Категории каталога
Каталог / Дом и семья / Интерьер / Дизайн. Стили / Проблема в кубе: Венеция отвергла чёрный ящик

Проблема в кубе: Венеция отвергла чёрный ящик

36-летний Грегор Шнайдер (Gregor Schneider) считает, что стал жертвой цензуры — подготовил отличную работу для 51-й Венецианской биеннале (La Biennale di Venezia), хотел установить на площади Святого Марка гигантский чёрный куб, а ему – бац – и необоснованно отказали.

Проект "Cube Venice 2005" художник вынашивал в течение последних двух лет. Говорит, что первоначально был вдохновлён своим другом — тунисским инженером, мусульманином. "Я был восхищён силой, которую он получает от своей религии, — объясняет Шнайдер. — Также меня очаровало это здание, Кааба в Мекке".

Тут следует пояснить: "это здание" — главная святыня мусульманского мира и место паломничества. Храм Кааба имеет форму куба. В одной из его наружных стен, у восточного угла, находится ниша с "Чёрным камнем".

Так, по замыслу немецкого художника, выглядела бы площадь Святого Марка во время биеннале (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).

Так, по замыслу немецкого художника, выглядела бы площадь Святого Марка во время биеннале (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).
Шнайдер всё это знает и утверждает, что провёл серьёзное исследование, прежде чем взяться за реконструкцию Каабы: "Мы плотно общались с представителями крупнейшей в Германии мусульманской организации, ездили в Саудовскую Аравию, чтобы встретиться с муфтиями и имамами. Все они говорили мне одно и то же: в реконструкции Каабы нет ничего оскорбительного для мусульман. В Коране нет ничего, запрещающего это".

Правда, позже художник подкорректировал оригинальную идею и начал называть проект "абстрактным кубом". Такое описание устроило организаторов биеннале, и Шнайдер получил приглашение поучаствовать в выставке, проходящей с 12 июня по 6 ноября.

Но строительные леса, покрытые чёрной тканью, на венецианской площади так и не выросли. Проект представлен лишь коротким видеороликом, который зрители могут увидеть в Arsenale, бывшей верфи, ныне предоставляющей кров половине участников биеннале.

Кааба, по мнению критиков, неподходящий источник вдохновения для современных художников (фото University of North Florida/Paul Halsall).

Кааба, по мнению критиков, неподходящий источник вдохновения для современных художников (фото University of North Florida/Paul Halsall).
Согласно тексту на экране, написанному самим художником, работа была отклонена по "политическим причинам", "вопреки пожеланиям кураторов".

Однако президент La Biennale Давид Крофф (Davide Croff), выступая на пресс-конференции, слова Шнайдера опроверг, заявив, что "монтаж куба был блокирован городскими властями, а не организаторами выставки. Это не было политическим решением. Это нужно было сделать, чтобы избежать проблем со здоровьем и безопасностью".

Художник в ответ настаивает, что предложенная им инсталляция отвечает всем требованиям безопасности: "Я строил дом в немецком павильоне, награждённый на биеннале-2001. Я знаю, как сделать ту или иную структуру безопасной".

Это и есть Грегор Шнайдер. Другие его проекты какие-то мрачные (фото с сайта the-artists.org).

Это и есть Грегор Шнайдер. Другие его проекты какие-то мрачные (фото с сайта the-artists.org).
Кроме того, Шнайдер говорит, что обсуждал проект с городскими властями и был готов пересмотреть буквально всё: размер куба, материалы и даже его местоположение: "Я был готов установить его в любом квартале Венеции".

Получивший отказ за 6 месяцев до открытия выставки художник не скрывает сожаления: "Cube Venice 2005" является диалогом между религиями. Если бы куб был установлен, это позволило бы христианам увидеть структуру, вдохновлённую местом, которое они не могут посетить".

Почему же проект был отклонён?

Под давлением прессы организаторы биеннале признались — власти Венеции отказались от проекта, так как "боялись, что это могло оскорбить религиозные чувства исламского сообщества и блокировать обзор части площади". Решение города поддержало министерство культуры в Риме.

Представители городской архитектуры в приватных беседах сказали, что запрет был наложен, "чтобы не сделать Венецию уязвимой для террористических атак".

"Шнайдер безнадёжно наивен, — сообщил на условиях анонимности американский куратор выставки, — его намерение, возможно, состояло в том, чтобы призвать к диалогу, но он не учёл реакции радикально настроенных мусульман. У этого проекта никогда не было никаких шансов на реализацию".

Интересно, чем бы перед кубом такая толпа людей занималась ночью (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).

Интересно, чем бы перед кубом такая толпа людей занималась ночью (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).
"Использование самого святого места ислама для создания произведения искусства наводит на неприятные мысли, — говорит директор выставок лондонского Института современного искусства (ICA) Дженс Хоффман (Jens Hoffmann). — Шнайдер, очевидно, видел в этом возможность для встречи и диалога между Западом и Востоком во время конфликта. Интересно, а видел ли в этом то же самое исламский мир?"

Между тем, автор "Cube Venice 2005" даже не смог должным образом представить своё творение в каталоге биеннале, хотя отправил редактору все необходимые материалы. Вместо изображения и описания куба в брошюре — шесть абсолютно чёрных страниц.

Казалось бы, куб как куб. А поставить побоялись (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).

Казалось бы, куб как куб. А поставить побоялись (изображение с сайта KonradFischerGalerie.de).
Дело в том, что, узнав об отказе городских властей, редактор каталога попросил Шнайдера предоставить для публикации лишь "короткий текст". Художник почувствовал, что такая "презентация" проекта не годится, и захотел разместить в каталоге свою переписку с организаторами выставки, в которой упоминаются "политические причины".

Редактор отказал по "причинам конфиденциальности", предложив опубликовать "критический текст или заявление художника". Шнайдер в ответ попросил, чтобы изображения куба были размещены в каталоге со штампом "политическая цензура". Просьба была отклонена. Шесть чёрных страниц стали последним компромиссом.

На этом история, впрочем, не заканчивается. Один из кураторов биеннале Роза Мартинез (Rosa Martinez) до сих пор называет куб "ориентиром в современном искусстве и в эстетических, и концептуальных терминах". Она решительно заявляет, что проект должен быть понят и претворён в жизнь, хотя и не может сказать, где это может быть сделано.

Шнайдер, со своей стороны, всё ещё надеется найти город, который примет его куб.

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru