Категории каталога
Каталог / Дом и семья / Интерьер / Дизайн. Стили / Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

"…Голос Петерсена: Что случилось? Макаров! Где я?
Макаров: Где ты? Я тебя не вижу!
Голос Петерсена: А ты где? Я тоже тебя не вижу!.. Что это за шары?
Макаров: Что же делать? Петерсен, ты слышишь меня?
Голос Петерсена: Слышу! Но что такое случилось? И что это за шары?
Макаров: Ты можешь двигаться?
Голос Петерсена: Макаров! Ты видишь эти шары?
Макаров: Какие шары?
Голос Петерсена: Пустите!.. Пустите меня!.. Макаров!..
(Тихо. Макаров стоит в ужасе, потом хватает книгу и раскрывает ее).
Макаров (читает): "…Постепенно человек утрачивает свою форму и становится шаром. И став шаром, человек утрачивает все свои желания"..."

Этот необычный диалог из рассказа Даниила Хармса приходит на ум, когда смотришь на просторный зал, от пола до потолка заполненный шарами. И не только потому, что непонятно, что это за шары. Но, пожалуй, ещё из-за того, что, глядя на них, можно и вправду полностью утратить все желания — лишь бы подольше смотреть на этот удивительный мир, будто составленный из атомов.

Установка "Атомного мира" заняла целых десять дней! Похоже, старания вполне окупились вниманием зрителей, и эта обширная пространственная скульптуры стала центром всей экспозиции (фото с сайта flickr.com).

Установка "Атомного мира" заняла целых десять дней! Похоже, старания вполне окупились вниманием зрителей, и эта обширная пространственная скульптуры стала центром всей экспозиции (фото с сайта flickr.com).
"Когда эта работа выставлялась в Мельбурне, я увидела одного парня, который подошёл к ней, сел напротив неё и так просидел два часа. После он опять вернулся к ней на следующий день, и на следующий", — рассказывает автор инсталляции Ника Саввас (Nike Savvas).
Изюминка инсталляции в том, что она непрерывно колеблется. Вот так (иллюстрация с сайта artgallery.nsw.gov.au).

Изюминка инсталляции в том, что она непрерывно колеблется. Вот так (иллюстрация с сайта artgallery.nsw.gov.au).
Скульптура состоит из 50 тысяч раскрашенных шариков, приделанных к леске, укреплённой на стенах. Для того, чтобы она "заработала", включают настенные вентиляторы, и вся конструкция начинает вибрировать.

Всё это удивительно, завораживающе и постоянно напоминает об атомах и кристаллических решетках… Кстати, инсталляция и называется "Атомный мир: полный любви, полный удивления" (Atomic: full of love, full of wonder).

Секрет этих подвешенных шариков, наверное, в том, что они необычно смотрятся с любого ракурса (фото с сайта flickr.com).

Секрет этих подвешенных шариков, наверное, в том, что они необычно смотрятся с любого ракурса (фото с сайта flickr.com).
По словам самой Ники, на такую работу её вдохновили картины французского живописца Жоржа Сёра (Georges Seurat), покрывавшего картины точками, из которых впоследствии складывался ландшафт.
У некоторых критиков есть предположение, что на создание "Атомного мира" Нику Саввас вдохновил не Сёра, а детский уголок из "IKEA" (фото с сайта ikea.com).

У некоторых критиков есть предположение, что на создание "Атомного мира" Нику Саввас вдохновил не Сёра, а детский уголок из "IKEA" (фото с сайта ikea.com).
"Сейчас я живу в Лондоне. И хотя приезжаю домой каждый год, я невероятно тоскую по австралийскому ландшафту, — сказала Ника, объясняя, что цвета слоёв шариков символизируют цвета природы, в частности, небо и красный песок. А вибрация должна напоминать дрожание горячего воздуха. — Чем больше стоишь перед инсталляцией, тем больше понимаешь это", — говорит художница.

Выставка "Приключения с формой и пространством" (Adventures with Form in Space), на которой это можно увидеть, проходит в эти дни в Австралии в Худоджественной галерее Нового Южного Уэльса (Art Gallery of New South Wales).

Некоторые другие произведения Ники Саввас. Вверху: инсталляции "Нечто искрящееся" и "Киноэкран". Внизу – световая инсталляция "Гимн" и картина "Улетай". Ну, в общем, всё понятно… (фото с сайтов artnet.com, roslynoxley9.com.au и evabreuerartdealer.com.au).

Некоторые другие произведения Ники Саввас. Вверху: инсталляции "Нечто искрящееся" и "Киноэкран". Внизу – световая инсталляция "Гимн" и картина "Улетай". Ну, в общем, всё понятно… (фото с сайтов artnet.com, roslynoxley9.com.au и evabreuerartdealer.com.au).
Она посвящена всяческим "изобретательствам", на которые готовы пойти современные художники, лишь бы поэкспериментировать с формой, цветом и пространством в своих скульптурах. Здесь собраны работы австралийских авторов, крайне абстрактные, выразительные и содержащие в себе самые разные художественные идеи.

Например, инсталляция, созданная Дамиано Бертоли (Damiano Bertoli) балансирует на границе между реалистичным и абстрактным искусством. Его скульптура под названием "Длящийся момент" (Continuous Moment) основывается на картине "Гибель "Надежды" во льдах" немецкого художника Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich). Она представляет собой некое подобие айсберга, но сделанного, разумеется, не изо льда, а из листов древесины и пластика, баллонов флуоресцентных ламп, ДСП и прочих предметов, где-то найденных, а после выкрашенных в белый.

"Длящийся момент" Дамиано Бертоли. Обломок флуоресцентной лампы, который можно разглядеть на нижнем снимке, наверное, символизирует корабль "Надежда" с картины Фридриха (фото с сайтов artgallery.nsw.gov.au и artdaily.com).

"Длящийся момент" Дамиано Бертоли. Обломок флуоресцентной лампы, который можно разглядеть на нижнем снимке, наверное, символизирует корабль "Надежда" с картины Фридриха (фото с сайтов artgallery.nsw.gov.au и artdaily.com).
Цель этой довольно схематичной работы в том, чтобы показать, что картина Фридриха тоже показывает реальность лишь приблизительно. В этом случае материалы выступают как бы сразу и сами по себе, и как что-то другое – всё будет зависеть от взгляда на них или освещения.
Картина Каспара Давида Фридриха "Гибель "Надежды" во льдах" (1823-1824) , вдохновившая на создание "Длящегося момента" (иллюстрация с сайта plattpartu.de).

Картина Каспара Давида Фридриха "Гибель "Надежды" во льдах" (1823-1824) , вдохновившая на создание "Длящегося момента" (иллюстрация с сайта plattpartu.de).
Вот только из-за чего господин Бертоли так невзлюбил (или, напротив, оказался большим почитателем) именно этой картины именно этого художника – он так и не признался.

Пара художников Клер Хили и Шон Кордейро (Claire Healy & Sean Cordeiro) представила работу, которая тоже оказалась неплохим экспериментом с формами и пространством. Их "Самохранилище" (Self Storage) в каталоге выставки назвали "криптореализм" – то есть, реализм, но загадочный, непонятный. На первый взгляд, не совсем ясно, почему.

Клер Хили и Шон Кордейро на фоне их "Самохранилища" (фото Edwina Pickles).

Клер Хили и Шон Кордейро на фоне их "Самохранилища" (фото Edwina Pickles).
Что же содержит в себе это хранилище? Как ни странно, море всякого барахла, которое художники выгребли из родительских гаражей и поместили в миниатюрный деревянный домик. Записи Фрэнка Синатры (Frank Sinatra), запчасти для компьютера, ящик пива, труба... Загадочно? Непонятно? То-то же.

Удивительно, но с формой и пространством удалось поразвлечься и Джонатану Джонсу (Jonathan Jones), сделавшему почти плоскую инсталляцию "Под эгидой: человек идёт в прошлое" (Under the Aegis: A man walks past): это просто-напросто лампы дневного света, укреплённые на стене. С формой – потому что расположение (по крайней мере, если верить замыслу автора) имитирует линии австралийского ландшафта и мотивы изобразительного орнамента аборигенов, а с пространством – потому что занимает это произведение искусства... 28 метров!

"Под эгидой" Джонатана Джонса – 28-метровая инсталляция встречает у входа на выставку (фото AFP).

"Под эгидой" Джонатана Джонса – 28-метровая инсталляция встречает у входа на выставку (фото AFP).
Хэни Арманиус (Hany Armanious) пошёл примерно по такому же пути. В зале, предоставленном для его работы, находятся странные предметы: швейная машинка, непонятная колонна, поддерживающая потолок и стоящая на футбольных мячах. А ещё, чтобы придать некую форму занятому пространству, по стенам и потолку проведена широкая полоса, состоящая из тонких линий, напоминающих то ли дорожки на виниловой пластинке, то ли слои в геологических отложениях.

И, конечно же, эта работа занимает целый зал. Кстати, как и почти все остальные. Ничего не поделаешь – работа над темой пространства требует пространства…

Инсталляция Хэни Арманиуса требует простора (фото Jenni Carter).

Инсталляция Хэни Арманиуса требует простора (фото Jenni Carter).
Куратор выставки Вэйн Танниклифф (Wayne Tunnicliffe) сказал, что, организуя её, он хотел расширить определение скульптуры. "Скульптура – это не только статуя на постаменте", — говорит он.

Поясняя название выставки, Вэйн добавил, что "оно призывает присоединиться к приключению – проще говоря, поэкспериментировать и придумать что-то новое".

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru