Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете резервы по сомнительным долгам создаются по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
В налоговом учете существует ограничение по сумме создаваемого резерва - не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Сумма резерва исчисляется в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности. Если срок возникновения задолженности превышает 90 дней, то в величину создаваемого резерва включается полная её сумма. Если срок возникновения задолженности - от 45 до 90 дней (включительно), то в сумму резерва включается половина от её величины. Сомнительная задолженность, срок которой не превышает 45 дней, не учитывается.
В бухгалтерском учете величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).
Исходя из приведенного выше включение в учетные политики пункта о создании резерва по сомнительным долгам, на первый взгляд, приводит к возникновению разницы в данных бухгалтерского и налогового учета. Однако правила налогового законодательства вполне вписываются в понятие «в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга установление». И тогда может быть достигнут желаемый результат (идентичность данных в учетах). Остается лишь отразить налоговые правила создания резерва как элемент бухгалтерской политики. Конечно, это может сказаться на достоверности информации, что является одной из задач бухгалтерского учёта (п. 3 ст. 1 закона о бухучёте).
В обоих учётах необходимо утвердить формы регистров учета. Таковыми могут быть формы, приведенные в статье «Резервы по сомнительной задолженности» (ПБУ 9/2003 стр. 10).
В налоговом учёте определяется предельный размер отчислений в резерв. Он исчисляется как произведение суммы выручки от реализации товаров (работ), по которым предоставляется гарантия, за отчетный (налоговый) период на отношение фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию к объему выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года.