Ипотека для военных
В настоящее время, когда Государственных жилищных сертификатов (ГЖС) не хватает, а их финансовое обеспечение не покрывает рыночной стоимости жилья даже на вторичном рынке, обеспечение жильем увольняющихся из Вооруженных сил офицеров и прапорщиков по-прежнему является серьезной государственной проблемой. Для скорого разрешения этой ситуации члены комиссии Государственной Думы по развитию ипотечного кредитования разработали альтернативный программе ГЖС проект по развитию строительства жилых домов или фермерских хозяйств для бывших военнослужащих, в котором сделали упор на развитие социальной ипотеки. О возможных перспективах данного проекта корреспонденту "НГ" рассказал председатель комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования Иван Грачев.
Из досье "НГ" Иван Дмитриевич Грачев родился 19 февраля 1952 г. в городе Якутске. В 1973 г. окончил физический факультет Казанского университета. Работал в Казанском НИИ химико-фотографической промышленности. В 1990-1993 гг. - депутат Верховного Совета Республики Татарстан, с 1993 г. трижды избирался депутатом Государственной Думы РФ. Разработал и провел Федеральные законы "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", "О производственных кооперативах", "О негосударственных пенсионных фондах", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об оценочной деятельности в РФ".
-Иван Дмитриевич, в чем особенности предлагаемого вами проекта по обеспечению жильем бывших военнослужащих и его основные отличия от программы ГЖС?
- Я ежегодно просматриваю бюджет и вижу, что на жилье для военнослужащих тратится в среднем около полумиллиарда долларов в год. Если в квартирах нуждаются 150-200 тысяч человек из числа военных, а средняя стоимость единицы жилья по России составляет 10 тысяч долларов, то в общей сумме выходит никак не больше 2-2,5 миллиардов долларов! Тем не менее уже 9 лет мы голосуем за эти бюджеты, деньги тратятся приличные, а вопрос не решается. Тогда как двух- трех лет вполне достаточно, чтобы "закрыть" эту проблему, используя прозрачные классические ипотечные механизмы. А если к тому же учесть, что в режиме ипотеки нужно платить лишь 30% от стоимости жилья, то вполне хватило бы и 600 миллионов долларов, это совершенно точно.
Как я себе это представляю? Офицеру, собравшемуся строиться или же отыскавшему на вторичном рынке квартиру, из федерального бюджета на его спецсчет в Сбербанк или другой уполномоченный государством банк поступает первоначальный взнос в размере 30% от стандартного среднероссийского городского уровня стоимости жилья. При этом соответствующее соглашение фиксируется государством. Покупая квартиру на вторичном рынке, офицер одновременно закладывает ее этому банку. То есть человек фактически получает квартиру после внесения в банк первоначального взноса. Конечно, дальше возникает проблема погашения оставшихся долгов, по которым будет рассчитываться опять же государство, но все равно коэффициент полезного действия этой схемы оказывается раз в пять выше, чем прямое использование бюджета для покупки квартир военнослужащим.
- Кто, на ваш взгляд, должен отвечать за реализацию данного проекта?
- Каждой проблемой должны заниматься профессионалы. Если дело касается жилья, то этот вопрос должны решать реальные участники рынка: риелторы, оценщики и реальные строители (там, где речь уже заходит о строительстве).
По оценкам наших предпринимателей из разных регионов, в России есть области, где реальную себестоимость строительства приличного жилища вполне можно было бы "дожать" до 70 долларов за квадратный метр.
Должен быть некий, не внутри Министерства обороны, орган исполнительной власти - можно назвать его управляющей компанией, можно название придумать другое, - который был бы уполномочен государством профессионально заниматься решением этой проблемы.
- Учитывая недостаточное финансирование программы ГЖС, откуда возьмутся средства на ваш проект?
- Основной финансовый источник - бюджет России. Я уже говорил, что денег, которые сегодня выделяются государством, вполне достаточно для решения проблемы в 2-3 года. Необходимо потихоньку перераспределить ресурсы так, чтобы прозрачные и известные всему миру схемы, в частности ипотека, стали доминирующими. Понятны они, кстати, и западным инвесторам в отличие от программы ГЖС. А таковые скорее всего найдутся.
Кроме того, я полагаю, что, конечно же, губернаторы одобрят эту идею. Одни губернаторы получают необходимые средства для обустройства военнослужащих из федерального бюджета, другие даже без поддержки из Центра вынуждены самостоятельно решать жилищную проблему.
- Вы можете привести конкретный позитивный пример реализации идеи социальной ипотеки в нашей стране?
- Город Саров в Нижегородской области (бывший Арзамас-16. - Прим. авт.), аналогичный военному городку. Естественно, роль Федерации там исполнял Минатом, частично подкидывал бюджет муниципалитета, и частично люди стали вкладывать. В результате по итогам года за счет удвоения строительства у них было превышение доходов в городской бюджет. Примерно полторы тысячи человек уже живут в своих новых квартирах, я лично вручал им ключи. Но когда выступаю перед муниципальными чиновниками, то они мне в ответ говорят, что это неправда, этого не может быть!..
- Если преимущества предлагаемого вами проекта столь очевидны, что же мешает его скорейшему воплощению в жизнь?
- Просто исполнительной власти нужно четко скоординировать свои дальнейшие шаги в этом направлении: принять принципиальное решение о придании данному проекту статуса президентской программы, сформировать структуру и поставить во главе ее человека, ответственного за реализацию проекта и уполномоченного распоряжаться этими бюджетными деньгами, - тогда эта проблема будет быстро решена.
Если посмотреть на опыт других стран, то для массовой ипотеки всегда и везде была характерна поддержка сверху на старте. К примеру, "Фанни Мэй" в США (Федеральная национальная ипотечная ассоциация) изначально была в принципе правительственной организацией - все проекты по массовой ипотечной программе для американцев решались на уровне президента. Поэтому я полагаю, что Россия в этом случае тоже не должна стать исключением: либо исполнительная власть как-то начнет решать эту проблему, либо мы еще долго будем мучиться с частными инициативами. Законодательную часть работы в этом направлении мы уже сделали, но готовы в течение полугода внести дополнительные изменения, если исполнители сочтут, что еще чего-то не хватает.
Вадим УдманцевНезависимая газета
Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?