Категории каталога
Каталог / Общество / Реклама и общество / Экспериментаторы изолировали людей в психической камере

Экспериментаторы изолировали людей в психической камере

Эта очень тихая, но жутковатая история началась в 1970 году. Два немецких психиатра — Ян Гросс (Jan Gross) и Петер Кемпе (Peter Kempe) решили провести небольшой, но очень важный эксперимент. Их проект был реализован на базе клиники в Эппендорфе (Universittsklinikum Hamburg-Eppendorf) при университете Гамбурга (Universitt Hamburg).

Эту разработку назвали Camera silens. Название можно перевести с латыни как "Беззвучная комната" или "Беззвучная камера". Она действительно "глухонемая": звукопоглощающий материал на стенах, полу, потолке изолирует все звуки, которые могут доноситься в помещение снаружи.

Специальная форма выступов из звукопоглощающего материала позволяет им дополнительно гасить акустические колебания (фото с сайта ok-centrum.at).

Специальная форма выступов из звукопоглощающего материала позволяет им дополнительно гасить акустические колебания (фото с сайта ok-centrum.at).
Конфигурация поверхности представляет собой множество призм, которые максимально поглощают акустические колебания, которые могут возникнуть внутри. Из-за этого в комнате — так же, как и на радиостанциях или в студиях аудиозаписи — практически нет эха. Кричать здесь можно хоть изо всех сил, но это будет то же самое, что голосить в пустоту…

Гросс и Кемпе стали проводить эксперименты, помещая испытуемых (участвовали как больные, так и здоровые люди) внутрь этого помещения. Цель опытов — "исследование социальной изоляции и сенсорной депривации".

"Слабое место", вносящее непозволительное разнообразие в интерьер, — дверь. Однако она предусмотрительно размещена позади испытуемого (фото с сайта robmoonen.nl).

"Слабое место", вносящее непозволительное разнообразие в интерьер, — дверь. Однако она предусмотрительно размещена позади испытуемого (фото с сайта robmoonen.nl).
Чем дольше человек остаётся внутри такой комнаты, тем сильнее воздействие изоляции на его психику. Итогом очень долгого нахождения в таком помещении, как правило, становятся различные искажения восприятия, приводящие, в конечном счёте, к галлюцинациям и прочим малоприятным эффектам.
Редкий кадр: монтаж "Беззвучной камеры" перед открытием одной из выставок в 2004 году (фото с сайта inberlin.nl).

Редкий кадр: монтаж "Беззвучной камеры" перед открытием одной из выставок в 2004 году (фото с сайта inberlin.nl).
Более того, эти условия подрывают не только психологически, но и физически, ведь психологические нарушения "расстраивают" также и вегетативную систему. Теоретически, "Комната" — идеальное средство для пыток, не оставляющих следов…

В экспериментах Гросса и Кемпе ничего страшного, однако, не было — опыты были непродолжительными и могли быть прерваны в любой момент по желанию испытуемого. Тем не менее, резонанс, который вызвала в обществе "Бесшумная комната", оказался довольно шумным. После многочисленных дискуссий, в ходе которых обсуждались упомянутые выше побочные эффекты, в 1973 году эксперименты пришлось приостановить.

И вот, в 1994 году — спустя двадцать с лишним лет после прекращения проекта "Беззвучной камеры" — за него вновь него взялась ещё одна пара деятелей.

Разобраться в художественных концепциях немца Олафа Арндта (слева) и голландца Монена (справа) нелегко. Однако в "Беззвучной комнате" их идеи как будто бы дополнили друг друга, и всё стало на свои места (фото с сайтов ifg-ulm.de и on1.zkm.de).

Разобраться в художественных концепциях немца Олафа Арндта (слева) и голландца Монена (справа) нелегко. Однако в "Беззвучной комнате" их идеи как будто бы дополнили друг друга, и всё стало на свои места (фото с сайтов ifg-ulm.de и on1.zkm.de).
На этот раз "Камерой" заинтересовались Олаф Арндт (Olaf Arndt) и Роб Монен (Rob Moonen) и сконструировали её заново. Зачем им это надо, и кто эти люди?

Олаф Арндт (родился в Германии в 1961 году) — художник. Он занимается современным искусством и особенно преуспел в жанре перформанса. В 1989 году вместе с группой единомышленников он даже создал целое творческое объединение под названием "Наблюдатель за операторами машин" (Beobachter der Bediener von Maschinen — BBM). Группа придумывает различные инсталляции и перформансы, главная тема которых — "Человеко-машинное общество".

Роб Монен (родился в 1958 году) живет и работает в Нидерландах. Занимается он примерно тем же, чем и Олаф — создаёт инсталляции, перформансы, которые, по словам Роба, "находятся в непосредственном взаимодействии со средой, в которой они созданы".

Несколько примитивная схема устройства Camera silens — и той, что была в 1970-х, и той, что существует теперь. Если хотите посмотреть на этот объект с разных сторон, то можете глянуть пару видеороликов: <a href="http://www.robmoonen.nl/1994/1994img/camerasilens/cs_260k.mov" target="_blank" title="Откроется в новом окне">этот</a> (файл MOV, 192 килобайта) и <a href="http://www.robmoonen.nl/2002/2002img/camera/camsil.mp4" target="_blank" title="Откроется в новом окне">этот</a> (файл MP4, 3,69 мегабайта) (иллюстрация с сайта medienkunstnetz.de).

Несколько примитивная схема устройства Camera silens — и той, что была в 1970-х, и той, что существует теперь. Если хотите посмотреть на этот объект с разных сторон, то можете глянуть пару видеороликов: этот (файл MOV, 192 килобайта) и var begunhyper_auto_colors = new Array(); begunhyper_auto_pad = 75164584; // идентификатор площадки (Эту цифру вы получаете от Бегуна) begunhyper_auto_colors[0]='#FF0000'; // цвет ссылки объявлений begunhyper_auto_colors[1]='#000000'; // цвет текста объявления begunhyper_auto_colors[2]='#A9A9A9'; // цвет домена объявления begunhyper_auto_colors[3]='#FFFFFF'; // цвет фона блока объявлений begun_hyper_limit=3;

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru