Категории каталога
Каталог / Это интересно / Назад в будущее / Ретробудущее Бела Геддеса. Путь к обтекаемости

Ретробудущее Бела Геддеса. Путь к обтекаемости

Прежде всего: рассматривая проекты Нормана Бела Геддеса (Norman Bel Geddes) нестерпимо хочется издавать удивлённые возгласы, содержание которых выходит за границы нормативной лексики. Как человек мог придумать такое в, мягко говоря, не лучшее для своей страны время?!

Сейчас о работах Геддеса пишут, что мечты о будущем отражаются в них до сих пор, а около 60 лет назад говорили так: безответственные, иррациональные, расточительные и неэффективные.

Потому как в подобных исторических случаях принято начинать с биографии, даём краткие сведения:

На Земле Геддес прожил ровно 65 лет — с 1893-го по 1958-й. За это время он успел стать театральным осветителем и художником-постановщиком, писателем, изобретателем и промышленным дизайнером.

Значки видевших будущее выглядели так (фото sjsu.edu).

Значки видевших будущее выглядели так (фото sjsu.edu).
Родился Норман в богатой семье в Мичигане. Как говорится, ничто не предвещало, но когда будущему дизайнеру было семь лет, его отец разорился и спился насмерть. Не слишком-то счастливое из-за бедности вышло детство — оно было прожито в постоянных разъездах вместе с матерью и младшим братом.

Впрочем, это не помешало Норману полюбить рисование, и данное увлечение, к счастью, матерью поощрялось. Когда в 9 классе Геддеса выперли из школы, знакомый с его художествами карикатурист помог поступить в Кливлендский институт искусств (Cleveland Institute of Art).

Потом Норман недолго посещал Чикагский художественный институт (Chicago Art Institute), после чего решил с обучением завязать. Ещё бы — у него появились другие интересы.

Фрагмент макета города будущего "Futurama". Был представлен в павильоне General Motors на New York World

Фрагмент макета города будущего "Futurama". Был представлен в павильоне General Motors на New York World's Fair — Международной ярмарке в Нью-Йорке. По словам очевидцев, даже автомобильчики по улицам ездили (фото historyproject.ucdavis.edu).

Вначале молодого человека крепко захватило сценическое освещение. В то время оно использовалось, по сути, только для того, чтобы актёров было видно зрителям. Без особых выкрутасов.

Геддес же решил поэкспериментировать, располагая источники света на разных уровнях, позволяя разноцветным прожекторам смешивать цвета. Теперь-то всё это на каждом шагу, а тогда его идеи либо отвергали, либо начисто игнорировали.

Этот человек показал будущее едва отошедшим от Великой депрессии американцам (фото sts.stanford.edu).

Этот человек показал будущее едва отошедшим от Великой депрессии американцам (фото sts.stanford.edu).
Потребовалось несколько лет для того, чтобы приняли геддесовские предложения, которые, кстати, касались не только освещения.

В общем, приняли, воплотили и похвалили. Всего же на счету Геддеса более 200 театральных работ.

Один из наиболее успешных его бродвейских проектов — "The Miracle".

Под эту постановку Геддесу отдали на растерзание нью-йоркский Century Theatre, который он основательно распотрошил, превратив театр в собор.

Вдобавок ко всему он выкинул все кресла и установил скамейки, чтобы зрители чувствовали себя участниками действа.

В 1926 году Геддес завязывает с театром и переключается на промышленный дизайн, используя концепцию "форма следует за функцией" ("form follows function") и термин "Streamlining" — обтекаемость.

Он берёт обыденные вещи и устройства, а затем, чтобы глаз радовался, меняет их геометрические формы, сглаживает все углы, используя в больших количествах стекло и хром. Это было воплощением мечты Геддеса о совершенной аэродинамике.

Самая известная книга Геддеса называется "Горизонты" ("Horizons"). Говорят, большая нынче редкость, но те, кто читал, до сих пор под впечатлением (фото obelix.polito.it).

Самая известная книга Геддеса называется "Горизонты" ("Horizons"). Говорят, большая нынче редкость, но те, кто читал, до сих пор под впечатлением (фото obelix.polito.it).
Дальше — самое интересное. Пока Америка погружается в Великую депрессию (1929-1933 годы), Норман Бел Геддес начинает разрабатывать автомобили, автобусы, самолёты, суда и поезда.

А также шейкеры для коктейлей, печки, радиоприёмники, предметы интерьера, фабрики, рестораны, театры плавающие дворцы и города будущего.

Всё это выглядело совершенно невероятно — по тем временам не было ничего таких форм и размеров.

Но кое-что большинство дизайнерских наработок всё же объединяет. Это та самая обтекаемость — стремительная каплевидная внешность.

Говорят, Геддес вдохновлялся формой рыб. Так оно, наверное, и было, но на рыб его творения не слишком-то походят.

Надо сказать, дизайнер из Мичигана не боялся романтизма и гигантизма: если авиалайнер, то девятиэтажный, если корабль, то "Титаник", если ресторан, то в аквариуме под водопадом, ну а если макет города будущего, то это действующий макет города будущего.

8-колёсный каплевидный автомобиль, запатентованный Геддесом в 1934 году. Напоминает Dymaxion Car, о которой мы как-то писали, что неудивительно, ведь Геддес дружил с её создателем. Об этом и других автомобилях в следующей части (фото treasures.utexas.edu).

8-колёсный каплевидный автомобиль, запатентованный Геддесом в 1934 году. Напоминает Dymaxion Car, о которой мы как-то писали, что неудивительно, ведь Геддес дружил с её создателем. Об этом и других автомобилях в следующей части (фото treasures.utexas.edu).

Как ни странно, своим проектам Геддес не давал имён — только номера, причём, судя по всему, не порядковые: авиалайнер №4, автомобиль №8, автобус №2 и так далее. В следующей серии мы постараемся подробно разобраться с каждым из проектов.

Что, опять на самом интересном месте? Ну, так продолжение следует.

Материал предоставлен: membrana

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru