объемов производства, созданием новых технологий, увеличением прибылей.
К сожалению, 44% столичных предприятий расположены на пригодных для постройки жилья территориях. Проведенные недавно исследования показали, что из полутора тысяч существующих предприятий и тысячи четырехсот научных учреждений только часть является сегодня таковыми. Остальные, имея огромные площади и используя вывески как прикрытие, занимаются чем угодно, но не наукой и не производством. Например, большая часть "левой" водки производится и хранится именно в таких местах. Что еще творится в сданных в аренду помещениях - одному богу известно. Основная часть предприятий - акционерные общества, и у города нет полномочий напрямую диктовать им свою волю. Но поиск решений и рычагов воздействия ведется.
Резервации для заводов
Год назад правительством Москвы создано государственное унитарное предприятие "Московский центр освоения резервных территорий". В его задачи входит за первое полугодие 2003 года разработать программу по совершенствованию механизма освоения резервных территорий на период до 2006 года, а также концепцию развития этой программы до 2010 года. Будут созданы юридические, градостроительные и финансовые механизмы, фискальные меры для предприятий, загрязняющих окружающую среду или использующих не по назначению принадлежащую им территорию. В каждом округе столицы ведется обследование предприятий и определяется дальнейшая их судьба: ликвидация, уплотнение, перебазирование или модернизация.
Например, Московский нефтеперегонный завод в Капотне переместить невозможно, поэтому проще и дешевле модернизировать очистные сооружения и снизить выбросы в атмосферу. Или завод железобетонных изделий на Полярной улице. Местным жителям давно не нравится соседство с ним, но закрыть или перевести в другое место его пока нельзя - своей продукцией он полностью обеспечивает годовую программу ДСК-1, а это около миллиона квадратных метров жилья.
Многим предприятиям переезд выгоден: в области ниже аренда земли, коммунальные платежи. Кроме того, Москва выплачивает компенсации перемещаемым предприятиям. Среди согласных выехать такие гиганты, как МИГ, уже выводящий свою производственную базу на Луховицкую площадку. В Москве остаются только КБ и опытное производство. Правда, при переезде в область тоже есть определенные нюансы. Областные власти говорят, мол, конечно, мы землю предоставим, но только и налоги с данного предприятия будут идти в наш бюджет. По каждому конкретному случаю двум субъектам приходится искать компромиссные решения.
Еще пример: небольшая фабрика "Резинопластик" ютилась в полуразвалинах в районе Тимирязевской академии. Работают там инвалиды. При этом продукция - войлочная обувь "прощай молодость" - пользуется неизменным спросом у пенсионеров. "Резинопластик" сам предложил правительству освободить землю, с тем чтобы им предоставили на новом месте новые производственные помещения.
Московская недвижимость...
С тех пор как предприятиям разрешили приватизировать землю, на которой они находятся, появилась новая проблема. Предприимчивые люди скупают московские предприятия, но не с целью их развития, а только из-за их месторасположения. В лучшем случае в планах новых владельцев - переместить производство на другое место. В худшем - после покупки предприятие приводится к банкротству, с коллективом прощаются и дальше поступают с территорией так, как считают нужным. Так произошло с суконной фабрикой им. Петра Алексеева. По словам депутата Мосгордумы Ирины Рукиной, "мы теряем по несколько предприятий ежедневно". Новые владельцы "Красного Октября" решили на месте фабрики построить отель. Узнавший об этом мэр Москвы немедленно встал на защиту всемирно известного производителя конфет. Он пообещал, что никаких решений в отношении фабрики без ведома московского правительства не допустит. Похожие истории с Трехгорной мануфактурой и некоторыми другими предприятиями. Возможно, в скором времени появится на свет московский закон о земле. По крайней мере, о его необходимости говорят и в столичном правительстве, и в Городской думе.
Заместитель генерального директора ГУП "Московский центр освоения резервных территорий" Анатолий Рябовский:
- В декабре прошлого года правительством Москвы определен базовый перечень на этот год. Причем не перечень предприятий, а перечень промзон. Дело в том, что, как только были опубликованы перечни предприятий Центрального административного округа, подлежащих реорганизации, тут же стали происходить такие процессы, как скупка, сдача в аренду, искусственные банкротства и прочее. Это похоже на расселение коммунальной квартиры. Было пять семей, но как только люди узнают, что дом идет под снос, тут же появляются десять. Мы свою работу с предприятием строим на том, чтобы заинтересовать его в реорганизации. Право "первой руки" остается за ним, оно может стать на этой территории инвестором. Ему зачастую выгодно бывает участвовать в жилищном строительстве. Таким образом, первая наша задача - договориться с предприятием. Если сегодня обращаться только к законодательной базе, мы не сдвинемся с места. А нам нужно реально освободить территорию под застройку 500 тысяч квадратных метров жилья.
Согласно генеральному плану развития Москвы, до 2020 года производственные территории сократятся на четверть - с 20,5 до 15 тысяч гектаров. Площадь 20 из 66 промзон уменьшится, а 16 будут полностью ликвидированы.
Освободившиеся площади планируется использовать следующим образом: 1,9 тыс. га для жилищного строительства, 1,2 тыс. га для системы общегородских центров и 2,2 тыс. га на развитие и реабилитацию природного комплекса столицы.
Председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике Ирина Рукина:
- Мы не можем позволить себе лишиться того, на чем всегда стояла Москва, - науки и производства. Нельзя разрушить все это и застроить город одними гостиницами и казино. Цена вопроса слишком велика. Вывод предприятий в область будет осуществляться только после того, как на новом месте будут готовы новые производственные площади, то есть будет возможность в кратчайший срок приступить к работе. Сейчас рассматривается возможность создания промышленных зон в области по отраслям, чтобы предприятия, например, химической и пищевой промышленности не находились по соседству. Сами помещения будут представлять собой современные модульные конструкции с единым архитектурным решением. Для работников предусматриваются специальные транспортные маршруты от ближайшего метро до нового места работы. С работниками ликвидируемых предприятий дело обстоит сложнее. Дело в том, что раньше у нас были комиссии по трудоустройству, которые помогали людям найти другую работу или приобрести другую профессию. Сейчас эти функции вместе с предусмотренными на эти цели деньгами у нас забрали федеральные структуры. Остаются только биржи труда.
Владимир БулдыгеровРоссiа