Категории каталога

Сдача отчетности в налоговые органы (Начало.)

Многие налоговые инспекции перед сдачей годовой отчетности требуютпредварительного проведения сверки расчетов с бюджетом. Насколькосоответствует закону данное требование?

С одной стороны, налоговое законодательство не ставит возможность сдачи годовой отчетности от проведения сверки.

Однако мы в данной статье уже не раз говорили, что порядоксоставления бухгалтерской отчетности определяется бухгалтерскимзаконодательством. В п.74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ содержитсяположение, согласно которого указанные в отчетности суммы расчетов сбюджетом должны быть тождественны, а, следовательно, и согласованы сналоговыми органами, что может быть  обеспеченоименно сверкой. Таким образом, налоговые органы, заставляя организациипроводить сверку, формально налогового законодательства не нарушают,так как  налогоплательщик обязан сдать в составегодовой отчетности бухгалтерский баланс, составленный в соответствии стребованиями бухгалтерского законодательства. Нарушать его они начинаютименно в тот момент, когда ставят возможность сдачи годовой отчетностив зависимость от факта проведения сверки.

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками,бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями итождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированныхсумм по этим расчетам не допускается (п.74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Обратимся к документу, который регулирует порядок проведения  сверки, а именно к  ПриказуМНС РФ «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговыхорганах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборови налоговых агентов»[5]. В п.2  раздела XV Рекомендаций установлена обязательность осуществления сверки повсем крупнейшим налогоплательщикам ежеквартально, по остальнымналогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам – ежегодно.В данном же пункте прописан и порядок прохождения сверки, который малопохож на тот, с которым сталкиваются большинство налогоплательщиков всвоей практике.

Для проведения ежегодной сверки расчетов (до 15 марта по графику)всем налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентампредварительно направляется акт сверки с данными налогового органа иназначается время приема (п.2 разд.15 Рекомендаций по порядку ведения вналоговых органах карточек  лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов).

Естественно, что в  каждой налоговой инспекции  свойпорядок проведения сверки, но установленные в Рекомендациях общиепринципы проведения сверки должны соблюдаться. В частности, налоговыйинспектор должен направить два экземпляра  акта сверки по форме №23 налогоплательщику и назначить дату для посещения налоговой инспекции  с целью проведения сверки. До многих ли из нас налоговые органы снизошли с подобными приглашениями?  Из практики знаю, что нет.

А исходя из этого возникает вопрос, что делать налогоплательщику вситуации, когда после многочасового стояния в очереди и так знакомогокаждому бухгалтеру, работающему с налоговыми инспекциями, состоянияволнения и предвкушения радости от до конца выполненного передпредприятием долга, как ушат холодной воды на голову следует отказ вприемке отчетности по причине отсутствия акта сверки? Формальнообязанность по проведению сверки существует, с этим никто не спорит. Нокто дал право налоговым органам выступать инициаторами и котроллерамивыполнения данной обязанности организации. Причем, я отнюдь не случайноприменил в данном случае слово «организации», а не «налогоплательщики»,так как обязанность, предусмотренная бухгалтерским законодательством,является обязанностью в качестве элемента бухгалтерского, а неналогового правоотношения. Несоблюдение данного обязательства должнонести за собой бухгалтерскую, а не налоговую ответственность.Последней, в частности, в налоговом кодексе не установлено, что еще разподтверждает правоту наших рассуждений. Более того – ни бухгалтерское,ни налоговое законодательство не предусматривает права налоговыхорганов в отказе в приемке бухгалтерской отчетности по данномуоснованию. Уже называемый нами п.5 ст.15 Закона О бухгалтерском учете предусматривает обязанность пользователя бухгалтерской отчетности принять ее вне зависимости от каких-либо условий.

Скажу более, налоговые органы не прислав предварительно акт сверкиналогоплательщику и не назначив даты посещения не выполнили своейобязанности, прописанной в нормативном акте вышестоящего органа, т.е.нарушили п.2 ст.4 НК РФ, в соответствии с которым МНС РФ издаютобязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методическиеуказания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которыене относятся к актам законодательства о налогах и сборах. УказанныеРекомендации утверждены именно приказом, т.е. носят для нижестоящихналоговых органов не рекомендательный, а обязательный характер.Указанный приказ не входит в структуру законодательства о налогах исборах, следовательно, обязательность проведения сверки, установленнаяанализируемыми Рекомендациями автоматически никак не может создать уналогоплательщика налоговой обязанности. Повторюсь, еще раз сказав, чтона отсутствие данной обязанности говорит факт отсутствияответственности за данное «правонарушение». Более того, обязательностьпроведения сверки расчетов установлена данными Рекомендациями какэлемент выполнения налоговыми органами внутренней обязанности попроверке правильности заполнения лицевых счетов налогоплательщиков, а  отнюдь, не  предусмотренной бухгалтерским законодательством обязанности организации по сверке расчетов с бюджетом.  Несмотряна фактическую возможность выполнения одних и тех же функций, строгоговоря, «сверка расчетов с бюджетом», установленная вышеназваннымиРекомендациями и «согласование расчетов с бюджетом» установленные п.74Положения по  ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации не одно и то же.

Таким образом, отказ в принятии годовой отчетности по причине не проведения сверки является незаконным.

На незаконность указанных требований налоговых органов, вчастности, указывает и то обстоятельство, что многие организации, чтобыизбежать излишних хождений по различным комнатам налоговой инспекции,которое является неизбежным атрибутом сдачи годовой отчетности,отправляют ее почтой без каких-либо отрицательных для себя налоговыхпоследствий. Налоговые органы не вправе отказать в приемке, отосланнойпо почте, отчетности. Впрочем, слово «не вправе» в данном случае несовсем подходит, так как не вправе они отказать в  приемкеотчетности и при личном посещении налоговой инспекции. В данном случаеслова «фактически не могут» более точно выскажут суть ситуации.

Что же делать в случае отказа? С одной стороны, конечно, можно,  иоспорить в установленном законом порядке бездействие должностного лица,выразившееся в неправомерном отказе в приемке годовой отчетности. Но,на наш взгляд, не стоит применять данный способ именно в даннойситуации, так как того же результата можно добиться законноустановленным способом и «малой кровью».

От редакции. В следующем номере журнала «Актуальные вопросыбухгалтерского учета и налогообложения» мы продолжим знакомитьналогоплательщиков с их правами, в частности будет подробно рассмотренаситуация со сдачей исправительной налоговой декларации. Окночание статьи см.http://www.klerk.ru/buh/articles/4800/



[1] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. №34н.

[2] Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом МФ РФ от 13.01.2000 г. № 4н.

[3] Закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

 [4] Порядок представления налоговойдекларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи,утв. Приказом МНС РФ от 02.04.2002г. №БГ-3-32/169.

[5] ПриказуМНС РФ от 05.08.2002г. №БГ-3-10/411 «Об утверждении Рекомендаций попорядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетовналогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов».

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru