М.Л. Макальская, к.э.н., доцент, гл. редактор журнала «Некоммерческие организации в России» Опубликовано в номере: Некоммерческие организации в России №4 / 2004
Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат такие некоммерческие организации, как фонды (включая общественные), фондовые биржи, зарегистрированные как некоммерческие партнерства, а также наиболее крупные некоммерческие организации, валюта баланса которых превышает в 200 тыс. раз установленный МРОТ. Для этих некоммерческих организаций аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности, представляемой в налоговые органы.
Кроме того, к услугам аудиторов некоммерческие организации прибегают и в других случаях. Например, некоторые грантодатели требуют подтверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности тех некоммерческих организаций, которые получили от них гранты.
Некоммерческие организации прибегают к услугам аудиторских организаций также для инициативного аудита с целью установить правильность постановки бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, для составления бюджета проектов, консультирования по налоговым и другим вопросам.
1. Достижение понимания деятельности некоммерческой организации на основе ее уставных документов и бюджета
Особоезначение в аудите некоммерческой организации имеет понимание ее деятельности.Некоммерческая деятельность должна соответствовать уставным документаморганизации, а коммерческая деятельность, которая тоже может иметь место,должна быть в учете отделена от некоммерческой.Полученные от коммерческой деятельности средства должны быть также использованыв строгом соответствии с требованиями уставных документов
Основнымиошибками, выявляемыми при проверке соответствия деятельности организации ее уставу, являются несоответствие фактического порядкаприема в члены организации тому порядку, который указан в уставе, и нарушениеруководящими органами полномочий, указанных в уставе.
Членскиевзносы, неправильно оформленные в бухгалтерском учете, могут бытьпризнаны внереализационными доходами некоммерческой организации. Врезультате при налоговой проверке некоммерческая организация будетвынужденауплатить с этих сумм налог на прибыль. Нарушение руководящими органаминекоммерческой организации полномочий, указанных в уставе этойорганизации можетпривести в приостановлениюдеятельности организации.
Всенекоммерческие организации должны действовать на основании сметы или бюджета.Смета показывает направления расходования средств и составляется в технекоммерческих организациях, которые не имеют стабильного источникафинансирования своей деятельности, например в религиозных организациях,существующих только за счет пожертвований.
В отличие от сметы бюджет некоммерческой организации содержит и доходную, ирасходную части.
Бюджет некоммерческой организации показывает, откуда должны были поступить средства назаявленную в уставе деятельность, на какие цели предполагалось израсходоватьэти средства и что фактически получилось.
Начинатьпроведение аудита следует с проверки правильностисоставления бюджета (сметы) и реалистичности цифр, отраженных в нем.
Принеобходимости бюджет (смета) может корректироваться. В этом случае аудитору следует ознакомиться со всеми редакциями бюджета(сметы) и оценить причины таких изменений.
Приоценке доходной части бюджета аудитор должен оценить фактор вероятностиполучения денежных средств. Доходная часть бюджета может включать всебя поступления как в денежной, так и в натуральной форме, атакже возможность выполнения работ добровольными активистами.
Припроверке расходной (затратной) части бюджета необходимо учитывать прямыерасходы, предусмотренные бюджетами целевых программ и косвенные,административные.
Приотсутствии бюджета (сметы) в некоммерческой организации возможно предъявлениеналоговыми органами обвинения в нецелевом использовании средств. Если расходыне соответствуют поступлениям, то невозможно будет полностью выполнитьнекоммерческую программу (проект).
Вуставной непредпринимательской деятельности некоммерческой организации можновыделить два основных процесса: получение средств и расходование средств.
2. Аудит поступления средств на уставную непредпринимательскую деятельность некоммерческой организации
Аудитполучения средств включает в себя два этапа:
Этап I: подтверждение того, что средства поступили в рамках уставной непредпринимательской деятельности и поэтому не включают налог на добавленную стоимость и не облагаются налогом на прибыль; Этап II: проверку прочих доходов организации.
Этап I: подтверждение того, что средства поступили в рамках уставной непредпринимательской деятельности и поэтому не включают налог на добавленную стоимость и не облагаются налогом на прибыль;
Этап II: проверку прочих доходов организации.
Напервом этапе аудитор получает информацию из устава, договоров, копий платежныхпоручений, из приходных кассовых ордеров.
Поуставу уточняется организационно-правовая форма, выявляются виды деятельности,уточняется вопрос, имеет ли организация членство, является ли онаблаготворительной, кто является ее учредителями и т.д.
Договорыдают информацию о юридических лицах, финансирующихдеятельность некоммерческой организации, об их требованиях в отношениииспользования предоставленных ими средств.
Копииплатежных поручений по средствам, поступившим на расчетные и валютный счета,позволяют судить о том, как исполняются договоры, а если организация имеетчленство, то — о правильности отражения вступительных и членских взносов.
Приходныекассовые ордера обычно оформляют поступления от жертвователей-физических лиц, поступления отучредителей, а также от вступительных и членских взносов наличными. Возможно поступление в кассу средств в рамках уставнонепредпринимательской деятельности и от юридических лиц.
Поступлениясредств в некоммерческую организацию возможны:
Дляполучения безвозмездной помощи (содействия) необходимо иметь специальноеудостоверение. Его выдают Комиссия по вопросам международной технической помощипри Правительстве РФ и Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощипри Правительстве РФ. Наличие соответствующего удостоверения однозначно решаетвопрос о непризнании поступлений доходом для целей налогообложения1.
СогласноНалоговому кодексу РФ грантами признаются денежные средства или иное имуществов случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
Такимобразом, если аудитор обнаружил поступление средств с формулировкой«грант», он должен проверить, соблюдены ли указанные выше условия.
Аудиторпроверяет:
Есливсе указанные условия соблюдены, то поступившие средства могут считатьсягрантами в целях налогообложения.
Получателями пожертвований могут быть:
Пожертвованием признается дарение вещи, в том числе денег,или права в общеполезных целях.
Пожертвование может поступить и на расчетный или валютныйсчета. Такие пожертвования обычно поступают и от физических, и от юридическихлиц.
Дарение (пожертвование) движимого имущества должно бытьоформлено договором дарения, если дарителем является юридическое лицо истоимость дара превышает 5 установленных законом минимальных размеровоплаты труда. Причем письменная форма договора подразумевает каксоставление документа, подписанного сторонами, так и обмен документамипосредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной и иной связи,позволяющей установить, что документ исходит от стороны по договору.
В случае, если пожертвованиепоступило от физического лица, в кассе проверяемой некоммерческой организациидолжен присутствовать приходный кассовый ордер с указанием ФИО жертвователя иего паспортных данных.
Пожертвования может быть сделано анонимно. В этом случаепервичным документом, подтверждающим то, что поступление средств являетсяпожертвованием на уставные цели некоммерческой организации, является акт приемапожертвований и приходный кассовый ордер со ссылкой на этот акт.
Актдолжен быть подписан комиссией, в которую обычно входят руководительнекоммерческой организации, главный бухгалтер и председатель, или членомревизионной комиссии, если таковая имеется согласно уставным документам. Можетбыть установлен и иной состав комиссии.
Приэтом необходимо соблюдать следующие условия:
Некоммерческаяорганизация, в уставе которой предусмотрена благотворительная деятельность,может оформить поступившие средства как благотворительную помощь.
Аудиторуследует учитывать, что указание в платежных документах на то, что поступившиесредства являются целевыми поступлениями или целевым финансированием, неозначает их освобождения от налогообложения. Их перечень согласно НК РФявляется исчерпывающим.
Кцелевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение имиуставной деятельности относятся:
Налогоплательщики,получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учетдоходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевогофинансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившегосредства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются какподлежащие налогообложению с даты их получения.
Ксредствам целевого финансирования относится имущество, полученноеналогоплательщиком и использованное им по назначению, определенномуорганизацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования:
В ГК РФуказаны и некоторые другие льготы. Они применяются либо для отдельныхнекоммерческих организаций, либо для отдельных специфических поступлений в них.
Наличиесреди имущества некоммерческой организации безвозмездно полученных основныхсредств и материалов требует проверки реалистичности их оценки, для чегоаудитор может направить письменный запрос в органы статистики или использоватьданные экспертов по оценке.
Даже втом случае, если некоммерческая организация не осуществляет предпринимательскойдеятельности, она может иметь внереализационныедоходы (например, доход от реализации ненужного имущества, доход в видепроцента банка, начисленного за пользование остатком на счете, и т.п.).
В случаеесли подобные операции имели место за отчетный период, некоммерческиеорганизации должны обеспечить раздельный учет целевых поступлений по основнойуставной деятельности и доходов от внереализационных операций. Аудиторпроверяет правильность исчисления налогов, связанных с получениемвнереализационных доходов.
В ходепроведения аудита доходов аудитору необходимо получитьпредставление об оформлении поступления целевых средств в бухгалтерском учете.
Аудиторпроверяет ведение аналитического учета по назначению средствв разрезе источников поступлений.
Некоммерческиеорганизации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность.Предпринимательская деятельность не может быть основной деятельностьюнекоммерческих организаций. Предпринимательской деятельностью признаютсяприносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям созданиянекоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг,имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах иучастие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Она должна носитьдополнительный характер к основной уставной деятельности, в частностиспособствовать формированию материальной базы некоммерческих организаций,создавая условия для выполнения целей и задач, записанных в их уставах.
3. Аудит расходования средств на уставную непредпринимательскую деятельность некоммерческой организации
Основноев аудите процесса расходования средств некоммерческой организации — оценкасоответствия бухгалтерских записей первичным документам и соответствие расходовсодержанию деятельности организации и требованиям юридических и физических лиц,от которых поступили средства.
Всоставе расходов некоммерческой организации, не занимающейсяпредпринимательской деятельностью, можно выделить прямые расходы навыполнениенекоммерческих проектов (программ) и косвенные, или административные,расходы. Если организация имеет статус благотворительной, то доляадминистративно-управленческих расходов не должна превышать 20% отобщей суммысредств, поступивших на выполнение проекта.
Рассмотримпримерную последовательность работ при проведении аудиторскойпроверки вышеуказанных расходов.
Прямыерасходы обычно бывают целевыми, и их проверка производится вместе с проверкойцелевых поступлений.
Всоставе расходов некоммерческой организации обычно наибольший удельный весимеют расходы на оплату труда персонала, выполняющего административные функции,и персонала, занятого в выполнении конкретных проектов и программ.
Нанекоммерческие организации распространяются все нормы трудовогозаконодательства Российской Федерации. Исключение составляет регулированиеотношений с добровольцами.
Припроверке расходов на оплату труда особое внимание следует уделить оформлениюотношений с работающими в организации. По трудовомудоговору работник обязан выполнять работу по обусловленной трудовой функции.Важнейшими факторами трудового распорядка являютсянормальная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 40часов в неделю, режим рабочего времени, дни отдыха. Трудовой договор, какправило, заключается на неопределенный срок. Однако специфика некоммерческихорганизаций заключается в том, что трудовой договор может заключаться навыполнение конкретной программы (проекта). Аудитор проверяет наличие штатногорасписания, приказов руководителя о приеме на работу, об отпусках, обувольнении.
Некоммерческиеорганизации часто заключают гражданско-правовые договоры (чаще всего договорывозмездного оказания услуг) в силу особенностей своей деятельности, связанных сиспользованием услуг консультантов, экспертов, лекторов и т.д. Аудиторпроверяет соответствие договоров Гражданскому кодексу РФ, а также подписание поокончании работ приемо-сдаточных актов, предусмотренных в договоре.
Некоммерческиеорганизации также могут использовать труд иностранной рабочей силы. Еслиорганизация хочет принять на работу иностранца, то она должна обратиться вФедеральную миграционную службу России за получением разрешения на правотрудовой деятельности на территории РФ. Данное правило не распространяется наиностранных граждан, постоянно проживающих в России. К физическим лицам —налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактическинаходящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарномгоду. Никаких ограничений по заключению гражданско-правовых договоров синостранными гражданами не существует. Аудитор проверяет начисление налога надоходы физических лиц по оплате труда иностранцев-нерезидентов по ставке 30%.
Проверяютсясоответствия должностных инструкций работников выполняемым функциям,распределение обязанностей и полномочий.
Следующимшагом является проверка начисления заработной платы. Аудитор должен определитьналичие контроля со стороны руководства и ревизионных органов в областиначисления заработной платы, так как этот участок бухгалтерского учетаотличается большим количеством случайных и умышленных ошибок и нарушений. Руководительнекоммерческой организации самостоятельно определяет вид, систему оплаты труда,размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а такжесоотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации,если иное не определено уставными документами и положениями, что отражается вколлективном договоре, трудовом договоре, соглашениях, локальных нормативныхактах организации. Поэтому аудитор знакомиться с этими документами, а такжепроверяет устав некоммерческой организации на предмет наличия в нем ограниченияполномочий руководителя на распределение заработной платы. В том случае еслинекоммерческая организация имеет филиалы и представительства, аудитор долженознакомиться с пунктами Положений о филиалах и представительствах, касающимисявопросов оплаты труда работников филиалов и представительств некоммерческойорганизации.
Какправило, в некоммерческих организациях используется повременная оплата трудаработников. Заработная плата в этом случае устанавливается в твердых окладах.Организации, получающие гранты в иностранной валюте, могут устанавливать окладыв привязке к той иностранной валюте, в которой они получают денежные средства.
Лицам,занятым сбором средств на благотворительные программы (фан- драйзингом), может устанавливаться сдельная оплататруда (например, процент от суммы привлеченных средств). Аудитор проверяетналичие приказа или другого распорядительного документа, касающегосяустановления расценок за единицу работы, и его соблюдение при начислении заработнойплаты работникам-сдельщикам.
Какправило, в некоммерческих организациях, выполняющих программы, которыефинансируются за счет грантов, не выплачиваются отпускные. Это связано с тем,что организациями-грантополучателями эта группарасходов в договорах о гранте не предусматривается. Аудитор должен датьрекомендации организации по изысканию средств на оплату отпусков сотрудников засчет других источников. В случае нарушения трудового законодательства виновноедолжностное лицо несет ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую,административную и уголовную), установленную законодательством.
В связи с тем что спецификанекоммерческих организаций заключается в строгом использовании средств поцелевому назначению, аудитор проверяет соответствие фонда оплаты трудафинансовому плану и сметам на выполнение отдельных программ.
Следующим этапом проведения аудитарасходов является проверка командировочных расходов и расходов, связанных сдругими поездками.
Для достижения уставных целей некоммерческая организацияможет отправлять в командировки и иные поездки для решения определенных задачследующие группы лиц:
Основной сложностью при проверке командировочных расходовявляется разграничение командировок и поездокуказанных выше групп лиц, поскольку при оплате данных расходов могут возникнутьпроблемы с налогообложением, что влечет за собой существенные ошибки вбухгалтерской отчетности.
Аудиторпроверяет наличие приказов на командировку, подписанных руководителем. Длярегистрации командировок организация должна вести журнал командировок. Наличиесодержательных отчетов по каждой командировке свидетельствует о наличиивнутреннего контроля со стороны руководителя за целевым использованием средств.
Особое внимание при проверке командировочных расходовуделяется проверке авансовых отчетов. К авансовому отчету должны быть приложеныкомандировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке, документы онайме жилого помещения и о фактических расходах по проезду. В случаезагранкомандировки командировочное удостоверение может не оформляться.
Для лиц, выполняющих работу по договору гражданско-правовогохарактера, факт поездки командировкой не признается. Поэтому аудитор долженпроверить, включены суммы, предусмотренные для возмещения расходов по поездкам,в сумму вознаграждения. Данные суммы подлежат обложению налогом на доходыфизических лиц и единым социальным налогом (взносом) (за исключением суммыналога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования) у источника ихвыплаты в общеустановленном порядке.
Поездки членов некоммерческой организации, основанной начленстве, в другую местность также не могут быть признаны служебнымикомандировками. Возмещение расходов, связанных с такими поездками, можетпроизводиться только в том случае, если соответствующая обязанность членоворганизации принимать участие в деятельности или отдельных целевых программахзакреплена в уставе и положении о членстве, если таковое имеется в организации,а соответствующая статья затрат предусмотрена в бюджете организации.
К прочим расходам по уставной непредпринимательскойдеятельности некоммерческих организаций можно отнести:
При проверке расходов, связанных с получениемконсультационных услуг, аудитор должен проверить отнесение подобных расходов кстатье «Прочие расходы» или «Непредвиденные расходы», так как, как правило,затраты на консультирование напрямую не финансируется жертвователями. Первичнымидокументами, подтверждающими оказание консультационных услуг, могут быть:договор о возмездном оказании услуг с приложением акта об оказании услуг,корешка к приходному кассовому ордеру (при наличной оплате) или платежногопоручения (при безналичном перечислении денежных средств). При наличной оплатеконсультационных услуг юридических лиц сумма оплаты не должна превышать60 000 рублей. Аудитор должен проверить оформление расходного кассовогоордера формы №КО-2, в котором в обязательном порядке заполняются реквизитыдокумента, удостоверяющего личность подотчетного лица, с приложением авансовогоотчета, к которому прикладываются счет, счет-фактура, корешок к приходномукассовому ордеру. Затем аудитор проверяет отражение в бухгалтерском учете(приложение) операции, связанный с получением консультационных услуг.
В случае проведения мероприятий и акций при выполненииблаготворительных и иных программ некоммерческие организации часто прибегают кразличным сообщениям, носящим публичный характер. Информационное сообщение опроведении благотворительного мероприятия будет считаться социальной рекламой,под которой понимается представление общественных и государственных интересов,направленных на достижение благотворительных целей. Расходы, связанные спроизводством и размещением социальной рекламы, налогами не облагаются. Особоевнимание аудитор уделяет договорам, которые оформляютотношения по поводу производства социальной рекламы. Это связано с тем, что принеправильном оформлении договора налоговые органы могут предъявить претензию корганизации по неуплате налогов, связанных с ведением предпринимательскойдеятельности.
Если в некоммерческой организации имеют место расходы напроведение заседаний, общих собраний, съездов и других аналогичных органов, тоаудитор проверяет, чтобы эти расходы были предусмотрены уставом и бюджетоморганизации. Только в этом случае они могут считаться целевыми. Аудиторпроверяет наличие сметы на проведение каждого заседания. Она может включать всебя такие затраты, как покупка канцелярских товаров, почтовые расходы в связис информированием членов руководящего органа некоммерческой организации опроведении заседания, командировочные расходы членов и участников заседания,ксерокопирование материалов, проведение круглых столов, аренду помещения и т.п.
Наряду с аудитом процессов поступления и расходованиясредств, проводится пообъектный аудит отдельныхопераций, например операций с наличными и безналичными денежными средствами,операций с основными средствами.
Специфическими для некоммерческой деятельности ошибками,выявленными при аудите некоммерческой организации, являются:
Они могут существенно исказить остаток по счету 86 «Целевоефинансирование», однако необходимость уплаты налогов, штрафные санкции,выполнение требований возврата средств могут существенным образом сказаться наплатежеспособности некоммерческой организации, ее способности продолжать свою деятельность в обозримом будущем.
1 «1. При определении налоговой базы не учитываютсядоходы в виде средств и иного имущества, которые получены в видебезвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральнымзаконом “О безвозмездной помощи (содействии)Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлениильгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи сосуществлением безвозмездной помощи (содействия) РоссийскойФедерации”». (Подпункт 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
2 Перечень иностранных и международных организаций,гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходахроссийских организаций — получателей грантов, утвержден ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 24 декабря 2002г. № 923.