Категории каталога
Каталог / Мобильные телефоны / Статьи и интервью / Василий Сидоров: Президент МТС, - “Нам придется потратить за рубежом до $10 млрд”

Василий Сидоров: Президент МТС, - “Нам придется потратить за рубежом до $10 млрд”

Василий Сидоров: Президент МТС, - “Нам придется потратить за рубежом до $10 млрд”Президент МТС Василий Сидоров считает, что 2006-й будет последним годом крупных вложений в Россию.Заметно сбавив темпы роста выручки и капитализации в прошлом году, крупнейший оператор сотовой связи России — МТС — взялся за работу над ошибками. В начале марта совет директоров компании утвердил новую стратегию развития на ближайшие три года. Ребрэндинг, активная экспансия за рубеж и последовательное сокращение затрат должны привести к достижению сверхцели — попасть в десятку крупнейших сотовых компаний мира к 2010 г. В интервью “Ведомостям” гендиректор МТС Василий Сидоров рассказал о деталях этого нового плана.

— В прошлом году МТС проиграла конкурентам по темпам роста выручки. Чем вы это объясняете?

— Наши результаты трудно сравнивать с результатами наших конкурентов, потому что у нас неодинаковая география бизнеса. В абсолютном измерении наша выручка приросла в прошлом году на очень достойную и большую, чем у российских конкурентов, величину — около $1 млрд. Мы начинали с более высокого старта — а в такой ситуации относительный показатель роста может оказаться ниже. Удовлетворены ли мы своими результатами? Нет, не удовлетворены. Мы действительно за 2005 г. снизили долю рынка по выручке и считаем, что это для нас ненормальная ситуация. Было несколько причин, но все они прямо или косвенно связаны со сложностью интеграционных задач, которые нам пришлось решать, — внедрение новой системы управления, новой биллинговой системы, перевод разрозненных региональных структур на единые стандарты отчетности. Мы заранее пообещали акционерам, что не будем использовать аргумент сложности задач при обсуждении результатов нашей деятельности. Но, объективно говоря, задачи были сложными. И на мой взгляд, мы можем гордиться тем, что завершили интеграцию бизнеса и сохранили лидерство на рынке.

— Но темпы роста капитализации тоже оказались не блестящими.

— Прошедший год был очень нетипичным с точки зрения того, что происходило с нашими акциями. В феврале 2005 г. на рынок были выведены акции АФК “Система”, и понятно, что инвесторы, приобретавшие их, покупали в том числе и “историю МТС”. А осенью 10% акций МТС продал Deutsche Telekom. Аппетит на бумаги “Системы” и МТС был очень большой, оба размещения были исключительно успешными, но при этом они обеспечили рынок достаточным предложением, которое не могло не отразиться на динамике стоимости наших акций.

— Есть ли у вас уверенность, что в этом году бизнес МТС не будет отставать по темпам роста от конкурентов?

— Сложности, которые у нас возникли в первых двух кварталах прошлого года, были практически полностью устранены в III и IV кварталах. Создан очень большой задел — благодаря этому мы сейчас в значительной степени идем с опережением плана. Кроме того, мы теперь знаем, как ориентировать дилеров на подключение качественных абонентов. С 1 января мы ввели новую систему выплаты дилерского вознаграждения — раньше мы сразу платили дилерам 100% комиссии, а затем требовали часть денег назад, если привлеченные абоненты быстро уходили, а теперь платим вознаграждение пропорционально получаемым нами от абонентов доходам. Надеемся, что это устранит существенную часть схем, позволявших дилерам подключать фиктивных абонентов.

— На доходность негативно влияет ценовая война с мелкими региональными операторами, например Tele2 или “Смартсом”. Может быть, для вас имеет смысл приобрести их и жить спокойно?

— Мы всегда оцениваем привлекательность потенциального объекта приобретения не с позиции устранения конкуренции, а смотрим, что такой объект может нам добавить с точки зрения качества абонентской базы, доходов, прибыли. И конечно, сопоставляем с ценой приобретения. С учетом того что наша география сейчас покрывает практически все регионы (кроме Пензенской области и Чечни), ценность этих активов для нас снижается каждый месяц. При этом мы, конечно, готовы рассматривать возможные варианты при желании владельцев такие активы продать.

— А как действия регулятора влияют на прибыльность бизнеса?

— Отмена платы за входящие звонки потенциально ведет к существенному сокращению доходной части, но не дает такого же сокращения расходов. Подобный эффект, хотя и в меньшей степени может иметь переносимость мобильного номера. Открытым пока остается и вопрос о том, как будут регулироваться и в каком режиме будут лицензироваться виртуальные операторы.

— Но ведь Мининформсвязи обещает предусмотреть плату, которую получат сотовые операторы от операторов фиксированных сетей за прием входящих звонков?

— Вопрос в размере этой платы. Мы рассчитываем на вовлечение ключевых игроков рынка в диалог с властями.

— А сейчас какую часть доходов МТС обеспечивают входящие звонки?

— Около 12% по России.

— Вы что-нибудь собираетесь менять в маркетинговой, рекламной политике?

— Несколько вещей. Во-первых, в конце прошлого года мы ввели новую линейку тарифных планов — это стало очередным шагом к упрощению наших тарифов. Второе — маркетинговая упаковка нашего предложения должна быть лучше. И она станет лучше после обновления визуальной части нашего брэнда в контексте внедрения группового брэнда операторов, входящих в “Систему Телеком”. Третье — это более четкое донесение до абонентов тех ценностей нашего брэнда: качество, простота, справедливая цена. Четвертое — активное продвижение допуслуг.

— А какую пользу получит МТС от внедрения сквозного брэнда “Системы Телеком”?

— МТС — самый крупный актив группы, и естественно, что идеология группового брэнда разрабатывалась во многом исходя из того, как можно укрепить брэнд МТС. Мы перед собой ставим задачу стать самым ценным брэндом в тех странах, где мы работаем.

— Каким образом будут финансироваться затраты на внедрение сквозного брэнда и насколько затратным будет этот проект для МТС?

— У каждой из компаний группы свой бюджет, в рамках которого будут финансироваться расходы, связанные с внедрением сквозного брэнда. Основная часть затрат попадает в плановые расходные статьи.

— Есть ли у МТС какие-то целевые показатели по сокращению затрат?

— Мы запустили совместно с A. T. Kearney проект по сокращению затрат. Целевой эффект этого проекта — дополнительное повышение рентабельности по OIBDA на 1-2% в этом году. Проект только начался, но речь идет о всех категориях операционных затрат — и маркетинговых, и технических, и связанных с IT и персоналом.

— Недавно МТС получила лицензию на дальнюю связь — это, наверное, тоже позволит в перспективе сократить затраты?

— Однозначно. По мере нашего развития возрастают объемы трафика, пересекающего границы регионов и стран. Практически пропорционально этому росту возрастают платежи операторам междугородной и международной связи, имеющим подчас высокие тарифы. Строительство собственной сети междугородной и международной связи напрямую ведет к сокращению затрат. Эффективность капзатрат, связанных с этим строительством, достаточно высока: по ключевым направлениям окупаемость не превышает двух-трех лет. Мы не могли себе позволить не получить такую лицензию.

— Сколько средств МТС вложит в 2006 г. без учета расходов на приобретения?

— В этом году мы инвестируем в сеть чуть меньше $2 млрд. В России мы вложим примерно $1,3 млрд и около $600 млн — на других рынках, в первую очередь на Украине. При этом соотношение капвложений к выручке в России в этом году снизится и будет в районе 30%. На Украине этот показатель превысит 40% — мы инвестируем больше денег в растущие рынки. 2006 год будет последним годом объемного инвестирования в Россию, по крайней мере в сети второго поколения. Мы будем вкладываться в улучшение покрытия, развитие допуслуг, собственных офисов продаж.

— Что предусматривает международная часть новой стратегии?

— С начала 2006 г. мы, сохраняя приоритетность рынков стран ближнего зарубежья, начали активный поиск возможностей в целом ряде новых для нас регионов. Вместе с акционерами мы сформулировали амбициозную задачу — войти в десятку крупнейших по капитализации сотовых операторов мира к 2010 г. Нам предстоит примерно удвоить капитализацию компании и абонентскую базу. У нас должно быть более 100 млн абонентов и более 500 млн абонентов в лицензионной зоне. В 2006-2007 гг. мы планируем завершить приобретения на территории бывшего СССР и уже с этого года будем активно смотреть на другие быстро растущие рынки за пределами ближнего зарубежья. Ближайший план — участие в тендере на получение третьей лицензии в Египте.

— А в СНГ еще остались интересные для вас активы?

— Конечно, но вопрос в цене. Осталось шесть стран бывшего СССР, где нас пока нет, и в пяти из них есть объекты для приобретения. Переговоры идут, но до их завершения еще не близко.

— Как развивается ситуация с киргизским оператором Bitel, который МТС приобрела прошлой осенью?

— Мы по-прежнему не имеем оперативного контроля над этим активом и боремся за него в судах.

— А какие рынки привлекают вас за пределами СНГ?

— Основной интерес вызывают Магриб, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Индостан, Южная и Юго-Восточная Европа. Как стратегический инвестор, мы, конечно, будем претендовать на контроль в приобретаемых либо создаваемых активах, но не исключаем для себя участия на уровне блокирующего пакета в странах, где есть ограничения на владение контролем иностранными компаниями. Мы исходим из того, что рано или поздно таких ограничений будет меньше.

— На тендере в Турции МТС уступила Vodafone. Вы уверены, что сможете на равных соревноваться с западными конкурентами?

— На тендере в Египте нам не придется конкурировать с Vodafone, поскольку она уже там работает. Мы отдаем себе отчет, что участвуем в забеге вместе с мировыми игроками, многие из которых имеют избыток денежных средств и ищут им применение. Но за последние 10 лет мы накопили опыт работы на быстро растущих рынках с низким показателем ARPU (выручка в расчете на одного абонента. — “Ведомости”) и считаем, что можем составить полноценную конкуренцию этим игрокам. Мы можем идти на сделки не только самостоятельно, но и привлекая финансовых инвесторов, местных отраслевых партнеров — в этом случае плечо наших возможностей становится намного шире.

— Сколько средств МТС готова потратить на экспансию в дальнее зарубежье?

— От $7 млрд до $10 млрд — примерно столько нам придется потратить на приобретения за рубежом, чтобы попасть в десятку крупнейших операторов в 2010 г. На эти покупки у нас есть пять лет, хотя, скорее всего, окно возможностей, которые можно реализовать на относительно раннем этапе развития приоритетных для нас рынков, будет открытым еще два — два с половиной года. Так что значимая часть приобретений может лечь на 2006-2008 гг.

— Как вы собираетесь привлекать эти деньги?

— Не имеет смысла привлекать деньги, не зная точно, какой будет график платежей по сделкам. А прогнозировать этот график — занятие неблагодарное. Поэтому мы ведем переговоры об открытии гибкой кредитной линии. Кроме того, в этом году положительным станет и наш чистый денежный поток.

О КОМПАНИИ

“Мобильные Телесистемы” (МТС) — крупнейший оператор сотовой связи в Восточной Европе по количеству абонентов. По данным на 28 февраля 2006 г., их число в России, на Украине, в Узбекистане, Туркменистане и Белоруссии превысило 60,3 млн человек. Выручка за девять месяцев 2005 г. составила $3,6 млрд (за девять месяцев 2004 г. — $2,7 млрд), чистая прибыль — $883,7 млн ($813,6 млн). Контрольный пакет акций МТС (52,8%) принадлежит АФК “Система”, 46,7% акций находится в свободном обращении. Капитализация на 17 марта 2006 г. — около $14,2 млрд.

БИОГРАФИЯ

Василий Сидоров родился в 1971 г. в Афинах (Греция). Окончил факультет международного права МГИМО и школу бизнеса Wharton Университета Пенсильвании. В 1994-1997 гг. работал в Barents Group LLC, инвестиционно-консалтинговом подразделении KPMG Peat Marwick в Вашингтоне, Arthur Andersen в Москве, а также на Нью-Йоркской товарной бирже. С 1997 г. — заместитель гендиректора холдинга “Связьинвест” по финансам. С августа 2000 г. — первый заместитель гендиректора “Системы Телеком” по финансам и инвестициям. С 1 сентября 2003 г. — президент МТС.
Материал предоставлен: Mobiset.Ru - всё о мобильных телефонах

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru