К. Л. Рябцев, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
Сегодня широкое распространение получила торговля через интернет-магазины. Но руководство порой не задумывается о нюансах учета такой деятельности – разбираться со всем приходится бухгалтеру.
Особенность интернет-магазинов – это отсутствие личного контакта между продавцом и покупателем. В связи с этим возникает ряд сложностей, в том числе и с порядком оплаты покупки. Расплатиться можно несколькими способами: наличным платежом, банковским или почтовым переводом, с помощью пластиковой карты или электронных денег одной из платежных систем Интернета.
При оплате наличными, в соответствии с Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, продавец обязан применять контрольно-кассовую технику. Это означает, что курьер, доставляющий товар покупателю и принимающий от него деньги, обязан выдать кассовый чек (статья 5 Закона № 54-ФЗ). Естественно, для этого у доставщика должен быть кассовый аппарат, но на практике ситуация, как правило, выглядит следующим образом. Кассовый чек бухгалтер пробивает в офисе фирмы и передает курьеру вместе с товаром, поскольку переносных ККМ организация не имеет. Формально до момента передачи документов в бухгалтерию по кассе получается недостача. Однако штрафных санкций за это не предусмотрено. Выручка от продажи товара в соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99 будет отражена в день передачи товара покупателю. Привлечь продавца к ответственности за неприменение ККТ нельзя: обязанность выдать кассовый чек он выполнил.
Решить проблему, связанную с получением наличных денег в счет оплаты товара, с помощью бланков строгой отчетности не удастся. Для данных ситуаций такая возможность законодательно не предусмотрена, говорят эксперты журнала «Московский бухгалтер».
В виртуальном магазине могут обслуживаться покупатели из другого города. Документы на передачу товара доставит собственная курьерская служба или сторонняя компания, которой это поручено. При этом чека контрольно-кассовой машины продавца, скорее всего не будет. Обычно для подобных случаев предусмотрена предварительная оплата через банк или почтовым переводом. В такой ситуации продавец после оформления заказа направляет покупателю счет, в котором указаны стоимость товара и реквизиты для перечисления денег.
Также расчет может быть произведен в тот момент, когда покупка уже доставлена получателю, то есть наложенным платежом. Пересылку осуществляет Федеральная почтовая служба, заказ покупателю вручают в местном отделении связи. При этом стоимость товара будет увеличена на сумму, начисленную почтовым ведомством за пересылку, и страховой сбор, внесенный отправителем. Рассчитываясь наложенным платежом, покупатель оплачивает на почте товар и почтовый сбор уже при получении посылки. Факт оплаты подтвердит квитанция отделения связи или чек ККТ отделения связи, который выдается покупателю в момент проведения денежных расчетов.
Для расчетов с использованием пластиковых карт виртуальный магазин следует зарегистрировать в платежной системе. Также надо заключить договор с банком на интернет-эквайринг. Эта услуга позволит принимать к оплате пластиковые карты различных платежных систем.
При подобном виде расчетов данные о карте и затребованной сумме передаются банку, выдавшему карту своему клиенту. После этого проходит авторизация платежа - это разрешение, которое дает кредитная организация на проведение операции с использованием карты. Платежный сервер снимает средства со счета владельца карты и передает информацию о результате авторизации продавцу. Далее магазин получает из системы интернет-платежей положительный результат авторизации с номером заказа владельца пластиковой карты. Это и будет основанием для отпуска товара – с момента авторизации обязанность покупателя по оплате товара выполнена. В бухгалтерском учете интернет-магазина нужно отразить кредиторскую задолженность перед покупателем.
Имейте в виду, на данном этапе деньги с пластиковой карты покупателя зачислят на специально открытый в расчетном банке счет, то есть сразу к продавцу они не попадают. Только потом расчетный банк перечисляет средства интернет-магазину. В договоре на интернет-эквайринг можно оговорить, что суммы будут переведены на расчетный счет продавца в течение нескольких банковских дней.
На основании отчета расчетного банка о снятии денег со счета покупателя сумму предварительной оплаты бухгалтер отражает по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 57 «Переводы в пути». Как правило, банк переводит средства за вычетом своей комиссии. Ее размер определяется договором интернет-эквайринга. В магазине эти расходы относятся к операционным (п. 11 ПБУ 10/99) и отражаются по дебету счета 91 «Прочие расходы».
Пример ООО «Марет» торгует телефонами через виртуальный магазин. Покупатель 6 ноября 2005 года оформил заказ на покупку радиотелефона стоимостью 15 000 рублей, в том числе НДС 2 288 рублей. Товар был оплачен с помощью пластиковой карты покупателя. Договор купли-продажи заключен с обязательством доставки. Телефон передан покупателю 7 ноября 2005 года. На расчетный счет продавца оплата за товар поступила 8 ноября 2005 года. Вознаграждение банка за проведение платежей составляет 2 процента от суммы заказа. Себестоимость радиотелефона – 10 000 рублей. Бухгалтер ООО «Марет» сделал следующие записи в учете: 6 ноября 2005 года: Дебет 57 Кредит 62 – 15 000 рублей – получено подтверждение банка о перечислении покупателем денежных средств; Дебет 62 Кредит 68 – 2 288 рублей – начислен НДС к уплате в бюджет с суммы авансового платежа. 7 ноября 2005 года: Дебет 62 Кредит 90 – 15 000 рублей – отражена реализация товара; Дебет 90-3 Кредит 68 – 2 288 рублей – начислен НДС с реализации товара; Дебет 90-2 Кредит 41 – 10 000 рублей – списана себестоимость товара; Дебет 68 Кредит 62 – 2 288 рублей – восстановлен НДС с суммы авансового платежа. 8 ноября 2005 года: Дебет 51 Кредит 57 – 14 700 рублей – зачислены на расчетный счет продавца денежные средства, поступившие по пластиковой карте; Дебет 60 Кредит 57 – 300 рублей – удержана комиссия банком; Дебет 91-2 Кредит 60 – 300 рублей – признаны расходы по оплате вознаграждения банку.
Пример
ООО «Марет» торгует телефонами через виртуальный магазин. Покупатель 6 ноября 2005 года оформил заказ на покупку радиотелефона стоимостью 15 000 рублей, в том числе НДС 2 288 рублей. Товар был оплачен с помощью пластиковой карты покупателя. Договор купли-продажи заключен с обязательством доставки. Телефон передан покупателю 7 ноября 2005 года. На расчетный счет продавца оплата за товар поступила 8 ноября 2005 года. Вознаграждение банка за проведение платежей составляет 2 процента от суммы заказа. Себестоимость радиотелефона – 10 000 рублей.
Бухгалтер ООО «Марет» сделал следующие записи в учете:
6 ноября 2005 года:
Дебет 57 Кредит 62
– 15 000 рублей – получено подтверждение банка о перечислении покупателем денежных средств;
Дебет 62 Кредит 68
– 2 288 рублей – начислен НДС к уплате в бюджет с суммы авансового платежа.
7 ноября 2005 года:
Дебет 62 Кредит 90
– 15 000 рублей – отражена реализация товара;
Дебет 90-3 Кредит 68
– 2 288 рублей – начислен НДС с реализации товара;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 10 000 рублей – списана себестоимость товара;
Дебет 68 Кредит 62
– 2 288 рублей – восстановлен НДС с суммы авансового платежа.
8 ноября 2005 года:
Дебет 51 Кредит 57
– 14 700 рублей – зачислены на расчетный счет продавца денежные средства, поступившие по пластиковой карте;
Дебет 60 Кредит 57
– 300 рублей – удержана комиссия банком;
Дебет 91-2 Кредит 60
– 300 рублей – признаны расходы по оплате вознаграждения банку.
Покупку можно оплатить и с помощью электронных денег. Речь в данном случае идет о расчетах с использованием одной из платежных систем. Чтобы стать участником расчетов, интернет-магазину и покупателю необходимо зарегистрироваться в системе. Для магазина эта услуга платная – вознаграждение за нее бухгалтер отражает по счету 44 «Расходы на продажу». Расчеты с администратором системы ведут с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Пример Покупатель решил, что за товар, приобретаемый через интернет-магазин, ему удобно расплачиваться электронной наличностью. Он зарегистрировался в той же системе платежей, с которой работает интернет-магазин. 10 ноября 2005 года он заплатил за радиотелефон 10 000 рублей (НДС – 0%). В этот же день на расчетный счет ООО «Марет» поступили денежные средства. За проведение операций по перечислению денег с магазина взимается плата в размере одного процента от стоимости покупки. Бухгалтер ООО «Марет» сделал следующие записи в учете: Дебет 62 Кредит 90 – 10 000 рублей – отражена реализация товара; Дебет 51 Кредит 76 – 9 900 рублей – поступили денежные средства от администратора системы; Дебет 60 Кредит 76 – 100 рублей – отражена сумма вознаграждения администратору; Дебет 44 Кредит 60 – 100 рублей – признаны расходы по оплате вознаграждения администратору системы; Дебет 76 Кредит 62 – 10 000 рублей – погашена задолженность.
Покупатель решил, что за товар, приобретаемый через интернет-магазин, ему удобно расплачиваться электронной наличностью. Он зарегистрировался в той же системе платежей, с которой работает интернет-магазин. 10 ноября 2005 года он заплатил за радиотелефон 10 000 рублей (НДС – 0%). В этот же день на расчетный счет ООО «Марет» поступили денежные средства. За проведение операций по перечислению денег с магазина взимается плата в размере одного процента от стоимости покупки.
– 10 000 рублей – отражена реализация товара;
Дебет 51 Кредит 76
– 9 900 рублей – поступили денежные средства от администратора системы;
Дебет 60 Кредит 76
– 100 рублей – отражена сумма вознаграждения администратору;
Дебет 44 Кредит 60
– 100 рублей – признаны расходы по оплате вознаграждения администратору системы;
Дебет 76 Кредит 62
– 10 000 рублей – погашена задолженность.
Виртуальный формат возврата товаров
Продажа через Интернет предусматривает следующий порядок. Покупатель не видит «вживую» товары, он может ознакомиться только с их изображением, то есть с образцами. Правила такой торговли прописаны в постановлении правительства от 21 июля 1997 г. № 918. А порядок возврата товаров в розничной торговле регулирует гражданское законодательство и закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Его новая редакция (Закон от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ) дополнена статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров». Она регламентирует деятельность интернет-магазинов.
Товар ненадлежащего качества покупатель вправе вернуть в течение семи дней, но при условии, что информация о порядке и сроках возврата была предоставлена покупателю в письменной форме в момент доставки. В ином случае срок отказа от товара увеличивается до трех месяцев.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона желание покупателя вернуть покупку должно быть удовлетворено, если сохранены ее товарный вид и потребительские свойства. Также при возврате необходимо предъявить документ, подтверждающий факт и условия покупки: кассовый и товарный чеки. В случае их отсутствия покупатель может ссылаться на другие доказательства приобретения товара, например, на свидетельские показания. Денежная сумма, уплаченная за товар, должна быть возвращена не позднее чем через десять дней с момента предъявления соответствующего требования. Последствия продажи товара ненадлежащего качества при виртуальной торговле регулируются теми же нормами, что и при реализации через обычный магазин (ст. 18–24 Закона).
Что касается вопросов налогообложения, то учет в интернет-магазине и в обычной торговле не отличаются друг от друга. При необоснованном возврате передача товара от покупателя продавцу рассматривается как обратная реализация. Уплата НДС производится как при договоре купли-продажи. В соответствии с главой 30 Гражданского кодекса возврат товара по инициативе покупателя является обоснованным, если договор купли-продажи не соблюден по одной из следующих причин: