Правительство Москвы на заседании в минувший вторник одобрило программу размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в городе на период 2003 - 2010 годов.
В соответствии с предложенным проектом Генеральный план развития Москвы до 2010 года покоится на четырех китах. Первый - комплексная реконструкции жилых районов и развитие социальной инфраструктуры местного уровня. Второй - сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий. Третий кит - реорганизация производственных площадей. Четвертый - развитие инженерно-транспортной инфраструктуры и объектов жизнедеятельности города, в том числе средств по утилизации отходов строительства, сноса и быта. Согласитесь, что эти "млекопитающие" держат на себе почти все сферы жизни города.
"В рамках жилищного строительства до 2010 года в столице намечено возвести 36,5 миллиона квадратных метров общей площади, или 4,2 миллиона ежегодно. При этом 80 процентов строительства придется на уже сложившиеся территории и лишь 20 - на неосвоенные районы", - сообщил в своем докладе главный архитектор Москвы А.В.Кузьмин.
К тому же сроку территорию города очистят от панельных пятиэтажек серий К-7, II-32, II-35, 1605 АМ, 1МГ-300 и других, приравненных к ним по конструктивным особенностям, а также ветхого жилого фонда. Всего снесут 5,6 миллиона квадратных метров.
С другой стороны, запланировано перейти от эксперимента к полномасштабной реконструкции пятиэтажных зданий несносимых серий 1-515, 1-510, 1-511, 1-447. Надстроят и обстроят порядка 1,3 миллиона квадратных метров. Реконструируют и исторически ценный и доиндустриальный жилой фонд общей площадью 5,7 миллиона "квадратов".
Важно, что будут увеличены общие объемы строительства по индивидуальным проектам с 32 до 40 процентов. И это коснется не только центральной части нашего города.
В проекте развития Москвы до 2010 года - многоплановое развитие социально-бытовой инфраструктуры - понятие "спальный район" в столице должно быть утрачено как таковое. Комплексная реконструкция районов затронет сферы образования, здравоохранения, торговли, культуры, спорта. В городе появятся 322 школы и 222 детских сада, 31 поликлиника, 18 больниц, 6 хосписов, 96 объектов культуры, 171 спортивное сооружение, 170 гостиниц. Планируется также ввести в строй небольшие магазины общей площадью 600 тысяч квадратных метров, а также крупные оптовые и розничные центры площадью более 3 миллионов квадратных метров. Причем административные округа должны быть насыщены равномерно. Сейчас, например, по школам отстает САО, по детским садам - Зеленоград, СЗАО и ЮЗО, по поликлиникам - ЗАО. Кстати, все округа сейчас отстают по числу местных культурных и спортивных объектов.
На развитие дорожной сети города потребуется трехкратное увеличение капитальных вложений. Чтобы автомобильные артерии города работали нормально, необходимо завершить строительство Третьего транспортного кольца, построить Четвертое, проложить новые радиусы, такие, как Краснопресненский проспект, а также поперечные дороги на периферии Москвы. Вместе с тем А.В.Кузьмин выразил тревогу: "При существующих проблемах финансирования отрасли, я говорю об отмене транспортного налога и ликвидации дорожного фонда, только одна треть объема работ обеспечена средствами".
Лучше положение с московским метрополитеном. Его линии удлинятся почти на 70 километров. Город пополнится и новыми разновидностями этого транспорта - легким метро (которое сейчас строится в Бутове, а будет - в Солнцеве, Митине), метро мелкого заложения, монорельсом.
За восемь лет в городе будет построено гаражей на 700 тысяч машино-мест. Но, как заметил руководитель Комплекса городского хозяйства П.Н.Аксенов, это количество не сможет активно улучшить положение - только на сегодняшний день в городе ощущается дефицит 1 миллиона машино-мест.
Природный комплекс столицы также претерпит заметные положительные изменения. Так, наряду с рядовыми плановыми посадками, намечено создать крупные озелененные территории на площадях бывших промышленных зон и рекультивированных свалок. Большое внимание уделено компенсационному озеленению при градостроительной деятельности. Планируется совершенствовать приемы ландшафтной архитектуры, малых форм и элементов благоустройства.
Развитие инженерной инфраструктуры, помимо реконструкции существующих и строительства новых коммуникаций, предполагает проведение ресурсосберегающих мероприятий во всех сферах потребления. В частности, котлы будут модернизированы с применением новых газогорелочных устройств и автоматических систем контроля горения. Планируется и переход котельных на газовое топливо. Кстати, более экологичное.
Важное направление работ - предпринимательство. Намечено строительство нежилых помещений для малого бизнеса, отвечающих самым современным техническим и функциональным требованиям.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков одобрил представленную программу, подчеркнув, что она соответствует принципу сохранения исторической среды и архитектурного облика города. "Однако необходимо, чтобы жители имели полную информацию о планах развития города. Если москвичи будут знать о том, что происходит у них в районе, то городские власти в большинстве случаев получат союзников, а не оппонентов", - заявил градоначальник.
На заседании столичного Правительства также была одобрена экологическая программа города на 2003 - 2005 годы.
В соответствии с нею территорию природных комплексов в столице планируется увеличить с 21 до 30 процентов площади города. Уже в ближайшее время территория промышленных зон сократится с 17 до 13,5 тысячи гектаров. Предполагается реконструировать почвенный слой на площади 900 гектаров, высадить зеленые насаждения на 632 гектарах, уничтожить вредителей растений на 1 тысяче гектаров и разбить цветники на 690 гектарах.
Ожидается снижение количества токсичных выбросов в воздух на 64 тысячи тонн, а сброса загрязняющих веществ в водоемы - на 5 тысяч тонн в год. А уровень промышленной переработки твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора намечено довести до 65 процентов.
Согласно концепции восстановления и реабилитации малых рек планируется создать единый информационно-аналитический центр и реестр всех водных объектов Москвы. Предполагается разработать проекты водоохранных зон по всем малым рекам, исключить сброс в них загрязненных производственных сточных вод, провести мероприятия по повышению эффективности естественной самоочистки водных объектов, в том числе за счет устройства дополнительных русловых прудов, аэрации, водоочищающей флоры.
И еще один важный факт. На заседании Юрий Михайлович поручил подготовить распоряжение о перемещении оставленных у обочин дорог автотранспортных средств в период уборки улиц.
"Для этого нам не нужно вносить поправки в административный кодекс, но без этих мер мы не решим транспортной проблемы и допустим зарастание улиц столицы снегом", - отметил градоначальник.
При этом владельцев автомобилей штрафовать не станут, а машины будут перемещать на соседние улицы.
Разработкой документа займутся совместно Департамент природопользования и охраны окружающей среды и Комплекс городского хозяйства.
Глеб ЕгоровМосковская правда