Категории каталога

Учетная политика на 2004 год

Помимо резерва по предстоящим расходам на ремонт основных средств глава 25 НК РФ предоставляет налогоплательщику право создавать ещё следующие резервы:

  • по сомнительным долгам;

  • по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

  • на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

  • под обесценивание ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Для налогового учета порядки формирования вышеуказанных резервов определены соответственно статьями 266, 267, 324.1 и 300 НК РФ. При этом величины созданных резервов не могут превышать определенных предельных сумм (за исключением резерва под обесценивание ценных бумаг).

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете резервы по сомнительным долгам создаются по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.

В налоговом учете существует ограничение по сумме создаваемого резерва - не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Сумма резерва исчисляется в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности. Если срок возникновения задолженности превышает 90 дней, то в величину создаваемого резерва включается полная её сумма. Если срок возникновения задолженности - от 45 до 90 дней (включительно), то в сумму резерва включается половина от её величины. Сомнительная задолженность, срок которой не превышает 45 дней, не учитывается.

В бухгалтерском учете величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Исходя из приведенного выше включение в учетные политики пункта о создании резерва по сомнительным долгам, на первый взгляд, приводит к возникновению разницы в данных бухгалтерского и налогового учета. Однако правила налогового законодательства вполне вписываются в понятие «в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга установление». И тогда может быть достигнут желаемый результат (идентичность данных в учетах). Остается лишь отразить налоговые правила создания резерва как элемент бухгалтерской политики. Конечно, это может сказаться на достоверности информации, что является одной из задач бухгалтерского учёта (п. 3 ст. 1 закона о бухучёте).

В обоих учётах необходимо утвердить формы регистров учета. Таковыми могут быть формы, приведенные в статье «Резервы по сомнительной задолженности» (ПБУ 9/2003 стр. 10).

При создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание для идентичности данных в обоих учетах необходимо применение в бухгалтерском учете порядка расчета, установленного НК РФ.

Данный резерв создается в обоих учетах в отношении тех товаров и работ, по которым согласно условиям заключенных договоров с покупателями предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

В налоговом учёте определяется предельный размер отчислений в резерв. Он исчисляется как произведение суммы выручки от реализации товаров (работ), по которым предоставляется гарантия, за отчетный (налоговый) период на отношение фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию к объему выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года.

Налогоплательщики же, ранее не осуществлявшие реализацию таких товаров (работ) имеют право создать резерв в размере ожидаемых расходов, предусмотренных в плане на выполнение гарантийных обязательств с учетом срока гарантии (п. 4 ст. 267 НК РФ). Расходами же признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров, работ (п. 3 ст. 267 НК РФ).

В бухгалтерском учете в обоснование создания резерва производится соответствующий расчет исходя из предполагаемого объема реализации товаров (работ) и срока гарантии. Если таковым будет расчет, произведенный в соответствии с нормами НК РФ, то цель в идентичности данных вполне может быть достигнута.

Правила создания резервов на предстоящую оплату отпусков работникам и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в бухгалтерском и налоговом учетах одинаковы. Для целей формирования данного резерва организация обязана составить специальный расчет. Он может быть использован в обоих учетах. Исходя из предполагаемых годовых сумм расходов на оплату отпусков и оплату труда, определяется ежемесячный процент отчислений в резерв. Его необходимо указать в налоговой учетной политике, также как и предельную сумму отчислений и принятый способ резервирования (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).

В бухгалтерском учете помимо вышеперечисленных резервов возможно также их создание на:

  • выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  • производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
  • предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
  • предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

Включение их как элемент бухгалтерской учетной политики создает отличия данные в учетах. Так как в НК РФ определены лишь общие моменты оценки незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных, но не реализованных, то в налоговой учетной политике организации желательно было бы конкретизировать их в зависимости от специфики деятельности организации.

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru