Категории каталога
Каталог / Наука / Новые технологии, изобретения / "Зелёные" технологии / Яхты-фабрики по производству облаков сделают мир лучше

Яхты-фабрики по производству облаков сделают мир лучше

Очередное средство борьбы с глобальным потеплением профессор Джон Лэтэм (John Latham) из университета Манчестера (University of Manchester) придумал совершенно случайно — идея пришла, когда учёный гулял в горах Северного Уэльса со своим сыном Майком. Мальчик спросил, почему облака, которые находятся высоко, — светлые, а те, что внизу, – тёмные.

Лэтэм объяснил ребёнку: причина в том, что облака, которые наверху, отражают свет, и его мало доходит до тех, что находятся ниже.

Тогда Джон задумался о том, что в принципе эту природную особенность можно было бы использовать во благо человечества. Основной целью профессор выбрал предотвращение глобального потепления со всеми его малоприятными последствиями. А всё, что он решил сделать, – это повысить отражательную способность верхнего слоя облаков.

Одно из наиболее "внятных" изображений "облачных яхт" Лэтэма и Солтера (иллюстрация John MacNeill).

Одно из наиболее "внятных" изображений "облачных яхт" Лэтэма и Солтера (иллюстрация John MacNeill).
Придумать легко – некоторые мечтатели, чтобы прекратить разогрев Земли, предлагают вещи и покруче. Вот только реализовать такие штуки бывает не так уж просто.

Манипулировать облачным покровом начали ещё в 1946 году. Тогда придумали "атаковывать" дождевые тучи с помощью частиц иодида серебра – для того, чтобы вызвать выпадение осадков. Правда, к глобальному потеплению такое изобретение отношения не имело. Да и изменение яркости, похоже, представляет собой куда менее тривиальную задачу.

Но на этот раз Лэтэм посчитал, что не нужно слишком сильно заморачиваться. Он решил, что нет никакой надобности добираться до каких-то невероятно далёких облаков, и всё можно сделать намного проще.

Можете посмотреть, как работает один из вариантов ротора Флеттнера. Правда, на него присобачили какую-то рекламу. Ну да ладно, не обращайте внимания (иллюстрация с сайта assoc.orange.fr).

Можете посмотреть, как работает один из вариантов ротора Флеттнера. Правда, на него присобачили какую-то рекламу. Ну да ладно, не обращайте внимания (иллюстрация с сайта assoc.orange.fr).
Был предложен нехитрый выход: управлять будем тучками, находящимися не на больших, а на малых высотах. Это намного легче, да и низкие облака можно всегда найти над морем в больших количествах. Речь в основном о тонких слоисто-кучевых облаках, закрывающих собой от солнечного света порядка четверти поверхности мирового океана и тем самым охлаждающих её.

Чтобы усилить охлаждение, нужно сделать отражательную способность облачного слоя выше. Если верить оценке, то этот параметр должен возрасти всего на 3% — этого значения хватит, чтобы сбалансировать мировой рост температуры.

Размышляя о том, с помощью какого средства можно увеличить яркость облаков, Лэтэм с коллегами подумали-подумали и решили, что за ингредиентами ходить слишком далеко не нужно. Вполне можно обойтись водой и солью, которую прямо тут же – в океане – можно и взять. Это здорово — как из соображений экономии, так и с точки зрения зелёно-технологического фанатизма. К тому же повышение концентрации соли в облаках как раз вызывает нужный эффект – повышение яркости.

Места, где недостаток слоисто-кучевых облаков особенно велик, выделены на карте жёлтым и красным цветами. Туда и направят флотилию для отражения солнечного света (иллюстрация Stephen Salter).

Места, где недостаток слоисто-кучевых облаков особенно велик, выделены на карте жёлтым и красным цветами. Туда и направят флотилию для отражения солнечного света (иллюстрация Stephen Salter).
Чтобы достичь требуемого охлаждения, нужно распылять морскую воду в различных участках планеты со скоростью порядка 50 кубометров в секунду.

Коллега Лэтэма, Стивен Солтер (Stephen Salter), профессор университета Эдинбурга (University of Edinburgh) предложил использовать морские суда, сконструированные специально для выбранной цели. Это яхты, которые в качестве источника энергии используют силу ветра.

Преобразователь энергии ветра в данном случае – не паруса, а роторы Флеттнера (названные так в честь изобретателя Антона Флеттнера — Anton Flettner) – вертикальные цилиндры с лопастями, вращающиеся под действием ветра.

Buckau — корабль с роторами Флеттнера, который был построен в 1925 году. Идея конструкции оказалась не слишком распространённой, но сейчас её хотят снова использовать на воде, хотя и не для мореплавания (фото с сайта en.wikipedia.org).

Buckau — корабль с роторами Флеттнера, который был построен в 1925 году. Идея конструкции оказалась не слишком распространённой, но сейчас её хотят снова использовать на воде, хотя и не для мореплавания (фото с сайта en.wikipedia.org).
В данном случае энергия расходуется не на движение яхт, а на распыление морской воды, фактически, на создание туч с необходимым альбедо (отражательной способностью, то бишь).

Интересно, что выходит эта распылённая вода в виде пара через трубы – те же самые, что служат в качестве роторов.

Вот такой милый проект. Яхты должны быть необитаемыми, так как для них, вероятно, не потребуется большого обслуживающего персонала. Но самих их потребуется довольно-таки много – около тысячи на всю планету.

Эта загадочная штуковина – прототип части турбины, которая должна создавать капли воды для облаков. Размер капли – меньше микрометра. Как будет создана тяга, поднимающая получающийся туман, — разработчики пока не уточняют. Подождём (фото Stephen Salter).

Эта загадочная штуковина – прототип части турбины, которая должна создавать капли воды для облаков. Размер капли – меньше микрометра. Как будет создана тяга, поднимающая получающийся туман, — разработчики пока не уточняют. Подождём (фото Stephen Salter).
Яхты не очень велики – метров по двадцать в длину (судя по рисункам, примерно такова же и высота труб), но довольно дороги – примерно по $2 миллиона за каждую. Как нетрудно прикинуть, стоимость всего проекта – где-то пара миллиардов, и это только "флот". А ведь ещё работу яхт планируют контролировать спутниковой системой! Так что спонсоров для этой затеи не выбирать надо, а звать сразу всех, кого только возможно.

Про похожие проекты Солтера — дождевую машину и поплавок для опреснения мы как-то уже рассказывали, но эта программа кажется ещё более серьёзной и перспективной. Сами изобретатели уверены, что их яхты можно будет использовать и с другими целями – например, в процессе восстановления кораллов. Правда, не сказали, как.

Окончательного мнения о том, как должны выглядеть яхты, ещё не сложилось. Вот один из вариантов (иллюстрация с сайта news.bbc.co.uk).

Окончательного мнения о том, как должны выглядеть яхты, ещё не сложилось. Вот один из вариантов (иллюстрация с сайта news.bbc.co.uk).
Пригодится ли нам эта вещь – пока непонятно. Ведь сейчас вред глобального потепления не так очевиден и не слишком велик. А, скажем, антарктическая рыба и прочая нелюдь неплохо к нему приспосабливается. Да и различных климатических машин времени для построения прогнозов у науки маловато.

Однако то, что мировая температура повышается – очевидный факт. И как с этим быть – тоже неизвестно. Конечно, теперь у нас есть очередной проект "битвы" с потеплением, но это пока что только, так сказать, концепт…

Даже интересно – неужели все такие красивые выдумки начнут воплощать, только когда человечеству станет совсем невмоготу?

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru