Выступление начальника отдела департамента методологии бухучета и отчетности Татьяны Шнайдерман не было столь эмоциональным. В течение нескольких часов она терпеливо разъясняла бухгалтерам основные положения ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Как выяснилось, обвинения Александра Бакаева, высказанные им в адрес бухгалтеров, оказались не совсем безосновательными. Многие постулаты этого документа они действительно игнорируют. На этом и сфокусировала свое выступление г-жа Шнайдерман.
Так, в отчете о прибылях и убытках вместо действительно существенной информации многие бухгалтеры, выполняя требования налоговиков, раскрывают информацию по налогам, отдельно выделяя такого пользователя, как налоговые службы. В то же время существенные факты хозяйственной деятельности, важные для других пользователей отчетности, остаются не отраженными.
Кроме того, многие восприняли исчезновение ряда расшифровок статей бухгалтерского баланса как сокращение объема отчетности. «Это совершенно не так», - сообщила Татьяна Шнайдерман. На самом деле, решать, что, как и в каком объеме расшифровывать в отчетности, должен сам бухгалтер.
Само понятие существенности многие бухгалтеры и налоговики тоже трактуют по старинке. В старых Методических рекомендациях о порядке формирования отчетности, утвержденных приказом № 60н, был довольно жестко прописан лимит существенности. Существенной признавалась сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетных год составляло не менее 5 процентов. На самом деле, цель выделения существенных показателей - грамотное принятие решений пользователями отчетности, а основанием для их выделения должна служить не только количественная, но и качественная оценка. В связи с этим в новых рекомендациях, утвержденных вместе с формами отчетности приказом № 67н, эта формулировка смягчена. Теперь организация самостоятельно решает, какой объем изменения показателей считать существенным, а какой нет.
Татьяна Шнайдерман: - Если правильно читать абзац 4 пункта 1 указаний, для определения существенности отношение показателя к общему итогу может быть и 2, и 3, и 5, и 7 процентов.
По словам г-жи Шнайдерман, многие бухгалтеры удивляются: откуда в образцах форм берутся графы. Причина - невнимательное чтение 4-го ПБУ. В пункте 10 документа четко прописано, что все показатели отчетности должны быть представлены в сравнении не менее чем за два года. То есть данные должны быть сопоставимы. Если же в соответствии с требованиями международных стандартов данные необходимо сопоставлять за больший период времени, значит надо видоизменять формы отчетности и добавлять периоды.
Согласно пункту 19 ПБУ, в бухгалтерском балансе все активы и обязательства должны быть раскрыты с делением на долгосрочные и краткосрочные. При этом, например, в форме баланса, приведенной в стандарте, дебиторская задолженность фигурирует без разделения по срокам, в образце баланса же в приказе №67н - с разбиением на две подгруппы: долгосрочную и краткосрочную.
Вот тут нужно, по мнению г-жи Шнайдерман, включать «профессиональное суждение». Если срок погашения дебиторки слишком большой либо есть сомнения в возможности ее погашения, не лучше ли для достоверности отражения сложившейся ситуации показать ее не во втором разделе баланса - в оборотных активах, а в первом - как внеоборотные активы?
Проблема и в том, что в образцах отчетных форм, подготовленных Минфином, многие строки не закодированы. В балансе коды строк отсутствуют в расшифровках показателей и в забалансовых счетах, в отчете о прибылях и убытках и приложениях к формам № 1 и 2 кодов нет вообще. Бухгалтеры эти коды, естественно, не заполняют, что создает большие проблемы при работе с отчетностью в Госкомстате и вызывает нарекания налоговиков. Проблему с Госкомстатом Минфин решил, издав совместный приказ от 14 ноября 2003 г . № 475/102н «О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики». Он вводится в действие с годовой бухгалтерской отчетности за 2003 год. В приведенном перечне Минфин зафиксировал 175 кодов. Их и нужно использовать в соответствующих строках при представлении отчетности в органы статистики. Всего же в отчетности более 800 кодов.
На свою долю претендует и МНС. Правда, к счастью, Минфин ответил налоговикам жестким отказом. Мол, Госкомстат выполняет государственную функцию по обработке бухгалтерской отчетности, а налоговики нет. А значит, и сдавать им нужно отчетность на разработанных и принятых организацией формах в том виде, в котором ей удобно.
Татьяна Шнайдерман: - В адрес налоговой службы направлено письмо о том, что если налоговая хочет сводить вашу отчетность или заводить какой-то там программный продукт, пусть сама кодирует соответствующие показатели для ввода в программу.
Никаких дополнительных разъяснений к приказу № 67н Минфин готовить не собирается. Как сказала Татьяна Шнайдерман, есть ПБУ 4/99 - им и руководствуйтесь.