Категории каталога
Каталог / Архитектура / Дома / Градостроительный кодекс – строим по-новому

Градостроительный кодекс – строим по-новому

  Карикатура: Виктор ПлатуновГрадостроительный кодекс РФ регулирует отношения по градостроительному зонированию, планировке территории и разграничивает сферы ведения различных органов власти в вопросах градостроительной деятельности.

В статье 27 Градкодекса теперь определен порядок взаимодействия органов власти. Федеральные органы исполнительной власти могут взаимодействовать с соответствующими органами субъектов РФ, которые в свою очередь могут вести диалог не только с "федералами", но и с муниципальными органами, а также между собой. Местные органы власти могут сотрудничать с органами власти субъектов РФ и между собой. То есть невозможен лишь непосредственный диалог муниципальных и федеральных властей: слишком разные уровни, слишком разные задачи.

Инициатива совместной подготовки документов может принадлежать любому потенциальному участнику обсуждения. Несмотря на различный статус органов власти, комиссия по совместной подготовке документов должна быть создана на условиях равного участия (представительства).

Основой территориального планирования являются генеральные планы. Кодекс предусматривает публичные слушания по проектам генпланов в каждом населенном пункте.

Каждому метру – свое назначение

Появился такой вид градостроительной деятельности, как территориальное планирование, определяющее назначение тех или иных земель (лесной и водный фонд, оборона, энергетика). Территориальное планирование осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Оно напрямую зависит от компетенции властей и принадлежности соответствующих территорий.

Еще одним видом градостроительной деятельности является установление границ муниципальных образований (градостроительное зонирование). Эти границы могут устанавливаться по ряду объектов, в том числе по линиям магистралей, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; границам земельных участков или населенных пунктов; естественным границам природных объектов и т. д.

Вместе с тем границы зон с особыми условиями использования (санитарно-защитные, водоохранные, охраны памятников и т. д.) могут не совпадать с границами территориальных зон. Таким образом, при разных основаниях формирования тех или иных территорий на одном пространстве может быть сформировано несколько абсолютно разных зон.

В процессе градостроительного зонирования возможно определение жилых, общественно-деловых, производственных и иных зон. Причем указанные территории могут быть включены в состав зон, находящихся в черте населенных пунктов. В составе любой зоны могут быть выделены территории специального назначения (военные объекты, базы, кладбища и т. д.).

Возможности использования территорий определенной категории ограничиваются градостроительными регламентами. Законодательством установлено большое количество случаев, когда градостроительные регламенты не действуют. В частности, их действие не распространяется на территории общего пользования (площади, улицы, бульвары и т. д.), объекты культурного наследия, сельхозугодья, а также объекты водного и лесного фондов.

Проектировщику на заметку

К градостроительной деятельности относится и архитектурно-строительное проектирование. Еще до создания проектной документации необходимо провести инженерные изыскания для изучения всего комплекса условий. После получения результатов исследований и подготовки проектной документации проходят государственную экспертизу, основная функция которой – проверка соответствия проектной документации действующему законодательству. Если все документы в порядке, застройщик получает разрешение на строительство.

При возведении, капитальном ремонте или реконструкции объекта застройщик обязан подготовить земельный участок, все имеющиеся документы и сам объект. В случае приостановления или прекращения строительства застройщик обязан обеспечить консервацию объекта.

За строительством ведется двойное наблюдение. Застройщик сам обязан осуществлять строительный контроль и о каждом ЧП незамедлительно сообщать органам стройнадзора, которые являются вторыми наблюдателями. После возведения объекта застройщик обязан получить разрешение на его ввод в эксплуатацию, для чего надо обратиться с соответствующим заявлением в орган, выдавший разрешение на строительство.

Кстати:

С 1 января 2007 года законом № 232-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс, затрагивающие деятельность строительных компаний и предприятий, которые ведут строительство собственными силами (хозяйственным способом). В целом, изменения направлены на усиление государственного контроля за строительным сегментом и ужесточение ответственности субъектов градостроительной деятельности. Внесенные изменения фактически упраздняют необходимость ряда экспертиз (государственная экологическая, историко-культурная, энергетическая и т. д., которые надо было проводить в различных ведомствах) и согласований при возведении недвижимости. Вместо них вводится единая государственная экспертиза проектной документации.

Публикация подготовлена по материалам сайтов www.m-2.ru, www.klerk.ru

 и информационного отдела журнала "СтройБизнесМаркет".

Материал предоставлен: СтройБизнесМаркет
Автор: Денис Яшугин

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru