Категории каталога
Каталог / Дом и семья / Интерьер / Дизайн. Стили / Выставке золотых рыбок в блендерах кое-кто помешал

Выставке золотых рыбок в блендерах кое-кто помешал

Марко Эваристти (Marco Evaristti) – датский художник. Это один из современных искусников, которые не любят только лишь водить кисточкой по бумаге и холсту, а применяют в своём творчестве самые неожиданные объекты и материалы.

Марко использует не только необычные предметы, но и, мягко говоря, нестандартные действия. Например, жестокую кровопролитную резню.

Вообще, у самого художника не было намерений вытворять ничего брутального — просто он однажды дал возможность совершить нечто такое посетителям его выставки. Что же он сделал?

Есть подозрение, что спонсором инсталляции были производители этих самых блендеров. Однако эту мысль ничего не подтверждает (фото с сайта evaristti.com).

Есть подозрение, что спонсором инсталляции были производители этих самых блендеров. Однако эту мысль ничего не подтверждает (фото с сайта evaristti.com).
А ничего особенного. Взял десять блендеров, налил в них воды и запустил туда по золотой рыбке (конечно, имеется в виду не пушкинский мутант, а разновидность аквариумного карася Carassius auratus). Вот такую инсталляцию он придумал в 2000 году. А так как золотых рыбок раньше уже "заселяли" в нерабочую технику (в MacAquarium, например), Марко предложил куда более прогрессивный вариант: его блендеры самые настоящие и полнофункциональные.

А представив сие произведение на выставке в музее Trapholt (что в датском городе Колдинге), Эваристти даже включил их в розетки.

Нажать или не нажать? Есть всего один правильный ответ. Какой? (фото с сайта archives.cnn.com)

Нажать или не нажать? Есть всего один правильный ответ. Какой? (фото с сайта archives.cnn.com)
Ну а дальше вы догадались. Посетителю осталось либо включить, либо не включить блендер. Посмотрев на рыбёшек, плавающих в аппарате в угрожающей близости от лезвий, зрители, очевидно, слегка шокированные, спокойненько продолжали осмотр экспозиции, ничего особо не трогая.

Однако нашёлся человек, который решил воспользоваться своим "законным правом" нажать на кнопку. И нажал. Разумеется, рыбка – в лохмотья. Видимо, посетитель не ожидал такого эффекта. Вероятно, чудак подозревал, что рыба из настоящего золота и не очень пострадает. Но, похоже, результат ему очень понравился, и он решил его повторить. Как ни удивительно, но и вторую рыбку искромсало насмерть.

Несколько лет Марко выставлял отключенные блендеры с золотыми рыбками (фото malouette/flickr.com).

Несколько лет Марко выставлял отключенные блендеры с золотыми рыбками (фото malouette/flickr.com).
Почему этот "естествоиспытатель" остановился и не "доработал" всю инсталляцию, то есть не нажал ещё восемь раз – неизвестно. Но и эта пара нажатий всколыхнула часть датской общественности.

Первым делом крепко досталось директору музея Петеру Мейеру (Peter S. Meyer). Некая группировка "друзей природы", возмущённых до глубины души, после этого обратилась в полицию, заявив, что в своём "храме искусства" Петер практикует жестокое отношение к животным.

Блендерная инсталляция – всего лишь часть авторской экспозиции Эваристти под названием "HELENA", которая, в свою очередь, также была частью – выставки, где были произведения и других художников. В таком же варианте данная работа выставлялась раньше в Бразилии, Чили и Аргентине, где всё обошлось без проблем. В Дании, однако, отношение к аквариумным карасям почему-то оказалось более трепетным.

Искусство тоже иногда требует жертв. Увы, ей это можно объяснить только с помощью кнопки "on"… (фото с сайта evaristti.com).

Искусство тоже иногда требует жертв. Увы, ей это можно объяснить только с помощью кнопки "on"… (фото с сайта evaristti.com).
Ещё до инцидента полиция (по наущению "природоохранников") предупреждала организаторов о некой некорректности всех этих блендеров-аквариумов. Некоторые информационные агентства даже на радостях сообщили, что этим "полиция спасла золотых рыбок от блендеров на выставке". Однако не спасла – не успела.

После упомянутого инцидента дело дошло до суда. Господину Мейеру грозил небольшой штраф в $225 плюс некоторые другие мелкие неприятности.

И вот юристам пришлось зайти на непростую территорию современного искусства. Для начала они должны были изучить доводы самого художника.

Как утверждал Эваристти, инсталляция спрашивает зрителя "Хочешь ли ты убить?" для того, чтобы показать, что люди ответственны за выбор между чьей-то смертью или жизнью. К тому же, художник доказывал, что его работа демонстрирует зыбкость красоты. А ещё она проводит границу между существованием и ничем.

А это, так сказать, рекламный ролик фрикаделек частично состоящих из Эваристти. Кстати, в 1961 году художник-концептуалист Пьеро Манцони (Piero Manzoni) придумал продавать собственные испражнения в банках, честно подписывая их: "Дерьмо художника". Эти "шедевры" затем продавались по ценам в несколько десятков тысяч долларов. Эваристти признаётся, что именно этот шаг Манцони стал источником вдохновения для этих фрикаделек (анимация с сайта evaristti.com).

А это, так сказать, рекламный ролик фрикаделек частично состоящих из Эваристти. Кстати, в 1961 году художник-концептуалист Пьеро Манцони (Piero Manzoni) придумал продавать собственные испражнения в банках, честно подписывая их: "Дерьмо художника". Эти "шедевры" затем продавались по ценам в несколько десятков тысяч долларов. Эваристти признаётся, что именно этот шаг Манцони стал источником вдохновения для этих фрикаделек (анимация с сайта evaristti.com).
Оказавшись зажатым между такими непростыми метафизическими аргументами и парой литров кровавого рыбного супа, правосудие Колдинга всё-таки нашло выход. "Рыбки мучались? Они умерли сразу?" – спросили себя юристы. "Нет, не мучались. И умерли сразу", — ответили они сами себе. На этом дело и закрыли, никого не обвинив и не оштрафовав.

Но ситуация взбудоражила многих. Отголоски события докатились аж до Австралии, до "Центра этики святого Джеймса" (St James Ethics Centre). Комментируя эту историю, тамошние философы сказали, что, согласно максиме Иммануила Канта, мучить другого человека – всегда нехорошо. Но рыбка – она не совсем человек, поэтому Эваристти поступил не очень добро, хотя ни в чём не виноват – кроме как в том, что озадачил специалистов по этике новыми трудными вопросами.

Вообще, если что и приходит в голову Марко Эваристти, то это быстро заставляет болеть другие головы. Такой уж у него провокационный стиль работы. К примеру, через три года после "HELENA" художник устроил не менее эпатирующую выставку.

Она состояла из картин, написанных кровью ВИЧ-инфицированных наркоманов со смесью наркотиков, нелегально приобретённых Эваристти. А чтобы свести на нет проблемы с законом, художник смешал эти вещества (как объясняется — чтобы сделать их непригодными для употребления) со сливками и каким-то инсектицидом. Да уж…

Заметим, что кровища, всякие месива и прочее в произведениях Марко – дело нередкое. А однажды он вообще… Ой, вы кушаете? Отложите ненадолго вашу трапезу. А однажды он вообще попросил медиков сделал ему небольшую липосакцию, а на "добытом" собственном жире наделал фрикаделек – 48 экземпляров. Часть из них во время какого-то перформанса он съел сам, а часть законсервировал в банки по 10 штук. И пошёл этот "фастфуд", разумеется, на продажу – по $4 тысячи за баночку. Неслабо.

Первый день "ностальгически" повторённой выставки HELENA. Обратите внимание, вилки блендеров не включены в розетки. И это правильно – не начинать же скандал прямо на вернисаже! (фото Matthias Bildstein).

Первый день "ностальгически" повторённой выставки HELENA. Обратите внимание, вилки блендеров не включены в розетки. И это правильно – не начинать же скандал прямо на вернисаже! (фото Matthias Bildstein).
Многие из арт-изощрений нашего героя отличаются впечатляющими масштабами. Вот, в апреле 2004-го он зачем-то неподалёку от побережья Гренландии выкрасил целый айсберг – красной, разумеется, краской. Правда, эпатировать это могло только местных белых медведей, но и это неплохо. К счастью, шокированные медведи к правозащитникам решили не обращаться.

Но и даже Марко, такой необычной личности, свойственны самые что ни на есть обыкновенные переживания. Вот, в прошлом году на него вдруг накатила ностальгия. И он снова решил выставить рыб в блендерах. На сей раз в другом месте – в австрийском музее Kunstraum Dornbirn.

Директор музея Kunstraum Dornbirn Эккехард Бехтольд (Ekkehard Bechtold) на открытии выставки даже во время своей вступительной речи был на втором плане перед главной частью экспозиции (фото Matthias Bildstein).

Директор музея Kunstraum Dornbirn Эккехард Бехтольд (Ekkehard Bechtold) на открытии выставки даже во время своей вступительной речи был на втором плане перед главной частью экспозиции (фото Matthias Bildstein).
Кстати, после трагичной гибели тех двух рыб, Эваристти выставлял блендеры с карасями повторно. Но только они были выключены и на всякий случай находились на почтенном удалении от розеток, тем самым не провоцируя ни на какие эксперименты с теорией Иммануила Канта. А в Kunstraum Dornbirn блендеры снова были включены, а их кнопки ждали своих героев.

"Жать или не жать?" – таким шекспировским вопросом, должно быть, озадачились многие любители нео-арта, услышавшие о мероприятии. Однако никаких "триллеров" с нажатиями не было – вместо этого был "экшн" с похищением.

Наутро после вторжения "Команды "Золотая рыба" в выставочном зале что-то поменялось… (фото Matthias Bildstein).

Наутро после вторжения "Команды "Золотая рыба" в выставочном зале что-то поменялось… (фото Matthias Bildstein).
Открытие выставки прошло успешно. Поначалу всё, вроде бы, шло без проблем, и к выключателям никто не прикасался. Но вот однажды ночью неизвестные пробрались в здание музея.

Злоумышленники вытащили все десять рыб и забрали с собой. Украли, проще говоря. Затем они разгромили ненавистные блендеры вдребезги и смылись, не оставив никаких следов. Этот акт совершила некая группировка, назвавшая себя "Команда "Золотая рыба" (Das Goldfish-Kommando), поставившая целью спасение несчастных аквариумных жителей.

Кадр со спасательной операции Das Goldfish-Kommando (фото Matthias Bildstein).

Кадр со спасательной операции Das Goldfish-Kommando (фото Matthias Bildstein).
Главные члены "Золотой рыбы" – Маттиас Билдштейн (Matthias Bildstein) и Филипп Глац (Phillippe Glatz) – тоже австрийские художники. Это похищение для них оказалось очередным перформансом, о котором они поведали на своём сайте.

Впрочем, не исключено, что золотые рыбки могли убежать и сами, без посторонней помощи — а то ведь ходят тут всякие садисты… Однако ни музейная администрация, ни полиция, ни Эваристти такую версию не рассматривали.

"Золотая рыба" собрала золотых рыб в один блендер и вылила воду с ними в какой-то водоём. Ну, неужели не было соблазна нажать на кнопочку? (фото Matthias Bildstein).

"Золотая рыба" собрала золотых рыб в один блендер и вылила воду с ними в какой-то водоём. Ну, неужели не было соблазна нажать на кнопочку? (фото Matthias Bildstein).
Последний, кстати, очень опечалился, когда увидел разбитые блендеры. Впрочем, после того "рыбного" судебного разбирательства шестилетней давности он приобрёл немного другое мировоззрение (ну, там, философия, этика, Кант и прочее). Поэтому Марко понял, что случившееся не такое уж и горе.

Ведь, по замыслу, нужен был диалог с посетителями? Вот и получили диалог с посетителями! Марко так сильно обрадовался этой идее, что решил оставить свою разгромленную инсталляцию прямо в таком "обновлённом" виде – до завершения выставки разбитые блендеры так и валялись на столе и на полу. А заодно художник предложил считать побитые аппараты "символом разрушительной силы, таящейся за любым экстремизмом и фанатизмом".

Ещё один снимок Das Goldfish-Kommando. Эта "спасательная акция" была всего лишь перформансом, о котором, похоже, знал и Марко Эваристти (фото Matthias Bildstein).

Ещё один снимок Das Goldfish-Kommando. Эта "спасательная акция" была всего лишь перформансом, о котором, похоже, знал и Марко Эваристти (фото Matthias Bildstein).
Резонанс, причиной которого стали рыбы в блендерах, стал поводом как для размышлений, так и для разных шуток. А одни энтузиасты придумали даже интернет-версию таких рыбоблендеров, работоспособность которых вы можете попробовать. Однако прежде чем жать на кнопку, всё-таки задумайтесь на мгновение. Ведь, уничтожая рыб, приходится переходить грань между жизнью и смертью – пусть и вымышленную.

Да, рыбы могут быть и виртуальными, и настоящими. А иногда рыбка может оказаться вовсе и не рыбкой. Ну, мало ли… Поэтому на всякий случай помните: Иммануил Кант смотрит за вами. Всегда.

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru