До непростой поры сдачи годовой отчетности уже рукой подать.Пришло время заняться подготовкой к этому важному событию. Провестиинвентаризацию, “подчистить” хвосты учета, исправить выявленныеошибки... И подумать об учетной политике на следующий, 2005-й, год.
Сделать все это быстро, правильно и с выгодой для фирмы нетак-то просто. В предновогодней суете нужно удержать в голове массунюансов и учесть все возможные подводные камни. Однако решение есть.Обратимся к проверенным помощникам – бераторам “Налоговый учет иотчетность” (том V) и “Бухгалтерская отчетность” (том VI) из сериибераторов “Практическая энциклопедия бухгалтера”. Они помогут не толькозакрыть год, но и без проблем составить и сдать в инспекцию всебухгалтерские отчеты и налоговые декларации.
Сегодня мы расскажем об особенно важных моментах учетнойполитики. Напомним, что она бывает двух видов: для бухгалтерского учетаи для налогообложения. Эти документы можно оформить как по отдельности,так и в виде разделов общей учетной политики фирмы.
На стандартных общеизвестных положениях останавливаться небудем. А вот нюансы, позволяющие сблизить бухгалтерский и налоговыйучет, рассмотрим подробно. Ведь они помогут вам сделать свою работуудобной и выгодной для фирмы.
Регистрируем с умом
Объекты недвижимости должны пройти госрегистрацию. До внесения записи в госреестр их можно учитывать двумя способами:
– на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы”;
– на субсчете “Основные средства, находящиеся на госрегистрации” к счету 01.
Первый способ для фирм выгоднее, поскольку уже действующийобъект будет числиться в составе капвложений. Значит, с него непридется платить налог на имущество. В учетной политике для бухучетаэто можно записать так:
<...> 2.4. Основные средства, подлежащие государственной регистрации,учитываются на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы” субсчет“Имущество, подлежащее госрегистрации”. После госрегистрации стоимостьтаких основных средств отражается на счете 01 “Основные средства”. <...>
<...>
2.4. Основные средства, подлежащие государственной регистрации,учитываются на счете 08 “Вложения во внеоборотные активы” субсчет“Имущество, подлежащее госрегистрации”. После госрегистрации стоимостьтаких основных средств отражается на счете 01 “Основные средства”.
Дешево бывает хорошо
ПБУ 6/01 разрешает списывать на затраты основные средствастоимостью не более 10 000 рублей за единицу при вводе их вэксплуатацию. Но при желании фирма может начислять по ним амортизацию.А в налоговом учете такие объекты однозначно считаются неамортизируемымимуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому и в бухучете стоимость дешевыхосновных средств лучше сразу списывать на расходы.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета отразите это таким образом:
<...> 2.3. Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. заединицу списываются на расходы от продажи по мере их передачи вэксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01). <...>
2.3. Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. заединицу списываются на расходы от продажи по мере их передачи вэксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).
Их надо повысить
В налоговом учете предприятиям разрешено применять повышающиекоэффициенты амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ). Например, по имуществу,которое используется в условиях агрессивной среды или в многосменномрежиме, амортизацию можно ускорить вдвое. А по сдаваемым в лизингобъектам можно использовать коэффициент от 1 до 3.
Заметим, что прямого требования прописать эти коэффициенты вучетной политике законодательство не содержит. Однако Минфин считает,что сделать это необходимо (см. письмо Минфина России от 23.01.2002 №04-02-06/2/4). Кроме того, наличие нужной формулировки поможет вамотстоять свои права в случае судебного разбирательства. Пример –постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2000 № А56-17003/00.
Соответствующая запись может выглядеть так:
<...> 2.3. Амортизация объектов основных средств начисляется линейнымспособом, исходя из срока их полезного использования (подп. 1 п. 1 ст.259 НК РФ). 2.4. По торговому оборудованию, полученному в лизинг иучитываемому на балансе фирмы, применяется повышающий коэффициентамортизации, равный 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ). <...>
2.3. Амортизация объектов основных средств начисляется линейнымспособом, исходя из срока их полезного использования (подп. 1 п. 1 ст.259 НК РФ).
2.4. По торговому оборудованию, полученному в лизинг иучитываемому на балансе фирмы, применяется повышающий коэффициентамортизации, равный 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ).
Доставка бывает разной
По правилам бухучета транспортные расходы, связанные с доставкойтоваров до склада фирмы можно учитывать двумя способами: в составе ихсебестоимости (т. е. непосредственно на счете 41 “Товары”) или всоставе издержек (т. е. на счете 44 “Расходы на продажу”). В налоговомучете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если этопредусмотрено условиями договора с поставщиком. В противном случаетранспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.
Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнитьтребования бухгалтерского и налогового учета, транспортные расходыцелесообразно учитывать:
– на счете 41 – если они включены в цену товаров по условиям договора;
– на счете 44 – в остальных случаях.
Разберемся с таможней
По правилам бухучета таможенные пошлины, которые были уплаченыпри ввозе товаров или материалов в Россию, увеличивают их стоимость. Апо статье 264 Налогового кодекса суммы налогов и сборов включают впрочие расходы. Таможенные пошлины как раз относят к федеральнымналогам. Следовательно, на первоначальную стоимость ценностей они невлияют. В итоге в стоимости ценностей появляется разница на суммупошлины. А значит, по ним приходится вести дополнительные регистрыналогового учета. Но...
При формировании первоначальной стоимости товаров илиматериалов можно руководствоваться не только статьей 264, но и статьей254 НК РФ. В этой статье сказано: “стоимость товарно-материальныхценностей определяется исходя из цен их приобретения, включая...ввозные таможенные пошлины и сборы”. Следовательно, фирма сама можетрешить: включать пошлину в стоимость ценностей или нет. В первом случаевам не придется вести регистры налогового учета. Во втором – на суммупошлин вы сразу сможете уменьшить облагаемую прибыль.
Ведем общее хозяйство
В состав общехозяйственных расходов производственные предприятиявключают: административно-управленческие затраты; расходы на содержаниеобщехозяйственного персонала, не связанного с производственнымпроцессом; амортизацию основных средств общехозяйственного назначения;расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг ит. п. Такие затраты учитывают на счете 26 “Общехозяйственные расходы”.
В бухгалтерском учете их можно списать двумя способами:
– включить в себестоимость продукции (работ, услуг) – если она учитывается по полной себестоимости;
– списать непосредственно на счет 90 “Продажи” субсчет 2“Себестоимость продаж” – если продукция (работы, услуги) учитывается посокращенной себестоимости.
В налоговом учете эти расходы относятся к косвенным, поэтому они сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль текущего периода.
В этой связи в бухгалтерском учете лучше поступать так же, тоесть списывать такие расходы на счет 90, что поможет сблизитьбухгалтерский и налоговый учет.
Не помешает подстраховаться
Фирмам разрешено формировать различные резервы: на оплатуотпусков, выплаты за выслугу лет, ремонт, гарантийное обслуживание, посомнительным долгам и т. п. Но делать это вовсе не обязательно. Резервысоздают для равномерного включения расходов в себестоимость илисписания безнадежных долгов.
Резервы имеет смысл формировать, если соответствующие расходы(отпуска, ремонт и т. д.) запланированы на конец года. Тогда ежемесячноили ежеквартально можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммуотчислений в них. По расходам, которые намечены на начало года, резервылучше не создавать. Ведь это отодвинет момент списания ужепроизведенных расходов на конец года.
Есть резерв, который выгоден фирме всегда. Его создают дляоплаты сложного и дорогостоящего ремонта основных средств, которыйпроводится раз в несколько лет.
Порядок образования и размер отчислений в резервы вбухгалтерском и налоговом учете различаются. Поэтому лучшевоспользоваться методикой, предложенной Налоговым кодексом (ст. 266,267, 324 и 324.1). Это позволит сблизить оба учета, а также сэкономитьна авансовых платежах по налогу на прибыль.
В бухгалтерской учетной политике создание резервов можно отразить так:
<...> 4. Создание резервов 4.1. Организация создает резерв на предстоящую оплату отпусков ирезерв по сомнительной задолженности в порядке, предусмотренномстатьями 266 и 324.1 Налогового ко- декса. <...>
4. Создание резервов
4.1. Организация создает резерв на предстоящую оплату отпусков ирезерв по сомнительной задолженности в порядке, предусмотренномстатьями 266 и 324.1 Налогового ко- декса.
Обратите внимание: если на фирме создан резерв, то соответствующие расходы можно списывать только за счет него.
В учетной политике для исчисления налога на прибыль просто перечислите создаваемые резервы:
<...> 2.7. Организация создает резерв на предстоящую оплату отпусков и резерв по сомнительной задолженности (ст. 266 и 324.1 НК РФ). <...>>
2.7. Организация создает резерв на предстоящую оплату отпусков и резерв по сомнительной задолженности (ст. 266 и 324.1 НК РФ).
<...>>
Л.И. Зеленкова, эксперт серии бераторов “ПЭБ”
Источник материала: «Нормативные акты для бухгалтера»