Категории каталога
Каталог / Мобильные телефоны / Статьи и интервью / Анализ сотового рынка Украины

Анализ сотового рынка Украины

Анализ сотового рынка УкраиныВ 2005 году мобильная связь в Украине продолжала расти высокими темпами. Количество абонентов сотовой связи, по данным операторов и оценкам исследовательских агентств iKS-Consulting и HiTech.Expert, выросло более чем в 2 раза и достигло 30,4 млн чел.В 2005 году мобильная связь в Украине продолжала расти высокими темпами. Количество абонентов сотовой связи, по данным операторов и оценкам исследовательских агентств iKS-Consulting и HiTech.Expert, выросло более чем в 2 раза и достигло 30,4 млн человек.



Проникновение

За прошедший год уровень проникновения услуг сотовой связи в Украине увеличился с 29,4 до 64,6%. Таким образом, наш рынок по этому показателю приближается к рынкам высокоразвитых стран, где он иногда превосходит 100%. Но, для сравнения, в России, по данным iKS-Consulting, мобильной связью пользуется уже 126,2 млн. человек, а уровень проникновения составляет 86,9%, в то время как в Москве он зашкалил за 100% и составляет там аж 134,5%. Кстати, в Киеве он составляет также заоблачные 118%.

Пусть вас не пугают подобные цифры. Дело в том, что многие абоненты имеют по несколько мобильных телефонов и номеров. Особенно это актуально для России с платными входящими, которые были отменены в Украине еще в 2003 году. Поэтому для связи с различными людьми приходится использовать разные номера от нескольких операторов, чтобы серьезно экономить на стоимости разговоров.

В Украине ситуация несколько иная. Здесь операторы постоянно вводят все новые и новые предложения, так что абоненты меняют номера и сети операторов, как перчатки, переходя в более выгодные на тот или иной момент.

Из 16,5 миллионов новых абонентов сотовой связи больше всего было подключено в четвертом квартале 2005 года — за этот период абонентами сотовой связи стали более 7 млн человек, или 42% всех подключений в 2005 году. При этом абсолютный рекорд украинские операторы установили в последнем месяце 2005 года — было подключено 3,4 млн. человек.

База растет

В 2005 году наибольшее количество новых абонентов было подключено компанией "Киевстар", чья доля в общем приросте новых пользователей составила 47%. К концу года оператор сумел увеличить отрыв от своего основного конкурента — компании UMC — до 0,6 млн пользователей, хотя на начало года разрыв между операторами был около 1 млн абонентов в пользу UMC. Доля компании "Киевстар" на украинском рынке сотовой связи составляет 46%.

По состоянию на 1 января 2006 года, количество абонентов сети оператора составило 13,925 млн человек, из которых контрактных и корпоративных абонентов — 1,024 млн, абонентов Ace&Base — 7,424 млн, абонентов Djuice — 5,477 млн. Общее количество пользователей pre-paid услуг (Ace&Base и Djuice) составляет 12,901 млн человек.

В течение 2005 года к сети мобильного оператора "Киевстар" подключилось, в общей сложности, 7 672 943 человека. На начало прошлого года количество абонентов "Киевстар" составляло 6,252 млн человек, соответственно, в течение 2005 года абонентская база увеличилась на 123%.

В первые дни нового 2006 года к сети "Киевстар" подключился 14-миллионный абонент.

UMС в 2005 году подключила около 36% новых пользователей, что оказалось недостаточным для того, чтобы сохранить свою рыночную долю на прежнем уровне. В результате за последний год доля UMС на рынке сотовой связи Украины сократилась с 53 до 44%. В начале 4-го квартала 2005 года компания утратила позицию лидера рынка, которую удерживала с октября 2003 года.

При этом в компании делают упор на свою программу "Качество превыше всего" и утверждают, что в декабре был установлен украинский рекорд по подключению абонентов. По данным оператора, за последний месяц ушедшего года оператор подключил более 1,425 млн абонентов, что является рекордом для украинского рынка. В этот же период "Киевстар" подключил "всего" 1,393 млн.

База контрактных абонентов UMC составила 1 308 924 человек, а пользователей услуги предоплаченной связи SIM-SIM — 5 581 497. Количество абонентов молодежного предложения Джинс в Украине — 6 436 846.

В январе 2005 года на украинском рынке мобильной связи появился еще один игрок — компания "Астелит", предоставляющая услуги под брендом life:). Доля оператора, подключившего около 16% новых пользователей сотовой связи в Украине, за прошедший год выросла с 0 до 9%. Такой впечатляющий рост абонентской базы начинающего оператора объясняется очень агрессивной маркетинговой политикой компании, направленной, в первую очередь, на молодежную аудиторию и продвинутых пользователей мобильной связи.

Однако, например, аналитическая компания AC&M Consulting подчеркивает, что политика этого сотового оператора в области учета своих абонентов весьма либеральна.

Тем не менее, подобная прыть молодого оператора не осталась незамеченной. Согласно данным Wireless Intelligence — исследовательской организации, основанной Всемирной GSM Ассоциацией и независимым аналитическим агентством Ovum, в третьем квартале 2005 года мобильный оператор life:) был самым быстрорастущим оператором в мире по количеству подключений. Wireless Intelligence проранжировала более 600 операторов мобильной связи со всего мира согласно показателю роста, подсчитанному организацией.

Подающие надежды

После приобретения российским "ВымпелКомом" компании "Украинские радиосистемы" ее деятельность еще более активизировалась. Количество УРС (торговые марки WellCOM, Mобі), хотя и остается незначительным по сравнению с конкурентами (1%), в 2005 г. увеличилось по отношению к 2004 г. в 3,8 раза — до 260 тыс. человек. Здесь учтены и абоненты виртуального оператора Privat: mobile. Эти данные оценочного характера, поскольку оператор не предоставляет официальных данных о количестве абонентов.

Сергей Миронов, генеральный директор компании, заявил, что ЗАО "Украинские радиосистемы" намерено выйти на безубыточный уровень в 4-м квартале 2006 г. По его словам, в ближайшие 4-5 лет компания инвестирует в строительство сети около 500 MUSD и планирует к 2010 г. занять около 15% украинского рынка.

"Я думаю, что не позже конца 2008 г. вполне реально привлечь 5-6 млн абонентов. К концу следующего года мы хотим достичь показателей "Астелита", — сказал Миронов. Также "ВымпелКом" намерен отказаться от старых торговых марок и вывести в следующем году на рынок бренд "Билайн". По словам гендиректора, вложения в торговую марку "Мобі" уже закончились.

Компания "Голден Телеком", предоставляющая услуги мобильной связи в Киеве и Одессе, свою сотовую сеть не наращивает, а сконцентрировалась на развитии интегрированных телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов, а также для операторов связи. Компания является частью российского холдинга Golden Telecom Inc., специализирующегося на фиксированной связи, поэтому и украинская дочерняя компания старается развивать именно это направление, а мобильный сектор поддерживать на должном уровне. Для мобильных абонентов вводятся новые привлекательные тарифы и отсутствует плата за соединение.

В прошедшем году активизировали свою деятельность и операторы, предоставляющие мобильную связь в отличных от GSM стандартах.

Так, например, в 2005 году абонентная база СП ООО "Интернешенел Телекомьюникешен Компани" (ITC, торговая марка "CDMA Украина") выросла в 3,18 раза и составила более чем 25,5 тыс. пользователей, а валовой доход компании вырос в 2,2 раза. Оператор имеет высокий ARPU (обобщенный показатель средней ежемесячной выручки от продажи услуг, в расчете на одного абонента) — 35,86 USD, да и обобщенный средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) составил целых 673 минуты.

В то же время ЗАО "Цифровая сотовая связь Украины" (торговая марка DCC), работающее в стандарте фиксированной беспроводной телефонной связи TDMA (D-AMPS), весь год пребывало в состоянии покоя. В это время "Астелит", родственная структура DCC (Turkcell владеет 54,2% акций компании Euroasia, которой полностью принадлежат оба оператора) активно развивал сеть life:). Кроме того, менеджмент посчитал, что незачем развивать убыточное предприятие. Ведь по итогам 2004 года убыток DCC составил 12,7 млн грн. За 11 же месяцев 2005 года они упали на 19% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года — до 105,4 млн грн.

Однако в конце декабря было принято решение снова развивать сеть. Введены 3 новых тарифных плана для корпоративных абонентов с низкой стоимостью звонков внутри группы абонентов. На сегодня база оператора хоть и несколько утрачена, но все равно оценивается в 70 тыс. абонентов.

Центр и регионы

По оценкам iKS-Consulting, в Киевской области в 2005 году было подключено 2,5 млн абонентов, или 15% от общего числа новых абонентов сотовой связи Украины.

В Киеве сосредоточено наибольшее количество операторов сотовой связи — из 10 действующих операторов, которые предоставляют услуги в стандарте GSM, CDMA и TDMA, в Киевском регионе работает 8.

Несмотря на жесткую конкуренцию, киевский рынок сотовой связи является самым емким. Абоненты киевского региона тратят на мобильную связь больше, чем абоненты в других регионах страны. В среднем, киевские абоненты тратят в 2,4 раза больше денег на сотовую связь, чем обычный украинский абонент, — 25,6 USD и 10,5 USD соответственно.

Несмотря на более низкую доходность, операторы стремятся максимально развивать и свое присутствие в регионах. Это касается в первую очередь востока и юга Украины, в местах расположения крупных промышленных центров.

Крупнейшие операторы "Киевстар" и UMC уже давно покрыли основную часть территории и теперь устанавливают новые базы данных для повышения качества связи. Так, UMC устанавливает еженедельно по 100 базовых станций. Сегодня оператор покрывает более 87% территории Украины, на которой проживает 93% населения. "Киевстар" же, по его данным, обеспечивает покрытие территории, где проживает 96% населения Украины.

Третья по развитию сеть life:) продолжает активно расширяться и сегодня работает во всех городах с населением более 100 тыс. человек и в более чем 12 тыс. населенных пунктов Украины, а также на всех основных автомагистралях страны.

Сеть "УРС" охватывает свыше 600 населенных пунктов Украины, в частности все областные центры и ряд ключевых автотрасс. ITC в 2005 году развернула сети, согласно полученным лицензиям, в Житомирской, Полтавской, Черкасской областях и Кременчуге.

Таким образом, вся борьба за украинский рынок мобильной связи впереди, в период насыщения и приближения проникновения к 100%.
Материал предоставлен: Mobiset.Ru - всё о мобильных телефонах

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru