Категории каталога

Поп-политика

В США, как и во многих других странах, поп-культура используется политиками. Связь политиков и идолов массовой культуры становится особенно заметной во время выборов, когда политики начинают действовать по законам шоу-бизнеса.

Многие исследования, например, проводящиеся организацией Совет за Высокое Качество Работы Правительства\Council for Excellence in Government, показывают, что использование массовой культуры жизненно необходимо американским политикам, желающим "достучаться" до определенных групп избирателей. Это особенно важно при работе с молодежью и различными меньшинствами.

В 1985 году американский культуролог Нейл Постмэн\Neil Postman опубликовала провокационную книгу "Забавлять Себя до Смерти"\Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. В ней она обратила внимание на новую особенность политики, проявившуюся в эпоху массовой культуры, когда "форма исключает содержание". Она, в частности, доказывала, что главным средством общения политиков с избирателями становится телевидение. На телеэкране политик предстает не как мыслитель или управленец, а как знаменитость поп-культуры, такая же, как популярный певец или киноактер. Из-за этого политики вынуждены делать ставку на форму подачи своих мыслей и лозунгов - их суть выхолащивается и, в принципе, начинает иметь намного меньшее значение, чем требуется.

Попытки использовать ресурс поп-культуры на выборах в США предпринимались всегда. Иногда политики применяли для этого неординарные методы. Так, в 1992 году кандидат в президенты Билл Клинтон\Bill Clinton, участвовавший в популярном телешоу, сыграл на саксофоне. Этот поступок, при кажущейся малозначимости, сыграл серьезную роль. Дело в том, что в США саксофон традиционно воспринимается как музыкальный инструмент, популярный среди афроамериканцев. Игра на саксофоне показала многочисленным чернокожим избирателям США, что Клинтон "свой" - что он способен говорить с ними на одном языке и разделяет их культурные пристрастия. Впоследствии афроамериканская община никогда не отказывала Клинтону в поддержке. Старое соло на саксофоне отражается и на рейтингах нынешних кандидатов в президенты - Хиллари Клинтон\Hillary Clinton и Барака Обамы\Barak Obama. Клинтон - белая, Обама - черный, однако, согласно опросам службы Gallup, большинство афроамериканцев поддерживают именно экс-первую леди США.

Популярность американского политика далеко не всегда определяется его популярностью среди поп-культурных знаменитостей. Показательный пример дала президентская избирательная кампания 2004 года, когда за Белый Дом боролись кандидат Демократической партии Джон Керри\John Kerry и республиканец Джордж Буш\George Bush. Эд Сигел\Ed Siegel, политический обозреватель газеты Boston Globe, отмечал, что "Джон Керри получил невероятную по мощи поддержку "звезд" массовой культуры. До него подобным ресурсом не обладал ни один кандидат в президенты США". За Керри агитировали многие популярнейшие актеры, музыканты, режиссеры, журналисты, телеведущие - организаторы кампании Керри рассчитывали, что с помощью фанатов суперзвезд демократический кандидат сможет перетянуть голоса колеблющихся избирателей.

Буш (или организаторы его кампании), в свою очередь, умело использовали популярность актера Арнольда Шварценеггера\Arnold Schwarzenegger, республиканского губернатора штата Калифорния. На съезде Республиканской партии\Republican National Convention, на которой Буш был официально назван кандидатом республиканцев, он умело обыграл свои языковые ляпы, известные под названием "бушизмы". Буш заявил следующее: "Люди иногда пытаются исправлять мой английский. Я знаю, что у меня есть такая проблема, с ней некогда сталкивался и Шварценеггер".

В результате выборов, Буш опередил Керри, причем со значительным отрывом. Одной из причин этого стала все та же массовая культура: во время одного из популярных телешоу Керри прокатился на мотоцикле Harley-Davidson. Это достаточно дорогая и престижная марка мотоциклов, которая недоступна многим американцам. Результат: Керри начали воспринимать, не как "человека из народа", а как представителя элиты. В свою очередь, Буш никогда не представал перед публикой в подобном виде (зато он перед телекамерами занимался стрижкой кустов на своем ранчо - это занятие, которым предается любой американский домовладелец или фермер), что позволило ему сохранить имидж "человека из народа". По иронии судьбы, и Буш и Керри происходили из состоятельных семей, и назвать их "выходцами из народа" было затруднительно.

Историк Дорис Кирнс Гудвин\Doris Kearns Goodwin, автор нескольких книг об истории американских президентов, в книге "Линдон Джонсон и Американская Мечта"\Lyndon Johnson and the American Dream пишет: "Если политик надевает костюм, в котором чувствует себя некомфортабельно, люди мгновенно замечают это и реагируют негативно. Мудрость избирательных штатов заключается в следующем: если действия политика выглядят искусственными, то лучше избегать их". В своей статье о Джордже Буше, Гудвин отметила, что Буш - действительно может ощущать себя простым американцем - он некогда пошел против своей аристократической семьи, и американские избиратели оценили это.

Лисбет ван Зоонен\Liesbet van Zoonen, автор книги "Развлекая Граждан: Когда Политика и Массовая Культура Сливаются"\Entertaining the Citizen: When Politics and Popular Culture Converge, отмечает, что поп-культура, играющая в политике США столь значительную роль, сталкивается в Соединенных Штатах с проблемами, которые незнакомы многим государствам Европы. К примеру, по ее словам, "история поп-музыки в США может быть написана как история цензурных запретов". Американские политики осуждали Элвиса Пресли\Elvis Presley и Мадонну\Madonna за пропаганду секса, Элиса Купера\Elis Cooper и группу КISS - за сатанизм, многих рэпперов - за рекламу криминального образа жизни и пр. Однако, по иронии судьбы, периодически политики и музыканты оказывались в одной лодке и сотрудничали.

Парадоксальное заявление недавно сделал популярный актер Джордж Клуни\George Clooney. Журналист телеканала ABC спросил его о том, как Клуни намеревается поддерживать Барака Обаму, с которым находится в дружеских отношениях. Клуни ответил, что его "поддержка будет заключаться во всяком отсутствии поддержки", чтобы американцы не воспринимали Обаму как представителя Голливуда.

Материал предоставлен: Washington ProFile

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru