Материалы подготовлены специалистамиЦентра налогового планирования «Корпус права»,тел. (095) 730-49-30,специально для Клерк.Ру. /
Данная статья посвящена вопросу результативности аудита с точки зрения аудируемого лица, а именно той информации, которую аудируемая организация должна и может получить от своего аудитора. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228 внесены изменения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696. Изменения добавили к ранее утвержденным стандартам еще 7, доведя их количество до 23. В числе добавленных - Правило (стандарт) № 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" (далее - стандарт), о котором собственно и пойдет речь.
Стандарт устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - информация), руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника компании. Рассмотрим их подробно.
Важным вопросом, затронутым стандартом, является вопрос получателей информации. Действительно, иногда и аудитору бывает сложно определить, кому лично из руководства аудируемого лица и состава собственников нужно предоставлять ту или иную информацию. Что же касается аудируемой организации, то тут важность вопроса о предоставлении информации надлежащим получателям возрастает. Ведь бухгалтер, своевременно получивший информацию от аудитора, может внести необходимые изменения в данные бухгалтерского и налогового учета, а также налоговые декларации, что позволит избежать штрафов по налогам. Руководитель организации, несущий ответственность за организацию учета, может, получив информацию о состоянии учета, принять надлежащие меры, направленные на исправление выявленных нарушений.
Согласно стандарту аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.
Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное управление аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер).
Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.
Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, надлежащим получателям такой информации.
Однако следует иметь в виду, что аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.
Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) следует:
а) указать форму, в которой будет сообщаться информация;
б) определить надлежащих получателей информации;
в) определить конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, в отношении сообщения информации о которых была достигнута договоренность.
Аудитор должен сообщать руководству и представителям собственника аудируемого лица информацию, представляющую собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются важными как для руководства, так и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита.
Как правило, такая информация отражает:
Кроме того, аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:
а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;
б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.
Согласно стандарту аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме.
Как правило, аудитор предварительно обсуждает с руководством аудируемого лица вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица имеют важное значение для прояснения фактов и вопросов, а также для того, чтобы дать возможность руководству аудируемого лица предоставить дополнительную информацию.
Несмотря на безусловную полезность устного общения, самым важным результатом работ на этапе, предшествующем выдаче аудиторского заключения, является письменная информация о нарушениях, выявленных в процессе проверки. По нашему мнению, наиболее удобным является разбиение информации на обширный Отчет, предоставляемый финансовому директору и (или) главному бухгалтеру аудируемого лица, в котором будут указаны все нарушения, выявленные в ходе проверки, и краткую информацию для руководителя и (или) собственника, необходимую для принятия управленческих решений. Предоставление Отчета должно состоять из двух этапов. Предварительно предоставляется рабочий вариант Отчета для согласования. Цель согласования - получить формальное согласие должностных лиц с информацией, приведенной в Отчете, либо возражения и (или) дополнения, которые могут быть учтены аудитором при формировании конечного варианта Отчета.
В заключение хотелось бы отметить, что хозяйствующий субъект должен уделять достаточное внимание порядку завершения процедуры аудита для обеспечения максимальной пользы от проведения аудита.
Игорь ЧАЙКА, руководитель департамента аудита Центра налогового планирования "Корпус права"