Категории каталога

Откуда дровишки? Из кассы, вестимо...

"Практическая бухгалтерия" /

Нередко возникает ситуация, когда руководитель требует убухгалтера ту или иную сумму денег. Она может ему понадобиться дляпокупки машины, квартиры или просто для того, чтобы посидеть вресторане с друзьями. Что делать бухгалтеру?

Если денег у фирмы нет – нет и проблем. А вот если они есть,бухгалтеру предстоит решить один очень важный вопрос: под каким«соусом» их выдать? Причем зачастую директор берет деньги из кассы,даже не поставив об этом бухгалтера в известность. Предложим нескольковариантов такого оформления.

Заем не панацея, но...

Если требуется большая сумма денег, то руководителю можно выдатьзаем. Оформить его несложно. Нужно составить договор. В нем указатьреквизиты фирмы, Ф.И.О. руководителя (то есть заемщика), сумму займа,срок, на который он выдается, и т. д. В общем, все требования к такимдоговорам вы найдете в главе 42 Гражданского кодекса.

Правда, у этого договора есть и определенные нюансы. Преждевсего, не вполне понятно, кто его должен подписать от лица фирмы.Обычно это делает директор. Однако он не может оформить договор сам ссобой. Выглядеть это будет, по крайней мере, некрасиво. Но такойдоговор может подписать и учредитель фирмы. Тогда преамбула договорабудет выглядеть, например, так: «ЗАО “Актив” в лице его учредителяИванова Александра Ивановича, действующего на основании устава, иНиколаев Сергей Сергеевич заключили договор о нижеследующем...».

Кроме того, договор может подписать любое лицо, на котороевыписана необходимая доверенность. Кстати, ее даже не надо заверять унотариуса. В ней нужно указать, что тот или иной сотрудник фирмы(например, менеджер или исполнительный директор) может на основаниидоверенности оформлять сделки. В этой ситуации преамбула будет звучатьтак: «ЗАО “Актив” в лице исполнительного директора Петрова ПетраПетровича, действующего на основании доверенности от 20 мая 2004 г. №3, и Николаев Сергей Сергеевич заключили договор о нижеследующем...».

Не забудьте определиться со сроком займа. Этот срокзаконодательство не ограничивает. В описанной нами ситуации оптимальныйвариант, скажем, лет 10–15. За это время что-то обязательно случится, иэто позволит вам избавиться от «висяка» в балансе. В конце концов этотсрок можно и продлевать до бесконечности. Достаточно лишь оформлятьдополнительные соглашения к договору.

Еще один момент – проценты за пользование займом. Конечно,проще всего оформить беспроцентный заем. Но тогда вашему руководителюпридется платить налог на доходы физических лиц с материальной выгоды(суммы процентов, которые ниже 3/4 ставки рефинансирования БанкаРоссии). Причем налог надо будет рассчитывать по максимальной35-процентной ставке. Если сумма займа большая, получится и большаясумма налога.

Проценты за пользование займом можно установить и в размере 3/4этой ставки (сейчас она составляет 14%). Но тогда вашей фирме придетсяплатить налог на прибыль с суммы процентов. Дабы обойти этинеприятности, можно записать в договоре, что проценты (разумеется, вразмере 3/4 ставки рефинансирования Банка России) будут начислены ивыплачены заемщиком вместе с основной суммой займа (то есть лет через10–15).

Все в подотчет

Конечно, можно поступить еще проще. Выдать директору деньги вподотчет. Закон не ограничивает ни сумму подотчетных средств, ни срок,на который она может быть выдана. Одно «но». Больше одного раза выдатьв подотчет деньги директору не получится. Как сказано в Порядке ведениякассовых операций, «выдача наличных денег под отчет производится приусловии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданномуему авансу». Получается, что получить, например, командировочные онсможет не раньше того, как вернет деньги в кассу.

Правда санкций за подобное нарушение законодательство непредусматривает. И поэтому, если даже деньги и будут выданы до того,как подотчетник отчитается за предыдущие суммы, ничего страшного непроизойдет. Главное – убрать из бухгалтерии приказ руководителя осроках, на которые они выдаются. Зачем лишний раз нервироватьпроверяющих. Кстати, периодически можно оформлять возврат денег и ихновую выдачу. Реального движения денег, конечно, не будет. Ониостанутся только на бумаге (в приходных и расходных кассовых ордерах икассовой книге).

Поборники честности

Можно выплатить деньги «вчистую», которые руководителю и возвращать не придется. Это дивиденды.

Данный способ удобно применять на тех фирмах, у которых директор и учредитель – одно и то же лицо.

Облагают дивиденды налогом на доходы по минимальной ставке – 6процентов. Больше с них ничего платить не придется. Порядок выплатыдивидендов должен быть записан в уставе фирмы. Как правило, тамуказано, что их можно выдавать по окончании каждого квартала. Этодопускает и закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» изакон «Об акционерных обществах».

Оформить выплату дивидендов несложно. Для этого необходимо иметь такие документы:

  • протокол собрания участников или акционеров;
  • решение участников (акционеров) о выплате дивидендов.

Однако не забудьте – выплатить дивиденды надо за счет чистой прибылифирмы. Поэтому она должна как минимум быть. Напомним, что чистаяприбыль прошлых лет – это кредитовое сальдо по счету 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», текущего года –кредитовое сальдо счета 99 «Прибыли и убытки».

Имущество – фирме

На крайний случай вы можете оформить покупку имущества, котороенеобходимо директору и непосредственно на фирму. Если директор являетсяеще и учредителем, он ничего не потеряет. Так или иначе это имуществобудет принадлежать ему. А вот фирма может получить и определенныепреимущества. Так, если куплено основное средство, производственноепредназначение которого можно обосновать (например, дорогостоящийкомпьютер), то расходы на его покупку будут уменьшать прибыль черезамортизацию. Где оно фактически находится (в офисе или дома удиректора) и кем используется – не важно. Проверяющие этого определитьне смогут.

Но у этого способа есть и недостаток. С остаточной стоимоститехники придется платить налог на имущество. А если куплен автомобиль,то и транспортный налог. Определить, выгодна такая покупка или нет,можно лишь в каждом конкретном случае.

Чистая «липа»

Если денег требуется немного, то под них можно подобрать те илииные затраты фирмы. Например, руководитель встречается с друзьями вресторане. Тогда тут напрашиваются представительские расходы. Если ихсумма не превышает 4 процентов от оплаты труда, они полностьюучитываются при налогообложении прибыли. В любом случае зарплатныминалогами их облагать не нужно.

Еще вариант. Подобрать первичные документы по канцтоварам илилюбым другим хозяйственным расходам. Их можно купить практически налюбом рынке. Относительно небольшие суммы можно провести как покупкуофисной бумаги, расходных материалов для оргтехники и т. п. Все этосписывается на расходы полностью. Никаких налогов платить не придется.

Ну и конечно самый простой способ – выдать деньги из «черной»кассы. Тут и документов особых не нужно. Хотя деньги оттударуководитель может взять и без вашей помощи...

С. Воронин, аудитор


Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru