Краны в небе - не единственный признак лихого стройразгула в Москве. Есть и более "приземленные" показатели. Памятники, например. Вокруг одного из них - памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах - разгорелся скандал. Инициативная группа, созданная в защиту Патриарших, похоже, заставила автора скульптурной группы отказаться от части проекта. Между тем Москомархитерктура на ближайшие годы напридумывала для столицы порядка 200 новых памятников.
О том, что в Москве будут "строить, строить и строить", не раз говорил главный ценитель городской красоты Юрий Лужков, а его слова, как водится, не раз подкреплял руководитель Москомархитектуры Александр Кузьмин. Совместными идеями мэрии и архитекторов никак не удается проникнуться тем, кому, собственно, воплощения этих идей придется созерцать ежедневно. На этот раз общественность не поспела за гением монументального искусства на Патриарших прудах: 12-метровый примус и столь же огромный Иешуа, идущий по водам Патриарших прудов оказались недосягаемыми. Вот и сам ваятель, Александр Рукавишников, заявил, что современники этот памятник не воспримут: "Я строю для потомков. Должно пройти лет сто-двести. И вообще надо не до уровня народа опускаться, а народ поднимать до соответствующего уровня". Может, лет через 200-300 памятник оценят. Как еще большее архитектурное недоразумение, нежели кажется сейчас...
У ворот этот, как его... народ!
Об установке памятника Михаилу Булгакову в прошлом году говорили как о данности, поскольку работа скульптора Александра Рукавишникова была утверждена на всех уровнях. Бронзовый писатель должен был появиться у того угла сквера, где стоит красивый, но уже порядком обветшавший павильон, построенный еще в 30-е годы. Здесь много лет давали напрокат коньки. Вроде бы и после обновления павильон, согласно планам архитекторов, должен был сохранить свое назначение.
Судьба памятника так или иначе остается загадкой. Говорится обо всем и ни о чем. Мэр на прошедшем заседании московского правительства занимался внушением и призывал городских чиновников "информировать москвичей о реальных планах властей". По словам Лужкова, "из-за того, что мы плохо проинформировали население о предстоящей чистке водоема, а кто-то вдобавок ко всему пустил слух о строительстве подземной автостоянки на месте Патриарших прудов, произошло резкое возмущение горожан". То, что Патриаршие давно нуждаются в реконструкции, понятно при первом взгляде на них. В Генплане Москвы, рассчитанном до 2020 г., есть соответствующий пункт. Под проект более года назад нашелся заказчик и инвестор. Над проектом работала Мастерская-19 Управления по проектированию общественных зданий и сооружений ("Моспроект-2"). Как рассказали "Фокусу" в мастерской, комплексный проект относительно Патриарших прудов находится в подвешенном состоянии примерно год, и "пока разбираются с памятником, мы вряд ли сможем что-либо начать делать". Заказчик проекта, по словам архитекторов, - один из известных московских рестораторов, владеющий среди прочего и кафе на Патриарших, вначале предполагал увидеть там нечто "съедобное" и веселое: побольше киосков, развлечений... архитекторам удалось склонить заказчика к более спокойному, почти патриархальному варианту: старое мощение вокруг прудов, небольшое кафе, вроде нынешних летних подмостков - двухэтажная постройка, которая рассчитана на работу как летом, так и зимой.
Сегодня Патриаршие отделены от окружающей сплошной застройки узкими улицами и переулками и неширокой, едва узнаваемой линией газона. В плане Мастерской-19 значилось десятка полтора наиболее известных поколению от 40 и старше и горячо обруганных скульптур а-ля "девушка с веслом". На стадии обсуждения и частичного согласования, собственно, все и закончилось. Александр Асадов, руководитель Мастерской-19, в интервью "Фокусу" предположил: "провисание" проекта, разработанного его архитекторами, связано с тем, что Патриаршими прудами заинтересовались "новые деньги". "В Центральном округе существует масса интересов и подводных камней, поэтому на каком-то этапе инициатива частных заказчиков перешла к мэрии и в освоении прудов будет участвовать городской бюджет. Город заказал проект одной из мастерских "Моспроекта", специализирующейся на работах по благоустройству", - рассказал Асадов.
Руководствуясь призывом Юрия Михайловича к чиновникам информировать о реальных планах властей, ваш корреспондент обратился в Мастерскую-10 с просьбой рассказать о том, в каком состоянии находится сейчас проект. Но руководитель мастерской Марина Морина отказалась дать какую-либо информацию, назвав отказ "делом принципа".
И еще 200 памятников
Памятник Булгакову на Патриарших - это и не пик, и не продолжение столичных архитектурных недоразумений, поскольку на горизонте маячат следующие "шедевры". Еще в прошлом году Москомархитектура озвучила свои монументальные планы: в ближайшие несколько лет в столице появятся более 200 памятников. Открытие очередного сезона гигантомании состоялось в прошлый четверг: на Пречистенке теперь стоит памятник живописцу Василию Сурикову.
А вот с уже готовым памятником французскому президенту на площади де Голля в Москве работы Зураба Церетели еще только предстоит познакомиться и смириться. Кроме того, на неразворотливом пятачке перед Кутафьей башней должен появиться памятник русскому императору Александру II, на Поклонной горе - "Испанскому добровольцу", а напротив Академии художеств - создателю Театра кукол Сергею Образцову. Есть идея установить памятники к юбилеям: памятник 200-летию МВД установят на Малой Селезневской улице, а на Воробьевых горах - памятник, посвященный 250-летию МГУ. Но это лишь часть проекта столичных чиновников и архитекторов. Когда и где откроется оставшаяся сотня с лишним памятников и кто станет их авторами, определится, как говорится, с течением времени. Пока же журналистов, обращающихся с этим вопросом, Москомархитектура отфутболивает в Российскую академию художеств, а Академия художеств - в Москомархитектуру...
Елена РудометкинаРусский фокус