Впервые метрополитен вышел за пределы кольцевой автодороги и сразу же поднялся на поверхность, на эстакаду. Такой вид транспорта успешно используется во многих городах мира, но в России легкое метро строится впервые.
- В Южном Бутове, где небольшие пассажиропотоки, нет смысла прокладывать традиционный метрополитен, - говорит вице-президент института "Метрогипротранс" Сергей Туренский . - Надо было придумать что-то принципиально новое, более экономичное. Так родилась идея легкого метро. Конечно, в черте исторической застройки города использовать его невозможно. А вот за кольцевой автодорогой есть для этого свободное пространство.
Первый участок легкого метро с пятью станциями (одна подземная - "Бульвар Дмитрия Донского" и четыре надземные - "Бульвар Адмирала Ушакова", "Поляны", "Детский парк" и "Бунинская аллея") должен быть введен в эксплуатацию уже в конце этого года. В 2004-м предполагается пуск второй очереди с двумя станциями - "Потапово" и "Чечерский проезд".
Трасса начинается с подземного участка под Бутовским лесопарком. Здесь успешно ведет проходку канадский щит "Ловатт", который впервые используется в московских недрах. Проходческий комплекс идет в сторону станции "Бульвар Дмитрия Донского". Он завершает проходку одного из двух параллельных километровых тоннелей. Щит оборудован так, чтобы не потревожить поверхность земли. По словам главного механика Метростроя Владимира Богданова, экологи и "зеленые" следят за каждым деревом Бутовского лесопарка в зоне проходки тоннеля.
Вовсю развернулись работы и на поверхности. Из 97 опор на пусковом участке больше половины уже в процессе сборки. Монтируются первые пролетные строения, где будет отрабатываться технология сооружения эстакады. Шаг между опорами равен 45 метрам.
Строительство легкого метро ведет генеральный подрядчик - Метрострой и его субподрядные организации.
- У нас есть 70-летний опыт проектирования и строительства традиционного метро, а вот здесь мы все начинаем с нуля. Ни у строителей, ни у заказчика, ни у проектировщиков нет практического опыта. С сооружением мостовых конструкций Метрострой встретился лишь на Третьем транспортном кольце. Мы все на этой линии учимся, - сказал Сергей Туренский. - Только сдав первый пусковой участок, многое сумеем оценить и проанализировать.
Станции легкого метро будут похожи друг на друга. Они, как говорят проектировщики, островные, с платформой посередине, к чему уже привыкли москвичи. Длина их 90 метров, ширина платформы 7 метров, высота от пола вестибюля до основания платформы 9 метров 60 сантиметров. Станции открытые, над ними только металлический навес, опирающийся на металлоконструкции а форме перевернутой галочки. От осадков и ветра они также защищаются прозрачными, шумоотражающими экранами. У станции "Бульвар Адмирала Ушакова" два вестибюля, у остальных - по одному. Из вестибюлей, смонтированных на земле, пассажиры поднимаются на платформу по эскалаторам. Это трех ленточные движущиеся лестницы новой конструкции, изготовленные в Санкт-Петербурге. Они более легкие, у них нет традиционного машинного отделения, но они способны выдержать нагрузку. Эскалаторы накрыты стеклянной галереей.
Сама эстакада имеет два уровня. В верхнем - пути для поездов и необходимое технологическое оборудование, в нижнем - проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и от осадков. Нижний ярус закрыт ограждающими конструкциями, верхний ярус с шумоглушащими экранами. Там, где линия метро очень близко подходит к жилым домам, на станциях над шумоглушащими экранами появляется третий ярус - шумоотражающие прозрачные стеклянные витражи. Получается эстакада как бы из трех частей.
Все станции одинаковые по цвету. Нижний ярус - серебристо-зеленый, верхняя часть - в светло-бежевых тонах. Линия идет по району, где светлая застройка с преобладанием пастельных тонов. Архитекторы решили не вводить для эстакады яркий цвет, хотя она, конечно же, будет выделяться на фоне домов.
- Пролетные строения эстакады примут обтекаемую форму. Повышенная забота об эстетике, - рассказывает архитектор института "Метрогипротранс" Леонид Борзенков, - связана с тем, что мы очень активно вторглись а уже сложившуюся застройку. Надо сделать все, чтобы линия не мешала жизни москвичей. Потому-то на всем протяжении ее и ставятся шумоглушащие экраны. Предусматривается и особое, строение пути, чтобы меньше был шум при движении поездов.
На станциях легкого метро, кроме эскалаторов, будут еще и лифты для инвалидов. На "Бульваре Адмирала Ушакова" лифтовая шахта - в центре станции, на остальных - в торце, рядом с аварийными лестницами.
Если в традиционном метро в вестибюле находится много различного технологического оборудования и служебных помещений, то здесь минимум необходимого для кассиров и дежурных по станции. Зато на перегоне между "Бульваром Дмитрия Донского" и "Бульваром Адмирала Ушакова" будет возведено наземное многоэтажное сооружение - ОЗЭП - Объединенное здание эксплуатационного персонала. Вот здесь-то и будет сосредоточено все управление первой линией легкого метро. Поэтому инженерный корпус должен быть готов тоже в этом году. Под эстакадой разместятся тяговые и тягово-понизительные подстанции.
В отделке станций легкого метро будет использован как традиционный материал, так и современный. Пол платформы, например, устелят гранитом, но без полировки, чтобы в сырую холодную погоду пассажиры не скользили.
Берта БухаринаМосковская правда