Категории каталога
Каталог / Мобильные телефоны / Статьи и интервью / Камерофоны - от простого к сложному, или грозит ли нам эпоха заката цифровых мыльниц?

Камерофоны - от простого к сложному, или грозит ли нам эпоха заката цифровых мыльниц?

Камерофоны - от простого к сложному, или грозит ли нам эпоха заката цифровых мыльниц?Первые «гибриды» сотового телефона и цифрового фотоаппарата, появившиеся всего несколько лет назад, вызывали, скорее скепсис, чем энтузиазм.Крохотные сенсоры с ничтожным разрешением, простейшая пластмассовая оптика, небольшая ёмкость памяти телефона – всё это работало вроде бы против техники только что народившегося нового класса. Но только «вроде бы». На самом деле камерофоны моментально стали пользоваться бешенным спросом. И сегодня телефон среднего или высокого уровня (того самого пресловутого бизнес-класса) без встроенной камеры надо ещё поискать. Необязательное дополнение неожиданно оказалось востребованным и очень привлекательным. Если цифровая фотография превратила светопись в обыденное и совсем несложное занятие, то камерофон превратил саму фотографию в увлечение миллионов. На наших глазах свершилась небольшая революция – фотография шагнула в массы. Некогда то же самое произошло с транзисторными приёмниками, с плёночными «мыльницами», с портативными магнитофонами Walkman, позже с сотовыми телефонами. Однако, масштабы этой всеобщей эпидемии «фототелефонизации» гораздо шире , чем может показаться. Камерофон стал не просто новой технической игрушкой и не просто массовым товаром. Он превратился в настоящий социальный феномен… Об этом и поговорим.

Камерофоны


А начнём издалека. Когда в конце семидесятых годов прошлого века компания JVC разработала новый стандарт бытовой видеозаписи, известный сегодня как VHS, аналитики полагали, что особых шансов на успех у этой системы нет. По всем показателям кассетное видео не соответствовало даже тем минимальным требованиям, которые предъявлялись к бытовому видеомагнитофону. Чрезвычайно низкое качество изображения – количество строк было втрое меньше, чем у телевизионной картинки. Неважное качество звукового сопровождения – из-за специфики расположения на ленте звуковых дорожек и особенностей звукового тракта видеомагнитофонов. Дорогая аппаратура и дорогие кассеты – из-за повышенных требований к точности изготовления блока видеоголовок и к качеству плёнки. Но на деле оказалось, что потребителю не так уж и нужна кристально чистая картинка и звук качества Hi-Fi. И он, потребитель, готов платить за возможность смотреть кино дома вполне серьёзные деньги. В результате продажи видеомагнитофонов VHS взлетели вверх, техника, выпускаемая в огромных количествах десятками производителей, резко подешевела. А мировую киноиндустрию потряс первый в истории кризис. Пришлось пересматривать и сами подходы к кинобизнесу, и к способам продаж фильмов, и систему публичных кинотеатров. Получается, что появлению удобных мультиплексов, высококачественного объёмного звука и прочих кинотеатральных прелестей мы обязаны скромному видеомагнитофону VHS, этому королю «мутных картинок».

Примерно то же произошло и на рынке камерофонов. Выпущенные, скорее, для пробы, явно на удачу (как, кстати, в своё время и кассетные проигрыватели Sony Walkman), телефоны со встроенными цифровыми камерами вдруг стали пользоваться быстро возрастающим спросом. Обозначилась перспективная ниша, в которую ринулись конкурирующие производители. И мы получили то, что можем увидеть прямо сейчас – достав из кармана свой сотовый телефон, то есть этот самый гибрид телефона и цифрового фотоаппарата…

Камерофоны


А в чём феномен? В том, что производители фототехники заявляют – рынок цифровых «мыльниц», недорогих фотоаппаратов начального уровня, испытывает колоссальное давление со стороны камерофонов. На лицо явное сокращение объёмов продаж. Спрос на фотоаппараты смещается в сторону технически совершенных моделей, а нишу цифровых «мыльниц» стремительно заполняют камерофоны. И это несмотря на то, что самый дешёвый цифровой фотоаппарат, ценой, скажем, в 125 долларов и с 3-мегапиксельным сенсором, позволяет добиться гораздо более впечатляющих снимков, чем камерофон с той же 3-мегапиксельной матрицей, но по вчетверо большей стоимости. То есть если купить просто телефон и просто фотоаппарат, можно сэкономить солидную сумму и при этом получить аппаратуру, которая даст фору самому совершенному камерофону… Но происходит-то ровно обратное! Люди покупают камерофоны, не обращая внимания на их явные упрощения по сравнению с цифровыми фотоаппаратами. И платят при этом больше, чем эти камерофоны стоят в качестве фотоаппаратуры.

Потрясения, постигшие мировую фотоиндустрию, мы можем наблюдать сами – заглянув в любой магазин портативной цифровой техники. Из продажи полностью исчезли фотоаппараты с CMOS сенсорами разрешения VGA – все эти «Агфы», «Аиптеки», «Креативы», «Вулканы» (десятки марок!). Не являясь, по сути, серьёзной съёмочной аппаратурой (эти камеры можно было отнести, скорее, к классу веб-камер с опциональной возможностью автономной фотосъёмки), они не выдержали конкуренции с камерофонами первыми. Изменился и расклад на рынке более совершенных фотоаппаратов с сенсорами CCD. На полках магазинов не стало 2-мегапиксельных камер и фотоаппаратов с фикс-фокусной оптикой. Можно ожидать, что вскоре за ними последуют и камеры с сенсорами разрешением в 3 мегапикселя, а зум-объективы окончательно станут стандартом для любительских фотоаппаратов начального уровня. Более того, сегодня камера стоимостью в 125-200 долларов обладает такой же оснащённостью, что и камера-двухлетка стоимостью долларов в 400. Налицо стремительное повышение нижней планки технической оснащённости. И всё это нас, как покупателей любительской фотоаппаратуры, не может не радовать.

Камерофоны


И всё же процесс вытеснения цифровой фотоаппаратуры сотовыми «недофотоаппаратами» вызывает некоторую оторопь. Возьмём не самый плохой в фотографическом плане смартфон Nokia 3230. Вполне приемлемая цена, неплохой (вроде бы) сенсор, во всех отношениях приличная (потому и популярная) модель. Сделаем несколько снимков, стараясь попасть в идеальные условия освещения, благо летом это совсем несложно. То же самое проделаем при помощи старой (цифровая фототехника устаревает очень быстро) 2-мегапиксельной камерой Panasonic Lumix DMC-LC20, для чистоты эксперимента снизив разрешение вдвое – как раз до 1 мегапикселя. Отпечатаем снимки на бумаге, чтобы не грешить на точность цветопередачи жидкокристаллической матрицы монитора. Результаты получатся настолько разными, что и сравнивать нечего. Камерофон это не фотоаппарат. Ясно без каких бы то ни было дополнительных сопоставлений.

Камерофоны


В чём же дело? Почему потребитель выбирает примитивную фототехнику и отказывается от недорогих камер, которые способны выдавать вполне качественные в техническом отношении снимки? Чтобы это понять, оглянемся на недавнее прошлое. В конце прошлого и в начале нынешнего столетия, когда закат традиционной фотографии на основе фотоматериалов с галогенидами серебра казался далёкой и неясной ещё перспективой, на рынке доминировали не добротные японские зеркалки и даже не хорошо оснащённые компакты, а самые дешёвые пластмассовые «мыльницы» - фотоаппараты с одной выдержкой (обычно 1/100 секунды), простейшей экспозиционной автоматикой (изменялась только диафрагма), слабенькой вспышкой и отвратительного качества пластмассовыми линзами. Стоил такой фотоаппарат порядка 25-50 долларов. Выпускался десятками азиатских компаний и миллионами штук. Объяснить пристрастия массового потребителя только привлекательной ценой невозможно, как, впрочем, и назвать эту пластмассовую ерунду фотоаппаратом.

Камерофоны


Тогда, может… и называть не стоит? Камерофон, во всяком случае, массовые модели с сенсорами небольшого разрешения, фикс-фокусной (то есть не зуммируемой, с постоянным фокусным расстоянием) и без автоматической фокусировки оптикой, это не фотоаппарат. Это та самая «мыльница» которая умела снимать лишь в условиях стандартного освещения (правда, там качество снимка вытаскивала плёнка, сенсорам же, физические размеры которых ничтожны, этого не по силам). И нужна была только для бытовых снимков, в которых важны были два критерия – «чтобы было резко» и «чтобы все уместились». По сути, это фоторегистратор событий, записная фотокнижка, фиксатор образов. Пытаться заниматься творчеством с этой техникой не имеет смысла. Старая всеми забытая «Смена» за 15 советских рублей умела больше, чем современные камерофоны. Но «Смена» была хоть и простым, но фотоаппаратом. А это, как мы уже заметили, фоторегистратор.

Получается, что функциональность камерофона и цифрового фотоаппарата не пересекаются. Это два разных класса съёмочной техники. Телефон со встроенным фотомодулем предназначен для получения электронных снимков, которые не приходится переводить на бумагу (хотя, в случае необходимости препятствий тому нет – кроме, собственно, качества отпечатка). Камерофон техника постоянного и повсеместного использования, фотоаппарат (если говорить о нечасто снимающем фотолюбителе, какими большинство из нас и является) техника эпизодического и зачастую нерегулярного применения. Едем на природу, на экскурсию, в отпуск – берём с собой компактную цифровую камеру. Едем на работу или просто идём куда-то по делам – при нас всегда камерофон, который и средство мобильной связи, и очень удобный простой фотоаппарат.

И всё становится на свои места. Их просто не следует сравнивать. Это цифровые машинки, которые существуют параллельно, служат нам в разных ситуациях и предназначены для достижения различных целей. Обе умеют снимать, другой вопрос – как и что. Камерофоном не сделаешь хороший портрет, пейзаж, натюрморт. Он бесполезен в любой жанровой съемке. Но он в кармане, а не в кофре или в сумке. В конце концов, полноценный фотоаппарат не умеет звонить, на нём не сыграешь в «бегалки-прыгалки», не почитаешь книжку, не напомнишь самому себе о каком-либо событии. Зато это настоящая камера, которая умеет фотографировать и делает это превосходно…

Можно возразить – а как же замечательные камерофоны от Sony Ericsson? Новые Walkman, которые не только телефоны и камерофоны, но ещё и великолепные плееры? Да, сенсор в 2 мегапикселя и качественная (но всё же… пластмассовая?) оптика, автофокус и яркий дисплей, который служит по совместительству и очень неплохим видоискателем – это впечатляет. Недаром все восхищаются качеством снимков Sony Ericsson K750. Но… вы уверены, что этот камерофон снимает лучше, чем «древний» Lumix DMC-LC20 или старенькая камера от той же Sony? На деле – нет. Восхищение вызывает превосходство новых камерофонов по сравнению с их предшественниками. «Настоящие» фотоаппараты пока в этом соревновании выигрывают. Даже новейшие модели с 3-мегапиксельными сенсорами и ксеноновыми (не светодиодными, а «честными» импульсными) вспышками по качеству снимков только приближаются к цифровым камерам со схожими характеристиками. Хотя, сравнивать новейший камерофон со старым фотоаппаратом уже можно. Стартовая планка, действительно, ползёт всё выше, а техника становится всё совершенней.

Камерофоны


И всё же вряд ли когда-нибудь камерофоны догонят цифровые фотоаппараты именно по своей фотографической составляющей. Да, разрешение сенсоров будет расти, но остаётся ещё и физический размер. Сенсор размером в почтовую марку в телефоне попросту не уместится, как не уместится зум с моторным приводом, мощная вспышка и многозонный экспозиционный автомат. Другое дело, что камерофоны неизбежно будут поджимать снизу нишу дешёвых цифровых «мыльниц». И вскоре мы получим 200-долларовую камеру с 10-мегапиксельным сенсором, ручными режимами и настолько развитой автоматикой, что желать большего не слишком увлечённому фотографией любителю не придётся. И выбирать новый фотоаппарат мы будем, скорее всего, по достоинствам оптики (если, конечно, купимся на эти… мегапиксели). Что же касается телефонов… То скоро, очень скоро бумажные отпечатки телефонных снимков не будут вызывать ни малейшего раздражения. Впрочем, уже не вызывают – если выбрать тот же Sony Ericsson K750 или один из «свежих» смартфонов от Nokia. Нет это ещё не фотоаппараты. Но уже – истинные камерофоны.

Николай Надеждин, Mobiset.ru
Фото к статье: ресурс mobile-review.com
Материал предоставлен: Mobiset.Ru - всё о мобильных телефонах
Автор: Николай Надеждин

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru