Категории каталога
Каталог / Бухгалтерия, учет и отчетность / Учет / Учет основных средств и НМА / Договор транспортной экспедиции: оформление, бухгалтерский учет

Договор транспортной экспедиции: оформление, бухгалтерский учет

ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей /

Автор: Т. Ю. Кошкина

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения

Нормативная база

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция» и Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Гражданский кодекс РФ определяет договор транспортной экспедиции каксамостоятельный гражданско-правовой договор. Сторонами в договоретранспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Клиентомможет быть любое лицо (физическое или юридическое), а экспедитором –только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.Обычно в роли экспедиторов выступают специализированные коммерческиеорганизации: экспедиторы, транспортные агенты, операторы смешаннойперевозки груза, транспортно-экспедиционные предприятия. Согласно п. 2 ст. 801 ГК РФ экспедитором может быть и перевозчик – структурное подразделение транспортной организации.

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем. К числу основных услуг относятся:

– заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении;

– оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку;

– оплата провозных платежей;

– заключение договоров перевозки, договоров фрахтования;

– обеспечение отправки и получения груза и т.п.

В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себяполучение требующихся для экспорта и импорта документов, выполнениетаможенных и иных формальностей, проверку количества и состояния груза,его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов,возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пунктеназначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковкии маркировки, складирование, а также совершение других операций сгрузом.

Коротко остановимся на правовых особенностях договора транспортной экспедиции.

1. Для этого договора обязательна письменная форма (п. 1 ст. 802 ГК РФ).

2. Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры отсобственного имени. В этом случае в отношениях с третьими лицами, ипрежде всего с перевозчиком, стороной в договоре (например,грузоотправителем или грузополучателем) будет экспедитор. Вместе с темэкспедитор может действовать и от имени клиента на основании выданнойему доверенности. Согласно п. 2 ст. 802 ГК РФ клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.Если экспедитор по условиям договора вправе привлекать субэкспедитора,то доверенность выдается с правом передоверия. На основании такойдоверенности экспедитор, в свою очередь, может выдать доверенностьсубэкспедитору.

3. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей другихлиц, если это напрямую не запрещено в договоре транспортной экспедиции.Причем в силу ст. 805 ГК РФ экспедитор все равно несет полную ответственность перед клиентом за исполнение договора.

4. Любая из сторон договора транспортной экспедиции вправеотказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону вразумный срок (ст. 806 ГК РФ).

Права, обязанности и ответственность сторон договора транспортнойэкспедиции, а также  порядок предъявления претензий и исковустановлены Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон).

Согласно ст. 3 Закона экспедитор вправе отступать от указанийклиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запроситьклиента о его согласии на такое отступление или получить в течениесуток ответ на свой запрос. В случае если указания клиента неточны илинеполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции иэкспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имеет возможностиуточнить их, последний должен  оказывать экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

Если договором транспортной экспедиции не установлено иное,экспедитор вправе выбирать и изменять вид транспорта, а также маршрутперевозки и последовательность перевозки груза различными видамитранспорта в соответствии с интересами клиента. При этом законом наэкспедитора возлагается обязанность незамедлительно уведомлять клиентао произведенных изменениях.

В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотреноположение о праве экспедитора удерживать находящийся в его распоряжениигруз до уплаты клиентом вознаграждения либо возмещения понесенныхэкспедитором в интересах клиента расходов. В этом случае клиент обязаноплатить экспедитору еще и расходы, связанные с удержанием имущества.Ответственность за возникшую порчу груза в этом случае также несетклиент. Экспедитор вправе проверять достоверность представленныхклиентом документов и сведений о свойствах груза.

Клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта,требовать у экспедитора предоставления информации о процессе перевозкигруза (если это предусмотрено договором транспортной экспедиции),давать указания экспедитору в соответствии с договором (п. 6 ст. 3 Закона).

К числу обязанностей экспедитора согласно ст. 4 Закона относятся:

– оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции;

– уведомление клиента о допущенных отступлениях в порядке, определенном договором;

– выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров,заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортнойэкспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции (п. 5 ст. 4 Закона).

Законом установлена обязанность клиента своевременнопредоставлять экспедитору полную, точную и достоверную информацию обособенностях груза, об условиях его перевозки,  иные сведения, атакже документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарногои других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона). Клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Экспедитор, в свою очередь, обязан сообщить клиенту об обнаруженныхнедостатках полученной информации, а в случае неполноты информациизапросить у клиента дополнительные данные. В этом случае согласно п. 4 ст. 804 ГК РФответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушениемобязанности по предоставлению информации, в полном объеме несет клиент.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона, в случае одностороннегоотказа от исполнения договора транспортной экспедиции, сторона,инициировавшая расторжение договора, возмещает другой стороне убытки,вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммыпонесенных экспедитором или клиентом затрат.

Если иное не предусмотрено договором, экспедитор обязан возместитьклиенту убытки, возникшие по причине нарушения срока исполненияобязательств по договору (при отсутствии обстоятельств непреодолимойсилы или вины клиента). Клиент несет ответственность за несвоевременнуюуплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им расходов ввиде уплаты неустойки, которая не должна превышать размервознаграждения и сумму произведенных расходов. Статья 11 Закона разрешает сторонам договора устанавливать более высокий размер ответственности экспедитора. Соглашение об уменьшении либо устранении имущественной ответственности экспедитора ничтожно.

С момента принятия груза и до момента выдачи его получателю экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 7 Закона).Мера этой ответственности зависит от типа перевозки  – внутристраны или в международном сообщении. В договоре транспортнойэкспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реальногоущерба экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение.Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиентууплаченного им экспедитору вознаграждения экспедитор обязан возместитьклиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

Главой 4 Закона установлены основания для предъявления экспедитору претензий и исков. Указано, что до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, необходимо направить экспедитору претензию (п. 1 ст. 12 Закона).К претензии обязательно должны быть приложены подтверждающие документыв подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют:

– клиент или уполномоченное им лицо;

– получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции;

– страховщик, приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на ее предъявление. Указанный срок исчисляется в отношении:

– возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу)груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

– возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срокавыполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня,следующего за последним днем действия договора, если иное не определеносторонами;

– нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортнойэкспедиции, со дня, когда указанные лица узнали или должны были узнатьо таких нарушениях.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии вуведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаютсязаявителю.

Экспедитор может принять для рассмотрения претензию и по истеченииустановленного срока, если причина пропуска будет признана имуважительной.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции,срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляетсясо дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13 Закона).

Лицензирование

В соответствии со ст. 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»[2] в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включены:

– перевозки воздушным, морским и внутренним водным транспортом грузов;

– перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т;

– погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте и в морских портах;

– погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте.

Во избежание противоречий с налоговыми органами в договоре можно сделать ссылку на реквизиты лицензии и приложить ее копию.

Заключаем договор

 

Итак, мы выяснили, что договор транспортной экспедиции являетсясмешанным договором. Экспедитор не только должен организовать перевозкугруза (посредническая деятельность), но и сам оказать услуги, например,по проверке количества и качества товара, погрузке, разгрузке, сопровождению груза, его хранению и т. д. (возмездное оказание услуг).

Таким образом, в договоре стороны должны обособленно указать размервознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг,оказываемых самим экспедитором (погрузо-разгрузочные работы,складирование груза, маркировка и т. д.).

Пример 1.

 

Транспортно-экспедиционная компания «Надежда» (Экспедитор) и ООО«Сокол» (Клиент) оформили договор транспортной экспедиции. Вобязанности Экспедитора входит заключение от своего имени договора сперевозчиком на перевозку груза Клиента автомобильным транспортом, атакже сопровождение и погрузка груза.

Стороны согласовали в договоре оплату следующим образом.

Клиент выплачивает Экспедитору вознаграждение за организациюперевозки в размере 11 800 руб., в том числе НДС – 1 800 руб.

Клиент оплачивает услуги Экспедитора по сопровождению и погрузкегруза в размере 23 600 руб., в том числе НДС – 3 600 руб.

Расходы Экспедитора по перевозке груза возмещаются Клиентом.

 

Пример 2.

 

Автопредприятие по договору транспортно-экспедиционногообслуживания обязуется доставить груз, выполнить погрузо-разгрузочныеработы и оказать услуги по сопровождению груза и передаче его покупателю.

Раздел договора, устанавливающий оплату услуг автопредприятия, может содержать следующую формулировку:

1. Оплата услуг по транспортировке груза производится из расчета 8 руб. за 1 км пробега.

2. За выполнение погрузо-разгрузочных работ Клиент выплачиваетЭкспедитору вознаграждение в сумме 9 440 руб., в том числе НДС –1 440 руб.

3. За оказание услуг по сопровождению груза и передаче егопокупателю Клиент производит оплату в размере 5 900 руб., в томчисле НДС – 900 руб.

 

Оформляем первичные документы

 

Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.

Если экспедитор организует перевозку для клиента, то в качестве первичного документа будет выступать отчет экспедитора. В нем экспедитор должен указать:

– суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки;

– документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения;

– сумму своего вознаграждения.

К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

Клиент на основании полученного отчета относит затраты на оплатууслуг экспедитора в расходы и принимает НДС к вычету (при условиисоблюдения всех установленных ст. 171 и 172 НК РФ требований).

Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т. п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемкиоказанных услуг не установлены. Стороны вправе самостоятельноопределять форму и содержание этих документов. В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона №  129-ФЗ[3] документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

– наименование и дату составления документа;

– наименование организации, от имени которой составлен документ;

– содержание хозяйственной операции;

– измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

– наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

– личные подписи и их расшифровки.

Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт и отчет должны содержать все обязательные реквизиты.

Особое внимание хотелось бы обратить на раскрытие вдокументах содержания хозяйственной операции. Очень часто стороны присоставлении актов выполненных работ, оказанных услуг используютстандартные фразы типа: «работы выполнены в срок и подлежат оплате всумме…». Во избежание дополнительных объяснений  с налоговымиорганами по поводу того, оплата каких услуг включена всостав расходов налогоплательщика, лучше описывать содержаниехозяйственной операции более подробно. Кроме того, в документах,подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг,необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

На практике наиболее распространенными являются автомобильные ижелезнодорожные перевозки. В первом случае экспедитор чаще всегоявляется одновременно и перевозчиком груза. Во втором, как правило, онтолько организует процесс перевозки – заключает договор с железнойдорогой, производит оплату услуг по доставке груза.

В пакет документов для первого варианта входят:

1. Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание.

2. Акт выполненных работ.

3. Отрывной талон путевого листа автомобиля.

4. Третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т)[4].

5. Счет-фактура экспедитора.

Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянииперевозки, наименовании и количестве груза, марке и моделиавтотранспортного средства. В отрывном талоне путевого листа автомобиляи третьем экземпляре товарно-транспортной накладной необходимопроследить, чтобы все обязательные реквизиты были заполнены. Из актасдачи-приемки работ и услуг должно следовать, что клиент услуги принял,претензий к качеству не имеет и согласен с размером оплаты. Всчете-фактуре, так же как и в акте, обособленно указывается стоимостьразных видов работ и услуг.

В пакет документов для второго варианта будут включены:

1. Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание.

2. Отчет экспедитора.

3. Копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги».

4. Копия железнодорожной накладной.

5. Копии железнодорожных квитанций разных сборов.

6. Копия счета-фактуры ОАО «РЖД».

7. Копии платежных документов, подтверждающих оплату услуг ОАО «РЖД».

8. Счет-фактура экспедитора.

При оказании экспедитором клиенту дополнительных услуг составляетсяеще и акт сдачи-приемки с указанием видов услуг и размера их оплаты.Если экспедитор действует от имени клиента на основании выданной емудоверенности, то клиенту представляют не копии документов с ОАО «РЖД»,а их оригиналы.

В заключение отметим, что перечень экспедиторских документов, атакже требования к качеству экспедиционных услуг и порядок их оказанияопределяются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 2 Закона).Однако до настоящего времени эти  правила не утвержденыПравительством РФ, а перечень экспедиторских документов неустановлен.  Поэтому чем ответственнее подойдут стороны ксоставлению договора, чем тщательнее согласуют все условия и пропишутих в договоре, тем меньше будет потом спорных вопросов и взаимныхпретензий. Если условия в договоре транспортной экспедиции неоговорены, то суд может применить положения некоторых других глав ГКРФ, а также общие положения о договоре (подразд. 2 разд. 3 ГК РФ) и учесть обычаи делового оборота.

Исходя из норм делового оборота, автором и было рекомендовано на основные услуги экспедитора, действия по которым производятся за счет клиента, составлять отчет экспедитора, а на дополнительные услуги, осуществляемые экспедитором своими силами (например, погрузка, таможенное оформление и др.), – акты. Вместе с тем допускается составление и одного документа – либо только отчета, либо только акта[5].Важно, чтобы в нем были отражены все необходимые сведения и содержалисьвсе обязательные реквизиты. Документы, попадающие в бухгалтерию, должнысодержать записи, точно  раскрывающие суть операций.Неправильное оформление документов лежит в основе претензий, которые налоговые органы могут предъявить по поводу учета произведенныхрасходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли и правомерностиприменения вычетов по НДС..


[1] Федеральный закон от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

[2] Федеральный закон от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

[3] Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации поучету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильномтранспорте».

[5] По согласованию сторон данный вопрос следует оговорить в договоре.

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru