Категории каталога

Технологии Роува

Карл Роув привнес в американские выборы необычайную циничность и жесткость. Битвы политиков в США никогда не проходили по джентльменским правилам, однако определенные приличия все-таки соблюдались. Победы Роува часто объясняются не тем, что он делал, а тем, как он это делал. Для Роува цель - победа его кандидата - всегда оправдывала средства. 

Гровер Норквист\Grover Norquist, глава общественной организации "Американцы за Налоговую Реформу"\Americans for Tax Reform, считает, что Карл Роув изменил историю США. Норквист приводит ряд фактов, доказывающих его утверждение. Во-первых, Роув превратил Техас из штата, который контролировали демократы, в республиканский штат. Во-вторых, в 2000 году он сделал Буша президентом США - Буш сперва выиграл праймериз у республиканского тяжеловеса Джона МакКейна\John McCain (ныне также участвует в гонке за Белый Дом), а потом у популярного вице-президента-демократа Эла Гора\Al Gore (традиционно, в США действующие вице-президенты имеют намного более высокие шансы на победу). В-третьих, республиканцы на несколько лет получили контроль над Конгрессом США\US Congress. В-четвертых, Буш победил и на выборах 2004 года, опередив демократа Джона Керри\John Kerry, ставшего кандидатом антибушевской оппозиции, причем он победил со значительным отрывом, несмотря на то, что в начале избирательной гонки его шансы оценивались крайне низко.

Билл Израел\Bill Israel, автор книги "Кража Реальности. Уроки Карла Роува."\Stealing Reality: The Rise of the Right, the Fracture of News, the Lessons of Karl Rove, отмечает, что Роув создал уникальную систему: действия президента Буша как внутри США, так и на международной арене часто служили одной цели - привлечения к нему симпатий определенных групп избирателей. Особенностью политической системы США является наличие так называемых "ключевых", "боевых" или "фиолетовых" штатов. Дело в том, что большинство избирателей практически во всех штатах США априори склонны поддерживать кандидата-республиканца или кандидата-демократа (то есть, на электоральных картах они окрашены в синий - демократический или красный - республиканский цвета: отсюда "фиолетовый" - смесь синего и красного). Но в некоторых штатах симпатии избирателей не определены, поэтому их голоса способны решить судьбу выборов. В последние четыре цикла президентских выборов крупнейшими подобными штатами были Пенсильвания, Огайо и Флорида. И именно за эти штаты традиционно идет борьба политиков, пытающихся стать президентами США. 

Роув разработал и создал систему, благодаря которой Республиканская партия максимально расширила свою избирательную базу, что позволило Бушу дважды победить на выборах, а республиканцам долгое время контролировать Конгресс. К примеру, в "ключевой" Флориде проживает многочисленная и влиятельная община выходцев с Кубы, крайне негативно относящаяся к режиму Фиделя Кастро. Поэтому "кубинская" политика Буша была и остается максимально жесткой, несмотря на то, что многие американцы выступают за смягчение режима санкций в отношении Острова Свободы. Поддержка Израиля сделал Буша популярным среди значительной части американских евреев (традиционно голосовали за демократов) и протестантских фундаменталистов. Буш начал борьбу за запрет абортов - что позволило ему привлечь симпатии американских католиков. Его явная нелюбовь к сексуальным меньшинствам привела к росту популярности Буша среди религиозных чернокожих. По совету Роува Джордж Буш повысил таможенные тарифы на импортируемую в США сталь - это позволило заручиться поддержкой влиятельных профсоюзов, защищающих интересы американских работников сталелитейных предприятий. Существуют также данные, показывающие, что и война в Ираке могла быть частью генерального плана Роува.

Роув также проявил себя мастером политической интриги: критики называют Роува "американским Геббельсом", который использовал любые методы для того, чтобы очернить противников. При Роуве сотрудники избирательного штаба Джорджа Буша приняли на вооружение новую стратегию. Компрометирующую информацию о политических конкурентах не просто обнародовали в надежде, что её заметят средства массовой информации, а аккуратно представляли в качестве важных штрихов негативного имиджа противника. Негативный имидж противников Буша постоянно корректировался, в зависимости от настроений американцев, которые отслеживались с помощью опросов общественного мнения. 

Команда Джорджа Буша неоднократно использовала "чёрный пиар". Вероятно наиболее показательным примером может считаться борьба Буша за право стать кандидатом от Республиканской партии в 1999 году. Тогда Роув мастерски использовал "черный пиар" против главного конкурента Буша - Джона Маккейна\John McCain (ныне вновь один из фаворитов республиканцев на предстоящих выборах). Любопытно, но здесь Роув выступил в роли ученика, превзошедшего своего учителя. Дело в том, что в начале своей карьеры он работал под руководством Дональда Сегретти\Donald Segretti, который в 1970-е годы работал на президента Ричарда Никсона\Richard Nixon и был одним из косвенных участников Уотергейтского скандала. Тогда Сегретти угодил в тюрьму за фабрикацию компромата против политиков-демократов. Во время выборов 2000 года он был сотрудником избирательного штаба МакКейна.

Изначально позиции Буша казались слабыми, по сравнению с МакКейном. МакКейн имел прекрасную репутацию: он был храбрым солдатом, мужественно вел себя во вьетнамском плену (Буш, служивший в Национальной Гвардии, во время войны во Вьетнаме не покидал пределов США), за его плечами была многолетняя карьера сенатора, занимавшегося проблемами международных отношений и безопасности (Буш не имел международного опыта), МакКейн не был замешан в коррупционных скандалах (подобные обвинения периодически высказывались в адрес Буша и его отца), был прекрасным оратором (Буш говорил плохо и маловыразительно), не имел вредных привычек (в отличие от Буша, который некогда был алкоголиком) и пр.

Однако сильные стороны МакКейна, благодаря Роуву, превратились в слабости. МакКейна обвинили в том, что он стал осведомителем северовьетнамских коммунистов - это обвинение было невозможно опровергнуть. Его жену откровенно оболгали, заявив, что она является наркоманкой. В прессу были выброшены слухи, которые свидетельствовали о "гомосексуализме" МакКейна. Параллельно была разыграна еще одна карта: сотрудники штаба Буша звонили потенциальным избирателям и представлялись сотрудниками фирмы, которая занимается исследованием общественного мнения. В ходе телефонного интервью они задавали вопросы типа: "Голосовали бы Вы за МакКейна, если бы знали, что он изменял своей супруге и имеет внебрачного ребёнка от чернокожей женщины?". Вопросы не противоречили законодательству США, так как они задавались в форме обсуждения гипотетических сценариев. Расчет строился на том, что чета МакКейнов удочерила темнокожую девочку из Бангладеш - появление МакКейна в компании приемной дочери могло ввести в заблуждение неинформированного избирателя.

Надо сказать, что подобные опросы могут считаться "визитной карточкой" Роува. В 1994 году, когда Буш боролся за пост губернатора Техаса, сотрудники Роува задавали избирателям следующий вопрос: "Готовы ли Вы проголосовать за губернатора Энн Ричардс (демократ, соперник Буша), зная, что большинство ее сотрудников составляют лесбиянки?". Аналогичные методы активно применялись Роувом и впоследствии.

Есть серьезные подозрения, что Роув несколько раз использовал и откровенные провокации. В 1986 году, когда Роув руководил кампанией по выборам губернатора Техаса, в канун дня голосования в его офисе были обнаружены подслушивающие устройства. Расследование показало, что посторонний человек не мог попасть в кабинет Роува, следов взлома обнаружено не было, батарейки в "жучках" были рассчитаны на 10 часов работы и были "свежими". В 2000 году трюк был модернизирован: во время выборов 2000 года журналистам было сообщено, что недоброжелательница Буша похитила видеокассету с записями его репетиции к дебатам с Элом Гором и переправила ее в штаб Гора. Де-факто, видеокассету действительно нашли в почтовом ящике штаба Гора, но поиск злоумышленницы не дал никаких результатов. В обоих случаях кандидаты Роува победили на выборах. Также в обоих случаях недоброжелатели Роува называли эти истории фальсификациями.

Джеймс Мор\James Moore и Уэйн Слэйтер\Wayne Slater опубликовали три книги о феномене Карла Роува ("Архитектор"\The Architect: Karl Rove and the Dream of Absolute Power, "Выход Роува"\Rove Exposed: How Bush's Brain Fooled America и "Мозг Буша"\Bush's Brain: How Karl Rove Made George W. Bush Presidential). Они отмечают, что Роув считал главным победы своих работодателей - лично Джорджа Буша и Республиканской партии. Его деятельность привела к тому, что при любом раскладе событий республиканцы будут доминировать в американской политике на протяжении ближайшего десятилетия. Однако интересы Соединенных Штатов - не Республиканской партии -  Роува интересовали в намного меньшей степени.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru