"Московский бухгалтер" /
Бывает, что поставщики задерживают документы на поступивший товар. А бухгалтеру приходится ломать голову, как учесть товарно-материальные ценности без первички.
А вот бухгалтер получает дополнительную головную боль. Ведьесли нет первичных документов, нельзя отразить приобретенное имуществов бухучете (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ). А раз так, то и нельзя принять НДС к вычету, поскольку и товарне оприходован, и счета-фактуры нет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Кроме того,невозможно увеличить затраты в налоговом учете: как можно включить врасходы стоимость предметов, которых у предприятия нет, пусть дажеформально?
В итоге, если товарно-материальные ценности не оприходованы, ихнельзя использовать для нужд организации. В таком случае представьтесебе ситуацию, когда инспектор при проверке находит подобное имущество.Разумеется, он сочтет его излишком, выявленным при инвентаризации. Ибухгалтеру придется волей-неволей оприходовать его по рыночнойстоимости (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н) и увеличитьна эту сумму доходы в налоговом и бухгалтерском учете (п. 8 ПБУ 9/99 ип. 20 ст. 250 НК РФ). Конечно, можно отвертеться, сказав, что из домупринесли, но эта отговорка пройдет только для определенного видаценностей, например компьютера. А вот 10 тонн аскорбиновой кислоты засвои не выдашь.
Правильнее всего – сесть на шею такому недобросовестномупартнеру и не отставать от него до тех пор, пока он не представитдокументы. А если он находится в другом городе? Первичка исчета-фактуры придут не скоро. Что же тогда? Сидеть и ждать. Но это неспособ избежать проблем. Можно и не дождаться.
ЧИН ЧИНОМ
Если к вам поступило имущество без документов, надо составитьакт приема-передачи в двух экземплярах. Форма этого документа неустановлена, поэтому бухгалтеру фирмы-покупателя придется разработатьее самостоятельно с учетом требований пункта 2 статьи 9 Федеральногозакона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Это значит, что в нем должны содержаться следующиеобязательные реквизиты: наименование, дата составления, названиеорганизации-покупателя, содержание хозоперации, ее измерители встоимостном и натуральном выражении, наименование и личные подписидолжностных лиц. Акт необходимо составить сразу при поступлениитоварно-материальных ценностей, заверить его подписями ответственныхлиц продавца и покупателя и скрепить печатями.
На основе этого документа организация может оприходоватьимущество и использовать его для хозяйственных нужд. Но такой порядокдействий возможен лишь тогда, когда представитель поставщика имеет присебе печать организации и обладает правом подписи.
Правда, входной НДС по данному имуществу нельзя будет принять квычету до тех пор, пока не будет счета-фактуры. Конечно, можно обойтисьи без счета-фактуры, но тогда придется отстаивать свои права в суде(постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2003 г. №Ф04/ 6319-921/А67-2003).
Если бухгалтер не хочет терять время, он может воспользоватьсявозможностями, предоставляемыми Налоговым кодексом: составитьсчет-фактуру самостоятельно. Дело в том, что перечень обязательныхреквизитов – закрытый. Например, оттиск печати не входит в их число (п.5 ст. 169 НК РФ).
Следовательно, счет-фактура может быть без печати. Что жекасается подписей на счете-фактуре, то данный документ может бытьподписан лицами, уполномоченными на то руководителем и главнымбухгалтером (п. 6 ст. 169 НК РФ). Это значит, что бухгалтер может самсоставить счет-фактуру, затребовать у руководителя и главногобухгалтера организации-поставщика доверенность на подпись данногодокумента – и НДС можно смело принимать к вычету. А когда поставщикпришлет оригинальный счет-фактуру, «самодельный» можно заменитьподлинным*.
Такой способ хорош, но не всегда реализуем. Дело в том, чтодиректор или другое ответственное лицо не всегда берет с собой печать исопровождает груз до покупателя.
НЕСТАНДАРТНАЯ ТИПИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
Может так случиться, что имущество доставлено курьером илишофером, у которого нет с собой печати организации, и поэтому он неможет расписаться на составленном акте.
Что делать в этом случае? Можно отдать товар обратно, но пойтина это могут немногие. Особенно если деньги поставщику уже заплатили.
Тогда покупателю ничего не остается, как составить акт опринятии товаров на ответственное хранение и известить об этомпродавца. Лучше всего это сделать в письменной форме – направитьпоставщику извещение заказным письмом с уведомлением. В таком случаематериальные ценности, будь то запасы или основные средства, придетсяучитывать за балансом.
Когда же «нерадивый» контрагент наконец пришлет первичку исчета-фактуры, имущество можно будет принять к бухгалтерскому учету.Причем оприходовать его нужно в тот момент, когда пришли документы. Этуоперацию тоже нужно оформить актом, который будет подшит к первичномудокументу поставщика (например, товарной накладной).
Сделать это необходимо для того, чтобы у проверяющихвпоследствии не возникало вопросов, почему накладная на одну дату, аимущество принято к учету в другое время, например через год. Впротивном случае они могут потребовать пересчитать налог на имущество(например, если без документов пришло основное средство). А это никомуне нужно.
Конечно, нельзя сказать, что покупатель полностью избавится отвсех проблем. Он может только отделаться от лишних вопросов со стороныналогового инспектора. До поры до времени он все равно не сможетпользоваться товаром.
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР
Решить проблему неотфактурованных поставок лучше всего «накорню», а именно на стадии заключения договора. В договор следуетвключить пункт, согласно которому поставщик будет обязан передаватьвместе с товаром правильно оформленные первичные документы исчета-фактуры. А также установить штраф за нарушение поставщиком этогоположения договора. Кстати, даже если вы не предусмотрите в договорештрафы, от поставщика все равно можно будет требовать возмещенияубытков (ст. 15 ГК РФ).
А они налицо: невозможно было вовремя принять к вычету НДС –пришлось переплачивать налог в бюджет, не могли воспользоватьсяматериалами – встало производство, не смогли выполнить заказ – потерялиценного клиента.
ПРИМЕР 1 ЗАО «Звезда» приобрело у ООО «Земля» 5 автомобилей дляперепродажи. Цена каждого автомобиля, согласно договору, составила 150000 руб., НДС 18 процентов – 27 000 руб. Товар был полностью оплачен,но пришел без накладной и счета-фактуры. Был составлен актприема-передачи, по которому и были оприходованы автомобили.Представитель организации поставщика имел при себе печать и обладалправом подписывать такие документы. Через месяц ЗАО «Звезда» получило от ООО «Земля» накладную на автомобили и счет-фактуру. Бухгалтер ЗАО «Звезда» сделал в учете следующие записи: Дебет 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» Кредит 51 – 885 000 руб. – перечислен аванс поставщику; Дебет 41 Кредит 60 «Неотфактурованные поставки» – 750 000 руб. (150 000 руб. x 5 шт.) – оприходованы автомобили на основании акта; Дебет 19-3 Кредит 60 субсчет «Неотфактурованные поставки» – 135 000 руб. – учтен НДС 18 процентов; Дебет 60 субсчет «Неотфактурованные поставки» Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» – 885 000 руб. – получены товарная накладная и счет-фактура; Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19-3 – 135 000 руб. – НДС 18 процентов принят к вычету.
ПРИМЕР 1
ЗАО «Звезда» приобрело у ООО «Земля» 5 автомобилей дляперепродажи. Цена каждого автомобиля, согласно договору, составила 150000 руб., НДС 18 процентов – 27 000 руб. Товар был полностью оплачен,но пришел без накладной и счета-фактуры. Был составлен актприема-передачи, по которому и были оприходованы автомобили.Представитель организации поставщика имел при себе печать и обладалправом подписывать такие документы.
Через месяц ЗАО «Звезда» получило от ООО «Земля» накладную на автомобили и счет-фактуру.
Бухгалтер ЗАО «Звезда» сделал в учете следующие записи:
Дебет 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» Кредит 51
– 885 000 руб. – перечислен аванс поставщику;
Дебет 41 Кредит 60 «Неотфактурованные поставки»
– 750 000 руб. (150 000 руб. x 5 шт.) – оприходованы автомобили на основании акта;
Дебет 19-3 Кредит 60 субсчет «Неотфактурованные поставки»
– 135 000 руб. – учтен НДС 18 процентов;
Дебет 60 субсчет «Неотфактурованные поставки» Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)»
– 885 000 руб. – получены товарная накладная и счет-фактура;
Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19-3
– 135 000 руб. – НДС 18 процентов принят к вычету.
ПРИМЕР 2 ЗАО «Звезда» приобрело у ОАО «Солнце» персональный компьютер дляадминистративно-хозяйственных нужд. Стоимость компьютера составила 30000 руб., НДС 18 процентов – 5400 руб. Товар был полностью оплачен, нопришел без накладной и счета-фактуры. Компьютер был доставлен курьером.ЗАО «Звезда» приняло компьютер на ответственное хранение. Через полгода ЗАО «Звезда» получило от ОАО «Солнце» накладную на компьютер и счет-фактуру. Бухгалтер ЗАО «Звезда» сделал в учете следующие записи: Дебет 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» Кредит 51 – 35 400 руб. – перечислен аванс поставщику; Дебет 002 – 30 000 руб. – персональный компьютер принят на ответственноехранение, поставщик извещен о том, что товар пришел без документов; Дебет 08-4 Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» – 30 000 руб. – оприходован персональный компьютер на основе товарной накладной; Дебет 19-3 Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)» – 5400 руб. – учтен НДС 18 процентов; Дебет 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 08-4 – 30 000 руб. – персональный компьютер введен в эксплуатацию; Дебет 68 субсчет «НДС» Кредит 19-3 – 5400 руб. – НДС 18 процентов принят к вычету.
ПРИМЕР 2
ЗАО «Звезда» приобрело у ОАО «Солнце» персональный компьютер дляадминистративно-хозяйственных нужд. Стоимость компьютера составила 30000 руб., НДС 18 процентов – 5400 руб. Товар был полностью оплачен, нопришел без накладной и счета-фактуры. Компьютер был доставлен курьером.ЗАО «Звезда» приняло компьютер на ответственное хранение.
Через полгода ЗАО «Звезда» получило от ОАО «Солнце» накладную на компьютер и счет-фактуру.
– 35 400 руб. – перечислен аванс поставщику;
Дебет 002
– 30 000 руб. – персональный компьютер принят на ответственноехранение, поставщик извещен о том, что товар пришел без документов;
Дебет 08-4 Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)»
– 30 000 руб. – оприходован персональный компьютер на основе товарной накладной;
Дебет 19-3 Кредит 60 субсчет «Расчеты за товары (работы, услуги)»
– 5400 руб. – учтен НДС 18 процентов;
Дебет 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кредит 08-4
– 30 000 руб. – персональный компьютер введен в эксплуатацию;
– 5400 руб. – НДС 18 процентов принят к вычету.
Константин САМУСЕВ
Источник материала: «Московский бухгалтер»