Категории каталога
Каталог / Мода и стиль / Это интересно / Столичную подземку будут строить на частные деньги

Столичную подземку будут строить на частные деньги

Во вторник на заседании городского правительства обсуждали план метростроения на ближайшие годы. По словам начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева, за это время темпы строительства должны выйти на уровень конца тридцатых, когда на прокладку метро не жалели средств. Деньги хотят найти в частных кошельках - сегодня заинтересованные инвесторы готовы спонсировать строительство новых станций метро в местах приложения их основных капиталов.

В настоящий момент средства на развитие московской метросети выделяются из столичного и федерального бюджетов. Об оплате "50 на 50", как было раньше, и речи не идет. По данным метрополитена, в лучшем случае от федералов достанется 11%, а то и меньше.

- Наши умельцы из Минфина на протяжении долгого времени все сокращали и сокращали свою часть. Досокращались до того, что платят менее 10%, - объясняет мэр Москвы Юрий Лужков. - А остальную часть оплачивает город. Такое разделение недопустимо.

В этом убежден и глава столичной подземки Дмитрий Гаев. По его словам, нынешний объем финансирования явно недостаточен для нормального развития подземки.

- Метро ежедневно перевозит 9 миллионов человек, хотя рассчитано только на 6 миллионов, - говорит он. - Сегодня 10 из 12 линий работают со сверхнормативной нагрузкой. Самые проблемные ветки: Таганско-Краснопресненская, Серпуховско-Тимирязевская, Калужско-Рижская и Замоскворецкая. При наличии денег мы можем относительно быстро решить эту проблему - благодаря новым технологиям можно открывать по нескольку новых станций в год. Уже сейчас, к примеру, эскалаторные проходы сооружаются не за 1,5-2 года, как раньше, а за 6 месяцев. Но без денег их все равно не построишь.

Пока идут долгие переговоры с держателями федерального бюджета, руководство столичной подземки ищет альтернативные способы финансирования. По данным "Известий", в ближайшие годы упор будет сделан на привлечение частных инвесторов. Опыт уже есть - впервые частные средства привлекли во время строительства второго выхода из станции метро "Маяковская". Земельный участок, отведенный под новый вестибюль метро, продали инвестору для строительства делового центра с обязательным условием, что часть денег пойдет на нужды возводимого объекта.

- По такому же принципу будут возводиться и некоторые другие станции, - говорит Гаев. - Так, торговый гигант "Крокус-Сити" заинтересован в том, чтобы в Мякининской пойме (на Митинской линии метро) появилась станция "Мякинино". В наших планах ее не было, но инвестор выделяет деньги, и в 2009 году мы ее откроем.

Кроме того, с одной крупной строительной компанией сейчас ведутся переговоры по финансированию строительства станции "Технопарк", которая может появиться на перегоне между "Автозаводской" и "Коломенской". Сегодня там осваивают громадную территорию под офисное строительство, а наличие там станции метро позволит продать и сдать в аренду офисы значительно дороже.

- Ходят слухи и о строительстве станции метро на "Золотом острове", который хотят превратить в оазис элитного жилья, - говорит главный архитектор метрополитена Николай Шумаков. - Даст инвестор деньги - будет станция. Хорошо это или плохо? Определенно могу сказать только одно, что хуже от ее появления городу не станет. Любая станция, построенная по просьбе и на деньги спонсоров даже в самом абсурдном месте, все равно улучшит транспортную ситуацию в городе в целом.

Закопать деньги в землю и получить прибыль

В странах с развитой рыночной экономикой метро давно стало сферой для долгосрочных инвестиций. В частности, деньги приходят по схеме BOT (от англ. - build, operate, transfer). То есть частная компания вкладывает средства в строительство линии метро, которая потом переходит в концессию. По завершении срока окупаемости (ориентировочно 20-40 лет) метро поступает на баланс города. Эта система была отработана на строительстве нью-йоркской подземки в начале прошлого века.

Схема BOT была доработана и прижилась в Японии, Малайзии и Гонконге. В этих странах городские власти разрабатывают единые стандарты, по которым действует метро. Частный инвестор вкладывает средства в строительство метро и берет на себя обязательства строить в соответствии с одобренным проектом, а впоследствии - осуществлять перевозки по установленным правилам. Взамен он получает в долгосрочную аренду земли вдоль линии метро и франшизу на обслуживание пассажиров. То есть метро в этих странах действует по тому же принципу, что и сетевые рестораны быстрого питания. В Сеуле и в Токио половина линий метрополитена построена на деньги акционерных обществ с участием частного капитала. В Лондоне по программе РРР - Рublic Рrivate Рartnership (частно-государственного партнерства) - практически вся инфраструктура передана частным инвесторам, а за государством осталась система управления.

Николай МорозовФинансовые известия

Версия для печати |Сделать закладку |Оформить подписку | Все статьи

Квартиры в Подмосковье от 37410 руб/кв.м., ЖК "Апрелевский". Началасьпродажа 2-й очереди. Ипотека, рассрочка >>

Дополнительные статьи по теме "Это интересно"

У молодца не без золотца

Золотой человек, золотое сердце, золотые рукиПочти в каждом языке есть устойчивые выражения, в которых то, чем говорящий дорожит и восхищается, сравнивается с золотом. А как быть, если закрались сомнения в подлинной ценности этого всеобщего эквивалента? Если вам вдруг показалось, что ваше изделие из золотане вполне золотое?

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru