Категории каталога
Каталог / Дом и семья / Интерьер / Дизайн. Стили / Яркий мексиканец режет лучами небо и вскрывает тени пешеходов

Яркий мексиканец режет лучами небо и вскрывает тени пешеходов

Однако знакомьтесь: Рафаэль Лозано-Хеммер (Rafael Lozano-Hemmer). Родился в Мехико в 1967 году. Степень бакалавра наук, заметим, в области физической химии он получил 1989-м, в университете Конкордии (Concordia University), что в канадском Монреале. С начала 1990-х Лозано-Хеммер, называя себя электронным художником, создаёт крупномасштабные интерактивные сооружения в общественных местах, для которых обычно применяет новейшие технологии и изготовленные на заказ интерфейсы.

Используя робототехнику, проекции, звук, свет, Интернет и сотовую связь, разнообразные датчики и другие устройства, Рафаэль делает "временные антипамятники для агентства инопланетян" ("temporary antimonuments for alien agency"), которые, впрочем, благодарно принимают и земляне.

В отличие от своего тёзки, итальянского живописца и архитектора, Лозано-Хеммер не пользуется красками. У него есть другие изобразительные средства (фото Rafael Lozano-Hemmer).

В отличие от своего тёзки, итальянского живописца и архитектора, Лозано-Хеммер не пользуется красками. У него есть другие изобразительные средства (фото Rafael Lozano-Hemmer).
Его работы видели жители Мексики, Голландии, Франции, Японии, Швейцарии, Австралии, Великобритании, Китая, Бразилии, Турции, Испании, Кубы, Австрии, Германии, Канады и США. Неудивительно, что за свою карьеру Лозано-Хеммер нахватал массу наград, кроме того, является желанным гостем на симпозиумах и конференциях, в общем, короче говоря, перед нами — признанный гений, о котором в России очень мало кто знает (в Рунете сейчас на его имя предлагаются две ссылки: одна на наш же стоп-кадр, а вторая не работает).

Исправляем сие недоразумение. Надо сказать, что у Лозано-Хеммера немало заслуживающих внимания проектов (полный список здесь), но уложить описания даже большинства из них в рамках одной статьи невозможно, поэтому мы ограничимся самыми, как нам кажется, зрелищными.

К таковым несомненно принадлежит серия "Относительная архитектура" (Relational Architecture), третий проект из которой называется "Ответ на позиционирование ужаса" (Re:Positioning Fear) и был показан в 1997 году на бьеннале в австрийском Граце.

Надписи внутри теней, вертикально идущие снизу вверх — это чат в реальном времени (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Надписи внутри теней, вертикально идущие снизу вверх — это чат в реальном времени (фото Rafael Lozano-Hemmer).
Инсталляция, основанная на этой фреске из местного собора, была развёрнута во внутреннем дворе одного из наибольших военных арсеналов Европы.

На стену 350-летнего Landeszeughaus, ставшую экраном 15 x 20 метров, проецировались гигантские тени прохожих (благодаря технике, кстати, издававшие звуки) и тексты из чата с участием 30 художников и теоретиков из 17 стран, обсуждающих "страхи современников" на сайте проекта.

Всё вместе это, к тому же, демонстрировало три средневековых страха жителей Граца: нашествие саранчи (нанёсшее удар в 1477 году), Чёрную Смерть (Black Death — эпидемию, к счастью, миновавшую горожан) и падение города перед турецким захватчикам (чего тоже никогда не было).

Вот ведь какая неразбериха! "Кино тела" в действии (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Вот ведь какая неразбериха! "Кино тела" в действии (фото Rafael Lozano-Hemmer).
К гигантским теням Лозано-Хеммер вернулся в 2001 году, использовав их в шестом проекте "Относительной архитектуры" Body Movies — "Кино тела". Действие происходило на площади в Роттердаме, а впоследствии ещё в 4 городах.

Тысячи фотографий-портретов людей, сделанных на улицах, проецировались на стену, но только в пределах теней прохожих, силуэты которых в высоту достигали от 2 до 25 метров, в зависимости от того, как далеко люди проходили от мощных источников света, размещённых на площади.

Инсталляция Under Scan имела у британцев не очень-то шумный, но успех (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Инсталляция Under Scan имела у британцев не очень-то шумный, но успех (фото Rafael Lozano-Hemmer).
Ну а наиболее масштабным проектом с использованием человеческих теней Рафаэля стал Under Scan, самая большая в мире интерактивная видео-арт-установка, с ноября 2005-го по март 2006-го превратившая пять британских городов — Линкольн, Лестер, Нортгемптон, Дерби и Ноттингем — в огромную "теневую игру".

В каждом из городов было выбрано открытое пространство площадью примерно в 1,5 тысячи квадратных метров, например, университетский городок или рынок.

К сожалению, снимок не передаёт всего. Увидеть внутри своей тени чужака — это одно, а вот движущегося чужака — другое (фото Rafael Lozano-Hemmer).

К сожалению, снимок не передаёт всего. Увидеть внутри своей тени чужака — это одно, а вот движущегося чужака — другое (фото Rafael Lozano-Hemmer).
Команда Лозано-Хеммера заготовила 1 тысячу интерактивных видео-портретов (коротких роликов) случайно отобранных людей. Изначально эти цветные (что важно) портреты для прохожих были невидимы, поскольку площадь заливал белый свет от "самого мощного в мире прожектора". А в буквальном смысле оживали видео-портреты в пределах теней пешеходов и, как пишет Рафаэль, "давали начало интересному диапазону взаимодействий".

В Under Scan была задействована куча оборудования: вышеупомянутый прожектор, 14 проекторов по трём сторонам периметра плюс отслеживающая движения прохожих камера и, конечно же, мощные компьютеры. Но получилось круто – откуда ни возьмись, в чёрной тени пешехода появлялся другой "цветной человек", смотрел на него, махал руками, поворачивался и так далее.

Vectorial Elevation в испанском городе Витория. Потрясающе (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Vectorial Elevation в испанском городе Витория. Потрясающе (фото Rafael Lozano-Hemmer).
Теперь пришло время рассказать о роли прожекторов в творчестве Рафаэля. Проект "Векторное возвышение" (Vectorial Elevation) первоначально был предназначен для празднования Миллениума в Мехико. Тогда в двухнедельный период больше 800 тысяч человек из 89 стран посетили сайт проекта, чтобы с помощью программы, демонстрирующей виртуальную модель центральной площади, построить в небе световые скульптуры из лучей 18 прожекторов, которые (скульптуры) были видны на расстоянии 15 километров.

За 14 дней пользователи предложили примерно 3,5 миллиона своих файлов-проектов. И создания отдельных творцов сменяли друг друга в небе с интервалом в восемь секунд, а само шоу можно было увидеть там же, в Интернете, посредством сети вебкамер.

То же "Векторное возвышение", только в Мехико (фото Rafael Lozano-Hemmer).

То же "Векторное возвышение", только в Мехико (фото Rafael Lozano-Hemmer).
В 2002 году аналогичная акция прошла в испанском городе Витория (Vitoria-Gasteiz), и 300 тысяч человек из 63 стран с радостью приняли в ней участие. Повтор "Возвышения" во французском Лионе собрал 600 тысяч, а в ирландском Дублине 520 тысяч человек.

О том, как сильно выглядело это "светопреДставление" четвёртой фазы "Относительной архитектуры", вы можете судить по фотографиям. Неудивительно, что в конце 2003 года Лозано-Хеммер решил развить успех Vectorial Elevation, правда, под другим названием и иными правилами игры.

На снимке справа вышка, с которой лупит прожектор. Всего их два десятка (фото Rafael Lozano-Hemmer).

На снимке справа вышка, с которой лупит прожектор. Всего их два десятка (фото Rafael Lozano-Hemmer).
Инсталляция "Амодальное подвешивание" (Amodal Suspension) была создана специально к открытию нового Центра искусств и медиа Ямагачи (Yamaguchi Center for Arts and Media — YCAM).

С 1 по 24 ноября 2003-го японцы могли использовать сайт проекта, чтобы отправить короткие текстовые сообщения друг другу, используя сотовый телефон или браузер. Однако, вместо обычной прямой пересылки, SMS проходили на сайте через компьютерную программу, которая преобразовывала их в подобие азбуки Морзе, а впоследствии — в уникальные последовательности вспышек 20 прожекторов, под разными углами направляемых электроникой в небо вокруг центра YCAM.

Интересно, что подумали люди, не знающие об опытах Рафаэля, когда увидели эти лучи на расстоянии 15 км. Воздушная тревога? (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Интересно, что подумали люди, не знающие об опытах Рафаэля, когда увидели эти лучи на расстоянии 15 км. Воздушная тревога? (фото Rafael Lozano-Hemmer).
О том, что сообщение появилось в воздухе, адресат узнавал по электронной почте, и чтобы прочесть "написанный" прожекторами текст, ему нужно было опять-таки зайти на сайт проекта. Правда, чтобы передать иронию глобализации, SMS с японского на английский переводила программа-переводчик, что давало неточные, но забавные результаты.

Как только участник прочитывал сообщение, оно исчезало с неба и кратко показывалось на фасаде центра YCAM. 400 тысяч человек из 94 стран с удовольствием занимались "Амодальным подвешиванием", отправив, в общей сложности, около 6,5 миллионов SMS.

Полторы сотни ламп реагируют на людей, точнее, на их присутствие и скорость ходьбы (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Полторы сотни ламп реагируют на людей, точнее, на их присутствие и скорость ходьбы (фото Rafael Lozano-Hemmer).
Ну а самый последний свой проект Рафаэль сделал для Бьеннале в Сиднее (Biennale of Sydney), завершившейся 27 августа. "Гомографии" (Homographies) — это 144 роботизированные флуоресцентные лампы, которыми управляют 7 компьютеризированных систем наблюдения. Когда люди проходят под лампами, последние поворачиваются на креплениях, создавая тем самым из света лабиринтообразные образцы, которые являются "дорожками" или "коридорами". Крайне необычно, затейливо и красиво получается.

И вообще, Рафаэль Лозано-Хеммер – очень интересный автор. Яркий. Согласитесь.

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru