Категории каталога
Каталог / Это интересно / Планетарный масштаб / Каабы не так: чёрный ящик сошёл за квадрат Малевича

Каабы не так: чёрный ящик сошёл за квадрат Малевича

"Шнайдер, со своей стороны, всё ещё надеется найти город, который примет его куб", — этим предложением закончилась наша статья от 17 августа 2005 года. То есть уже тогда было очевидно, что скандальная история с творением "Cube Venice 2005" немецкого художника Грегора Шнайдера (Gregor Schneider) будет иметь продолжение. Она и возымела. 14-метровый чёрный ящик, переименованный в "Cube Hamburg 2007", с 23 марта до 10 июня стоит себе перед главным Гамбургским музеем искусств (Hamburger Kunsthalle).

Хубертус Гасснер — директор этого музея и куратор выставки "Чёрный квадрат. Чествование Малевича" (Das schwarze Quadrat. Hommage an Malewitsch). Во многом благодаря Гасснеру удалось побороть опасения относительно "оскорбления мусульман Европы" и создать абсолютный контраст квадратному белому зданию Hamburger Kunsthalle.

Грегор Шнайдер сумел устроить головную боль и себе, и искусствоведам, и чиновникам (фото DPA).

Грегор Шнайдер сумел устроить головную боль и себе, и искусствоведам, и чиновникам (фото DPA).
Однако вернёмся на годик назад. Тогда получивший от ворот поворот на Венецианской бьеннале Грегор Шнайдер привлёк соавторов и написал книжку "Кубы: искусство в эпоху глобального терроризма" ("Cubes: Art in the Age of Global Terrorism"), которая вышла в 2006-м.

В том же году Грегор был приглашён со своим "Кааба-кубом" в Берлин, в тамошний музей современного искусства. Художник оперативно переименовал работу в "Cube Berlin 2006" и помчался было в германскую столицу.

Но его снова ждал облом — генеральный директор государственных музеев Берлина Питер-Клаус Шустер (Peter-Klaus Schuster) приказал всё прекратить, хотя, как говорят, каталог выставки был уже в принтере.

Вы спросите, а что на месте куба было раньше? А мы ответим — а ничего (фото Gregor Schneider).

Вы спросите, а что на месте куба было раньше? А мы ответим — а ничего (фото Gregor Schneider).
Берлинская причина отказа та же, что и в Венеции — боязнь оскорбить чувства мусульман, коих в Германии живёт больше трёх миллионов. Соответственно и Шнайдер отреагировал так же, как и в Италии. Он заявил, что делал куб "открыто и честно", "без цинизма и с чистой совестью", а все претензии исходят совсем не от мусульман, а от христиан — политиков и чиновников, трусливо желающих перестраховаться.
Присутствие "Cube Hamburg 2007" не мешает детям кататься с каменной горки (фото Gregor Schneider).

Присутствие "Cube Hamburg 2007" не мешает детям кататься с каменной горки (фото Gregor Schneider).
Как передаёт New York Times, в поддержку художника выступил Надим Эльяс (Nadeem Elyas), председатель центрального совета по делам мусульман Германии. Он сказал, что проект Шнайдера выполнен с "честью и достоинством", и что запрет работы "не способствует диалогу между мусульманами и христианами".

"Мы заранее начали консультироваться с лидерами мусульманского сообщества о возможных проблемах. Это был такой откровенный и искренний диалог с "потенциально оскорблёнными", — объясняет менеджер проекта "Cube Hamburg 2007" Феликс Кремер (Felix Kraemer). — И все, с кем мы говорили — а это нормальные гамбургские мусульмане и религиозные деятели — были абсолютно благосклонны и не видели в чёрном кубе никаких проблем. Напротив, они назвали это "триумфом свободы самовыражения".

А подиум-то белый (фото Gregor Schneider).

А подиум-то белый (фото Gregor Schneider).
"Поскольку куб действительно напоминает мусульманам Каабу, у нас появляется даже больше причин относиться к нему с уважением, как к художественной работе или как к религиозному монументу. Мы надеемся, что и реакция публики тоже будет почтительной", — сказал Дьяфад Мохагайи (Dyafad Mohaghighi), выступая от имени единственного аятоллы Германии.
Вскоре Шнайдер будет думать, куда б свой куб пристроить дальше (фото Roland Magunia/Agence France-Presse).

Вскоре Шнайдер будет думать, куда б свой куб пристроить дальше (фото Roland Magunia/Agence France-Presse).
"Я не эксперт в области современного искусства, но тот диалог, который куб создаёт между немцами и мусульманским сообществом в Гамбурге, напоминает нам о пользе искренней беседы в культурном взаимопонимании", — признался генконсул США в Гамбурге Дуэйн Батчер (Duane C. Butcher).

Вот так Гамбург с его большими турецкими и иранскими общинами принял-таки сомнительную инсталляцию, хотя и под прикрытием "Чёрного квадрата" Малевича. Интересно, как сложилась бы судьба куба, если б его успел построить сам Казимир Северинович в качестве "могилы Ленина"?

Материал предоставлен: membrana

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru